Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Правонарушение".»
Урок обществознания в 9 классе
«Правонарушение»
Цели: : познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности, продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах; воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, презентация по теме «Правонарушения»
План: 1. Орг. момент.
2. Правонарушение и его признаки.
3. Виды правонарушений.
4. Состав преступления.
5. Почему важно знать, что считается правонарушением?
6. Рефлексия
7. Подведение итогов.
Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи
« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»
О чем эта притча?
Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.
Что придумали люди для регулирования общественных отношений? (социальные нормы)
Дайте определение понятию «социальные нормы»?
(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)
Перечислите виды социальных норм?
Большинство поступков, совершаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.
Подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права.
Д. Савонарола - итальянский монах, реформатор еще в 15 веке сказал: «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам». Прокомментируйте это высказывание. Слайд
Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.
Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы?
Как вы считаете, будет называться такое поведение? (противоправное).
О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.
Итак, тема нашего урока: «Правонарушение». слайд
Сформулируйте цель урока.
Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.
Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?
Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Каковы причины противоправного поведения?
Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.
План: слайд
*. Правонарушение и его признаки.
*. Виды правонарушений.
*.Причины правонарушений. Зачем нужно знать причины правонарушений?
Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.
Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение».
Сравните его с определениями из юридического словаря.
1.Правонарушение- это виновное общественно опасное противоправное деяние. Слайд
2.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону. Слайд.
Итак, правонарушение несет общественную опасность и связано с нарушением права.
Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.
Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.
Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд
Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.
Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.
Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.
Примерные ответы: Примером действия может служить:
-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.
Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;
- неоказание помощи больному.
2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).
Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.
3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.
4.Виновность.
Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.
ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.
Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.
Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№
1 группа . Гражданин Р., ограбил прохожего.
2 группа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.
Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?
Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет.
Т.о., вина может быть выражена в различных формах: Слайд№ (запись в тетрадь)
Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.
Т.о., в первой ситуации мы видим умысел, а в другой – неосторожность.
Выполните Задание №1 в котором нужно определить форму вины. Слайд
Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, ==========
Запишите в тетрадь.
Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.
1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.
2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.
Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).
Зная, это мы можем определить виды правонарушения.
По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:
• преступление
• проступок
В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?
Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Преступления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания
Дайте определения понятиям проступок и преступления.
Преступление - по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Проступок - противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем преступление. Слайд
Запишите их в тетрадь.
Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд №
Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений. Ответ обоснуйте.
хранение и распространение наркотиков
нарушений санитарно – гигиенических норм в кафе
разглашение государственной тайны
пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте
кража
нецензурная брань в общественном месте.
А остальные ситуации чем являются? (т.к. причиняют меньший вред обществу)
Класс делится на группы.
Познакомьтесь с содержанием статьи 20 УК РФ. (Рабочий лист 1 ) Задание для 1 –ой группы.
Задание для 2- ой группы. Проанализируйте материал на рабочем листе № 2.
Выясните какие виды и категории преступлений существуют?
Сделайте вывод.
Т.о., ответственность наступает за преступления с 16 – ти лет, а по ряду преступлений с 14 –ти.
Какие виды и категории преступлений существуют?
Переходим к следующему пункту нашего плана.
Каковы же причины преступности?
Работа в группах.
1 группа. Проанализируйте обращения несовершеннолетних преступников к своим сверстникам, т.е. к вам.
2 группа. Познакомьтесь с социологическим опросом учащихся нашей школы среднего и старшего звена.
Задание. Определите причины преступлений. Подумайте, зачем нужно знать, изучать причины преступлений? Зная причины преступлений, можно предотвратить или уменьшить их количество.
Т.о., причины правонарушений различны – это дефекты в сознании людей. Пренебрежительное отношение к личности – это причина совершения телесных наказаний, отсутствие трудолюбия – приводит к кражам, отсутствие патриотизма – к измене Родине, разглашению госуд. тайны.
Дефекты в сознании возникают из многочисленных жизненных ситуаций, которые неправильно разрешаются. Ребенок принес домой чужую игрушку, а родителя хвалят за «сообразительность», а не заставляют ее вернуть, то у ребенка сформируется неправильное отношение к чужой собственности.
Вряд ли в семье, где отец постоянно груб с матерью, детьми, можно рассчитывать на уважительное отношение к личности.
Т.о., дефекты в сознании порождаются негативными условиями в жизни, низким уровнем жизни населения, незнанием законов, наркоманией и т.д.
Мы проделали большую работу в поиске ответов на поставленные вопросы по теме. Вернемся к плану нашего урока. Достигли мы цели?
Рефлексия. Я даю вам мяч, а вы перекидывая его друг другу, говорите, что больше всего запомнили на уроке, что понравилось, что дал мне урок для жизни, у меня получилось…