kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Конспект урока

Тема урока: Правонарушение и юридическая ответственность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: осмысление понятий «правонарушение и юридическая ответственность» через анализ статей из нормативно-правовых  актов.

Задачи урока:

Предметные:

1-сформировать понятие правонарушения

2-раскрыть признаки правонарушения

3-выявить виды правонарушений, раскрыть различия между преступлением     и проступком

4-сформировать понятие юридической ответственности

Метапредметные:

-анализировать правонарушения, выделять главное

-актуализировать интерес к данной теме, используя статьи из нормативно-правовых актов и задачи для практикума.

Личностные:

-способствовать формированию правовой культуры.

УУД

Познавательные:

-находить в нормативно-правовом материале информацию необходимую для решения задач.

-анализировать статьи УК, КоАП, ГК, КЗоТ и делать вывод

-устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные:

-определять цель и проблему учебной деятельности

-выдвигать версии

-работать по плану, сверяясь с целью

Коммуникативные:

-развивать умение работать в группе

-высказывать свое мнение

-корректировать свое мнение под влиянием контраргументов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему "Правонарушения и юридическая ответственность" »

1.Конспект урока

Тема урока: Правонарушение и юридическая ответственность.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: осмысление понятий «правонарушение и юридическая ответственность» через анализ статей из нормативно-правовых актов.

Задачи урока:

Предметные:

1-сформировать понятие правонарушения

2-раскрыть признаки правонарушения

3-выявить виды правонарушений, раскрыть различия между преступлением и проступком

4-сформировать понятие юридической ответственности

Метапредметные:

-анализировать правонарушения, выделять главное

-актуализировать интерес к данной теме, используя статьи из нормативно-правовых актов и задачи для практикума.

Личностные:

-способствовать формированию правовой культуры.

УУД

Познавательные:

-находить в нормативно-правовом материале информацию необходимую для решения задач.

-анализировать статьи УК, КоАП, ГК, КЗоТ и делать вывод

-устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные:

-определять цель и проблему учебной деятельности

-выдвигать версии

-работать по плану, сверяясь с целью

Коммуникативные:

-развивать умение работать в группе

-высказывать свое мнение

-корректировать свое мнение под влиянием контраргументов

Этап урока

Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

1.

Организационный момент


Организует учащихся, проверяет готовность к уроку

Готовят необходимые учебные пособия

2.

Актуализация знаний

Повторить понятия

Вопросы учителя:

-в каком случае мы говорим «правомерное поведение»

-какое поведение, с точки зрения права, называется неправомерное поведение

Отвечают на вопросы

3.

Мотивация

Сформировать понятие правонарушения

1.Казус

Девятиклассник Петров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое стекло, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла

Вопрос :

-Какое поведение, с точки зрения права, совершил Петров?

-Как по-другому можно назвать неправомерное поведение?

-Что грозит Петрову за несоблюдение норм права?


Отвечают на вопросы.

4.
















5.

Постановка цели урока.

















Изучение нового материала

Раскрыть признаки правонарушения




































































































Раздаточный

материал.








































































Схема№1

Учитель делит учеников на четыре группы.

Спектр правонарушений очень велик: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие черты.


Рассмотрим признаки правонарушения.

Вопрос для 1 группы:

-Прочитать ст.12.8

КоАП Правонарушение совершенно действием (активное поведение) или бездействием (пассивное поведение)?

-Как называется правонарушение, предусмотренное в ст. 124 УК РФ?

-В форме действия или бездействия совершенно правонарушение?

Вопрос для 2 группы:

-Прочитать ст.128.1УК РФ, ст.12.33 КоАП

-Определить какую опасность (вредность) для общества представляют эти правонарушения.

Вопрос для 3 группы.

-Прочитать задачу №1

-Прочитать ст. 475 ГК

-Соответствуют ли действия продавца требованиям закона (нормам права)?

-Назвать признак правонарушения.

Вопросы для 4 группы.

-Прочитать задачу №2

-Как можно расценить деяние Панченко. Было ли оно совершенно по неосторожности или с умыслом?

-Прочитать задачу №3

-Как можно расценить деяния этого человека?

-Была ли у этого человека цель (умысел) помешать движению?

-Как вы считаете, виновны ли эти лица в совершении правонарушений?


Обсуждение схемы «Признаки правонарушений»

Закрепление понятий: правонарушение-

Деяние-

Действие-

Бездействие-

Вина-

форма вины-

Формируют самостоятельно цель урока:

-что такое правонарушение

-что такое юридическая ответственность










1 группа - Анализирует ст.12.8 КоАП, ст. 124 УК

-Называет 1 признак правонарушения.

2группа - анализирует ст.128 УК РФ, ст. 12.33 КоАП

-Называют 2 признак правонарушения.

3 группа

-Анализирует ситуацию (задача №1), ст. 475 ГК

_Называют 3 признак правонарушения.

4 группа

-Анализируют задачи №2, №3.

-Называют 4 признак правонарушения.










































Работа со схемой «Признаки правонарушений».

Обсуждение понятий.









Выявить виды правонарушений, раскрыть различия между преступлением и проступком.

Схема №2

-Понятия

Мы выяснили признаки правонарушений и сделали одновременно вывод, что правонарушения бывают разные: незначительные и опасные. Кроме того и общественные отношения, которые они нарушают, тоже бывают разные.

Посмотрите на схему «Виды правонарушений»

Беседа:

-Какие бывают виды правонарушений?


Вопросы для 1 группы

-Найдите статьи, которые относятся к самым опасным правонарушениям?

-Как называются эти правонарушения?


Вопросы для 2 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести проступкам, связанными с хозяйственной, экономической жизнью?

-Как называются эти проступки?


Вопросы для 3 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести и к проступкам, которые не имеют большой общественной опасности и, очень похожие на преступления.

-Как называются эти проступки?


Вопросы для 4 группы:

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые связаны с нарушениями трудовой, учебной, воинской дисциплины?

-Как называются эти проступки?

Работа с нормативно-правовым материалом.

Дают определение понятиям преступление, проступки, гражданские проступки, административные проступки, дисциплинарные проступки.

Работа с схемой





Отвечают на вопросы. Выписывают номера статей.


4.Сформулировать понятие юридическая ответственность.

































































Диагностика результатов учащихся.




Домашнее задание.









Нормативно-правовой материал.













Схема№3








































Анализ статей

КоАП,УК,ГК,

ТК.


Таблица.

Юридическая

ответственность.







Двухуровневый тест




Незнание закона не освобождает от ответственности.

-С какого возраста человек понесет наказание за совершение административного проступка?

-С какого- за совершение преступления?

-Работа с понятием юридическая ответственность.

-Работа со схемой «Виды юридической ответственности»

Беседа:

-Какой вид юридической ответственности влечет административный проступок?

-Какой вид юридической ответственности наступает за совершение гражданского деликта (проступка)?

-Какой вид юридической ответственности накладывается за совершение дисциплинарного проступка?

-Какой вид юридической ответственности накладывается за нанесение ущерба работником?

-Какой вид юридической ответственности накладывается за самое опасное деяние-преступление?

-Какие наказания предусмотрены за разные виды правонарушений










Учитель раздает тестовые задания (или размещает на интерактивной доске)


Параграф 10, ответить на вопросы с.92, задания с.93

Составить кроссворд по теме «Правонарушение и юридическая ответственность»

Анализ ст. 2.3 КоАП, анализ ст. 20 УК

Работа с понятиями:

Юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, материальная финансовая ответственность, дисциплинарная ответственность.


Отвечают на вопросы

































.

Работа с текстом КоАП,ст.3.2

(1 группа).

Работа с текстом

УК,ст.44(2 группа)

Работа с текстом ГК,ст.12 (3 группа)

Работа с текстом

ТК,ст.192,ст.238

(4группа)


Выполнение тестовых заданий.




Записывают домашнее

задание.



Раздаточный материал.

Нормативно-правовой материал.

Ст.12.8 КоАП. «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения».

1.Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортными средством на срок от полутра до двух лет.

Ст.124 УК «Неоказание помощи больному».

Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или специальным правилом, если это повлекло причинение по неосторожность средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Статья 12.33 КоАП. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Статья 2.3.КоАП. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 20.УК Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213) и др.



Статья 33.ГК Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе администрации. Трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации лишь в случаях:

4) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин.

Статья 161.УК Грабеж.

1.Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.



Статья 475.ГК Последствия передачи товара ненадлежащего качества

1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

2. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.



Статья 20.22.КоАП Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 115.УК Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, -наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Статья 20.1.КоАП Мелкое хулиганство.

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -



влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.



Статья 504.ГК Возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества.

1.При замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара.

Статья 12.7.КоАП Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1.Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

Задачи для практикума:

Задача №1.

Гражданка Разина Н.И. купила в магазине мясорубку. На покупку был выписан товарный чек. Дома покупательница обнаружила, что мясорубка имеет дефект: электропровод зажат между стенками корпуса. Гражданка Разина принесла мясорубку в магазин и попросила возврата денег. Продавец отказался принять бракованную мясорубку.

Задача№2.

На школьном дворе вспыхнула потасовка между группой ребят. В ходе нее Панченко А.Ж. толкнул на бордюр ученика школы Потапова С.А.. В результате падения Потапов получил перелом руки.

Задача №3. На эскалаторе люди стоят справа, а проходят слева. Кто-то поставил тяжелую сумку рядом. Проходивший слева пассажир не заметил сумки, споткнулся и получил тяжелый ушиб.



Схема № 1

Признаки правонарушений









Виновное деяние

Нарушение нормы права

Общественно-вредное деяние

Деяние (действие или бездействие)





Схема №2



Схема № 2

Виды правонарушений







Преступление





Проступки







Дисциплинарные

Гражданские

Административные





Схема № 3



Виды юридической ответственности

Гражданская

Дисциплинарная

Материальная

Финансовая

Административная

Уголовная




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Юсупова Альфия Ревкатовна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Правонарушение "
    ["seo_title"] => string(17) "pravonarushieniie"
    ["file_id"] => string(6) "207730"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430633745"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Правохранительные органы." "
    ["seo_title"] => string(28) "pravokhranitiel-nyie-orghany"
    ["file_id"] => string(6) "141009"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418049445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства