ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
«Правонарушение»
1.Ф.И.О:Бурмистрова Наталья Юрьевна
2.Место работы: МОУ «СОШ с. Новорепное Ершовского района Саратовской области»
3.Должность: Учитель истории и обществознания
4.Предмет:обществознание
5.Класс: 10
6.Учебник: Учебник Обществознание 10 класс, под редакцией Л.Н.Боголюбова
7. Цель урока: рассмотреть признаки и виды правонарушения, применить полученные знания в нестандартной ситуации.
8. Задачи:
- личностные: формирование качеств законопослушного гражданина, уважающего и соблюдающего права других людей;
- метапредметные: формирование умений работать с рисунком и схемой, планировать, корректировать и оценивать свою деятельность на уроке;
- предметные: умение выделять признаки и виды правонарушения, решать правовые задачи.
9. Тип урока: урок открытия новых знаний.
10. Методы и формы работы: фронтальная, групповая, ролевая игра, решение проблемных задач, работа с источником информации
11. Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
12. Структура и ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
- Объявление темы урока
Учитель загадывает правовые загадки:
- жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста;
- этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы;
- серая неприметная дама причинила материальный ущерб деду и бабе, разбив хвостом их единственную ценность из чистого золота;
- пожилая женщина-инвалид с костяной ногой использует запрещенный вид транспорта и занимается мелким хулиганством;
- деревянный лентяй с длинным носом прогуливает школу на представлении в кукольном театре.
Учитель задает вопросы:
- чем характеризуется поведение героев этих сказок?
- Как вы думаете, какова будет тема урока?
- Вы что-то уже знаете по теме?
- Можете ли вы назвать признаки правонарушений? Выделить виды?
Учащиеся дают ответы:
- лиса
- Карлсон
- мышка
- Баба-Яга
- Буратино
Учащиеся отвечают, что все эти герои нарушают закон, права окружающих, правовые нормы.
- Правонарушение.
- Что право – это система норм, регулирующих отношения межу людьми в обществе; что у каждого человека есть права, которые нельзя нарушать, что за нарушение прав и закона наступает ответственность.
Учащиеся затрудняются это сделать.
Личностные, познавательные
- Сообщение целей и задач
Учитель просит учащихся заполнить «Корзину идей», висящую на доске, ответив на вопрос: что бы вы хотели узнать по теме?
Учащиеся в парах вырабатывают цели, записывают их на карточках, озвучивают и помещают в «Корзину».
Обобщают и выводят цель урока.
Регулятивные, коммуникативные, личностные
- Планирование
Учитель предлагает заполнить хронокарту урока.
Учащиеся в парах составляют план действий по достижению поставленных целей, заносят его в хронокарту и распределяют время выполнения плана.
Регулятивные, личностные, коммуникативные
- Практическая деятельность учащихся.
- Контроль
- Коррекция
- Оценивание
Учитель предлагает учащимся дать свое определение понятию правонарушение.
Учитель дает определение из юридического словаря; объясняет непонятные моменты, затруднения, если они есть.
Учитель предлагает в четверках за 1 минуту выделить из определения признаки правонарушения.
Учитель предлагает оценить выполнение задания.
Вопрос учителя: какие действия по плану мы уже выполнили? Какой шаг следующий?
Учитель предлагает схему, которую нужно дополнить, выделив виды правонарушений.
Какая между ними разница?
Учитель предлагает оценить выполнение задания.
Учитель просит продолжить схему с одним из видов правонарушения – проступком и предлагает учащимся представить себя в роли юристов, а по истечении 2-х минут дать консультацию клиентам.
Учитель просит дать юридическую консультацию героям сказок: чьим клиентом является этот герой?
Какой вид проступка он совершил?
Какой совет вы бы ему дали?
Учащиеся определяют правонарушение как нарушение закона, ущемление чьих-то прав, несоблюдение правовых норм.
Сравнивают свое определение со словарем, выделяют то, что непонятно, если такое есть.
Учащиеся выделяют, озвучивают и сравнивают свои признаки с теми, которые даются в учебнике по праву.
Учащиеся дают самооценку по критериям, разработанным ими на предыдущих уроках.
Учащиеся дают ответ, ориентируясь по хронокарте, аргументируя его.
Учащиеся делятся на группы и с помощью текста выделяют виды правонарушений и выясняют различия между ними.
Выполняют задание на соотнесение правонарушений и их видов.
Учащиеся дают самооценку по критериям.
Учащиеся превращаются в юристов, работающих в юридической конторе:
1 группа – специализируется на административных проступках
2 группа – на дисциплинарных
3 группа – на гражданско-правовых
Каждая группа работает с текстом и ищет в нем характеристику и примеры своего вида проступков.
Учащиеся дают консультацию, аргументируя свой ответ
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные
- Итог урока
Учитель предлагает дополнить схему.
Можно ли продолжить заполнение схемы?
Учитель предлагает каждой группе разработать свое правило: как жить, не нарушая закон.
Учитель предлагает вернуться к хронокарте урока и «Корзине идей».
Учитель проводит рефлексию: что вы узнали сегодня? Где пригодятся эти знания? Для чего они нужны?
Учитель просит оценить учащихся свою работу на уроке.
Учащиеся дополняют схему на основе полученных знаний.
Можно, когда будет знакомство с видами ответственности за правонарушения.
Учащиеся в группах вырабатывают и записывают на карточках свои правила и вывешивают их на доску, как законопослушные граждане государства.
Учащиеся анализируют хронокарту и цели урока, делают вывод о выполнении плана и достижении целей, аргументируя свои ответы.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Каждый учащийся получает человечка и определяет свое место на пути к цели, в зависимости от уровня усвоения новых знаний он прикрепляет своего человечка к горе, нарисованной на ватмане.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
- Домашнее задание
Учитель предлагает домашнее задание:
- прочитать параграф и выполнить задание 1.
- выполнить задание 2.
- написать эссе на тему «От проступка до преступления один шаг»
Учащиеся выбирают свой уровень домашнего задания.
Личностные, регулятивные, познавательные