2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы и темы урока. | Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на иллюстративный ряд на доске. В его основе взяты художественные картины различных эпох. Кто в центре сюжетов? С помощью чего осуществляются связи между людьми? Сколько может быть участников таких отношений? Как называются такие отношения? Сформулируйте тему нашего урока! Что мы должны узнать? В ходе урока мы будем выделять особенности межличностных отношений, и фиксировать их в тетрадь. Затем, опираясь на них, дадим определение данного понятия. | Работа с иллюстративным материалом Межличностные Тема нашего урока «Межличностные отношения». Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений по различным классификациям | Познавательные: Находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Регулятивные: Определять цель урока Коммуникативные: Отвечать и слушать других Личностные: вырабатывать свои мировоззренческие позиции |
3 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий | Поиск решения учебной задачи. | Найдите в учебнике на с.50 виды межличностных отношений по характеру взаимоотношений, участников и направленности деятельности (первая классификация) и соотнесите их с рисунками. Чем приятельские отношения отличаются от товарищеских? Приведите примеры деловых, личных, приятельских и товарищеских. Как одним словом можно назвать взаимодействие двоих с целью получения знаний, информации или самого процесса деятельности? - Общение Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения. Другой особенностью межличностных отношений является обоюдность, характеризующаяся словом «взаимо». Вам давалось опережающее задание: найти иллюстрации таких взаимодействий людей. Представьте их нам и поясните содержание. В §6 есть рубрика «Учимся взаимодействовать с окружающими». Как вы понимаете фразу «Нельзя аплодировать одной рукой»? Вывод: Успех межличностных отношений зависит от взаимности действий Как люди общаются друг с другом? Что используют они в электронных сообщениях, чтобы показать свои чувства к человеку и отношение к ситуации? Нарисуйте различные варианты эмоций и чувств через смайлики в тетради, затем на доске. Всю гамму чувств можно разделить на две группы: чувства, которые сближают людей – положительные, позитивные, способствуют сотрудничеству и чувства, которые затрудняют, удаляют друг от друга – отрицательные, негативные. Задание в учебнике с.51: Раздели перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные. Задание по вариантам: 1вариант. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей. 2 вариант. Назовите чувства, которые людей разъединяют. Позитивные чувства вызывают симпатию – привлекательность; негативные – антипатию, т.е. отталкивают от людей. Таким образом, третьей особенностью межличностных отношений являются чувства. Вывод: Чувства – основа межличностных отношений Опираясь на микро выводы урока, сформулируйте, какие отношения можно назвать межличностными? Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер. Давайте рассмотрим ещё одну классификацию видов межличностных отношений – по длительности связей между людьми и результатам совместной деятельности: Знакомство Приятельство Товарищество Дружба Самый распространённый вид межличностных отношений – знакомство. Знакомыми могут быть жильцы твоего дома, все ученики твоей школы, пассажиры трамвая, с которыми ты часто ездишь в спортивную секцию. Главным условием для приятельских отношений является взаимная тяга, симпатия. Более близкими становятся отношения товарищества. Основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяет общая цель, результаты совместной деятельности. Более высокий уровень характеризуется словом дружба. Обычно много друзей не бывает. Найти друга – значит разделить с ним беду и умножить радость. Задание микрогруппам Соотнесите афоризмы с видами межличностных отношений, поясните смысл каждого и охарактеризуйте их в форме прилагательного или существительного: 1. Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может, И во всём, без дальних слов, Он помочь тебе готов. (У. Шекспир, английский драматург, поэт.) 2. Чем больше у тебя денег, тем больше знакомых, с которыми ничто тебя не связывает, кроме денег. (Т. Уильямс, американский писатель, драматург.) 3. Не может быть товарищества там, где один не приспособляется к другому. (Ф. Гвиччардини, итальянский историк.) | Аудиозапись определения Приятель — близкий знакомый. Товарищ — человек, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, Ребята находят виды и приводят свои примеры: деловые (коллеги на работе) личные (мама с дочкой готовят ужин) приятельские (просмотр к/ф с другом) товарищеские (работа над проектом по истории) 1 особенность – общение (выводится на экран и записывается в тетрадь) Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения. 2 особенность – взаимность Анализ иллюстраций Успех взаимодействия зависит от двоих Вывод: Успех межличностных отношений зависит от взаимности действий Смайлики Рисуют варианты смайликов в тетради и на доске Сближают: доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь. Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость. В списке на доске желтым маркером отмечают положительные чувства, красным - отрицательные симпатия антипатия 3 особенность – чувства Вывод: Чувства – основа межличностных отношений Виды межличностных отношений: Знакомство Приятельство Товарищество Дружба Запоминание новых понятий через аудиозапись Работа микрогрупп с раздаточным материалом Участники групп соотносят афоризмы с видами отношений. Поясняют смысл, дают характеристику в форме прилагательного: 1.Дружба; верная 2.Знакомство; корыстное 3.Товарищество; понимать и приспосабливаться к другому, взаимоподдержка, помощь | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Коммуникативные: Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
4 этап. Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему? Дружба Дружба ценилась всегда. А понять, настоящая ли дружба, возможно в экстремальных ситуациях. Рассказать об истории создания текста песни В.Высоцкого к к/ф «Вертикаль». Объяснить, кто такие альпинисты Задание микрогруппам: Прослушаем «Песню о друге» в исполнении Владимира Высоцкого. Опираясь на текст, ответьте на вопросы: Какие характеристики даёт автор настоящему другу? Как называет Высоцкий ненадёжного человека? Кого в горы брать нельзя? Что особенно важно в горах? Впишите в таблицу характеристики настоящей и мнимой дружбы, опираясь на текст: Настоящая дружба | Мнимая дружба | Не скулил; Не ныл; Хмур, зол, но шел; Стонал, но держал; Шел, как в бой; Как на себя самого, положись на него | И не друг, и не враг, а так; Не ах; Раскис; Сник; Чужой; | | Дружба. Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту… Работа с печатным текстом (визуально и вербально) Взаимопонимание, взаимопомощь Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы 4 особенность – дружба как высшая форма межличностных отношений | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
5 этап. Обобщение и систематизация | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Вновь обратимся к рубрике «Учимся взаимодействовать с окружающими» на с. 58. Прочитаем правило №2: «Не жалей комплиментов человеку, с которым ты взаимодействуешь». Что такое «комплимент»? Недаром американский писатель Марк Твен говорил: «Я могу два месяца питаться одним хорошим комплиментом». Но комплимент можно говорить не только посредством слова. Но и даря маленький сувенир, оригинальную вещицу, подарочек. 9 июня — Международный день друзей. Международный день друзей создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас и порадовали их. Давайте сейчас порадуем друг друга таким комплиментом. За минуту из подручных средств создайте комплимент и подарите своим одноклассникам Проблема. Составьте синквейн, вспомнив тему урока и промежуточные выводы. 1. Дружба 2. Верная, крепкая 3. Взаимодействовать, понимать, 4. Высшая форма межличностных отношений 5. 6-а класс | Аудиозапись определения: Комплимент – лестное замечание в адрес к-л, похвала Творческое задание: Работа в группах по 4 человека Содержание синквейна: 1-я строка – ключевое слово, понятие, выраженное в форме существительного. 2-я строка – 2 прилагательных. 3-я строка – 3 глагола. 4-я строка – фраза, несущая определённый смысл. 5-я строка – резюме, вывод, одно слово, имя существительное Тема: Межличностные отношения Выводы: 1. общение 2. взаимодействие 3. чувства 4. дружба – высшая форма | Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор |