Тема. Части тела. Т?н ?л?шт?ре.
Цель: обучение башкирскому языку, усвоение новых слов, понятий, названий
частей тела; развитие логического мышления, внимания, слуха, слухо-
зрительного восприятия; воспитание у учащихся интереса к изучению
башкирского языка.
Демонстрационный материал : слайды с пословицами, предложениями,
рисунками с ижображениями частей тела; карточки с правилами, таблица
окнчаний множественного числа, башкирский алфавит.
Активный словарь: баш, к??, ?аш, танау, ауы?, ирен, ?ола?, теш, тел, ?ул,
ая?.
Грамматические понятия: мине?, ?ине?, уны?.
Типичные предложения: Был мине? башым. Был мине? ?ашым. Был мине?
к??ем.
Ход урока :
I Организационный момент.
-?аумы?ы?ы?! Баш?орт теле д?ресен башлайбы?.Здравствуйте, начинаем
урок башкирского языка. Приготовьте к уроку учебники, карточки с
таблицами,тетради.
1.Ознакомление учащихся с планом урока
Сегодня на уроке : (Слайд 1)
1. Будем читать. (У?ыйбы?).
2. Будем писать. (Я?абы?)
3. Будем отгадывать загадки. (Йома?тар сис?бе?)
4. Узнаем новые слова. (Я?ы ?????р ?йр?н?бе?)
5. Будем составлять предложения. (??йл?мд?р т???йб??)
II. Ответьте на вопросы:
? Б?г?н нис?нсе число?
? А?на к?н? нинд?й?
? ?ле нинд?й ми?гел?
? Б?г?н кем дежур?? Д?рест? кем ю??
III. Повторение пройденного материала. (Слайд 2)
1.Фонетическая гимнастика.
? Сколько букв в башкирском алфавите? (42).
? Сколко специфический башкирских букв? (9).
Назовите их: (??, ??, ??, ?,??, ?,??, ??)
? Сколько гласных? (9)
Твердые гласные :а, о, у, ы
Мягкие гласные: ?, ?, ?, э(е), и
2. Работа со слогами. Артикуляционное упражнение. (Слайд 3)
За-з?
?а-??
?а-к?
?аза, к?з?.
?аза килтер? к?з?.
3.Дыхательная гимнастика “Раздуй снежинки”.
IV.Усвоение и активизация новых слов в лексике.
? А сейчас, слушайте меня внимательно, говорите, что слышите: (работа
с “экран”ом)
Голова, нога, рука, глаз, рот, ухо…
-Что вы называли? Как мы можем назвать все одним словом?
(Части тела).
Тема сегодняшнего нашего урока:Т?н ?л?шт?ре. Части тела. (Слайд 4)
? Запишите в тетраде сегодняшнее число и тему урока.
V.Объяснение новой темы.
Внимательно посмотрите на рисунок, назовите основные части
тела.(Называют).( Слайд 5).Некоторые части тела человека единичные, некоторые парные.О парных частях тела мы говорим во мн. числе.
Для следующей работы приготовьте тетрадь, таблицу с окнчаниями
мн.числа.
-Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки.
(Отгадывают, добавляют окончания мн. числа).
1.Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова-баш). ( Слайд 6)
2.Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят.
(Глаза- к????р). (Слайд 7)
3.Тёмная полоска
Протянулась плоско,
Через поле, косогоры,
Сквозь холмы и горы. (Брови-?аштар). (Слайд 8)
5.На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
С удов?ольствием он может.(Нос-танау). (Слайд 9).
6. Что нарисовано? (Уши-?ола?тар). (Слайд 10)
7. VI.Физминутка. (Слайд 11)
Бер, ике - у??а борол,
?с, д?рт –?ул я??а,
Биш, алты –?улдары?ды
Тей?ереп ал ая??а.
VII. Закрепление новых слов. Составление и перевод предложений.
? А сейчас проверим, как вы запомнили новые слова. (Слайд 12)
? Запишите их в тетради (Записывают все слова в ед. числе с
переводами)? Мы узнали, как по башкирски называются некоторые части тела. Как же мы скажем, чья это голова, чей нос, рот и.т.д? ( мой /моя,
твой/твоя,его/ее)
В русском языке принадлежность (эй?лек т?ш?нс??е) обозначается
при помощи притяжательных местоимений: мой /моя, твой/твоя,
его/ее. Аналогичные местоимения имеются в башкирском языке:
мине? — мой, ?ине?— твой, уны? — его. Однако, в башкирском
языке, помимо этих местоимений для обозначения принадлежности
употребляются особые притяжательные окончания. Сегодня мы
познакомимся с окончаниями 1-го лица, ед.числа.
-м, -ым/ем, ом/?м. (Слайд 13)
Задание: Переведите предложения на башкирский язык, допишите
окончания принадлежности. (Слайд 14)
? Это моя голова. Был мин…. баш….
? Это мой глаз. Был мин… к??…
? Это мой нос. Был мин… танау…
VIII. Продолжим изучение частей тела.
1.Никуда не торопись ты
И не кушай очень быстро!
Ты его не набивай,
И, конечно, не зевай! (Рот –ауы?) ( Слайд 15)
2. На красной перекладине белые куры сидят.(Зубы –тешт?р) (Слайд 16)
3. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык-тел). (Слайд 17)
IX. Закрепление новых слов. Составление и перевод предложений.
? Проверим, как вы запомнили новые слова. ( Слайд 18)
? Запишите их в тетради. (Записывают все слова в ед. числе с
переводами).
Задание: Перевед?ите предлож?ения на р?усский яз?ык: (Слайд 19)
1. Был мине? ауы?ым.
2. Был мине? телем.
3. Был мине? тешем.
? Предлагаю вам отгадать еще две загадки:
1.Всю ж?изнь х?одят в обгонку,а обогн?ать друг др?уга не м?огут. (Ноги-ая?тар). (Слайд 20)
2.Дв?ое б?елых лебед?ей –
У каждого по п?ять дет?ей. (Руки-?улдар). (Слайд 21).
X.Объяснение домашней работы.
Стр.58, Стихотворение “Был мин”.
(1.Читает учитель. 2. Читают хором.)
Дома: научиться читать выразительно, уметь показывать части тела. Выучить
слова в тетрадях.
XI.Завершение урока.
? Рефлексия.
Чт?о мы д?елали сегодня на ур?оке?
1. Чит?али. (У?ын?ы?).
2. Пис?али. (Я???ы?).
3. Отгадывали загадки. (Йома?т?ар сист?ек).
4. Узн?али н?овые слов?а. (Я?ы ??????р ?йр?нд?ек).
5. Составл?яли предлож?ения. (??йл?мд??р т???н??к).
? Выставление оценок.
Д?рес тамам. ?ау булы?ы?!
Цель: профилактика беспризорности
Задачи: определение причин ухода ребенка из семьи; учиться умению разрешения трудных жизненных ситуаций и преодоления их; формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающим.
Оборудование: плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога.
Ход занятия
Проведению классного часа предшествовало проведение анкетирования о понимании проблемы беспризорности и отношения детей и их родителей к ней. Просмотр слайдов по теме.
В течении недели вы ребята и ваши родители отвечали на вопросы анкеты, где я просила дать определение: «Что значит беспризорные дети?». Ваши ответы показали, что вы прекрасно понимаете, кто они, отчего они оказались в данной ситуации. Но меня огорчило, что в вопросе: «Готовы ли вы оказать беспризорному ребенку помощь?» практически 90% вас и ваших родителей дают категорический отказ. Я не хочу заниматься нравоучениями или стыдить вас. Нет! Просто хочу, чтобы вы обратили внимание на проблему, в которой оказались люди – ваши сверстники, живущие может быть совсем рядом с вами.
Давайте обратимся к закону. Согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих". Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу? Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности.
Человек биосоциальное существо Что такое "био" понятно. Наш рост и развитие наше становление происходит в обществе, т.е. в социуме. Формируется характер, черты личности, сама личность. Большую роль в этом играют отношения. Вообще, ребята, межличностные отношения сложная вещь. Тебя принимают или не принимают. Ты понимаешь что-либо или кого-либо или нет. Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи? Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер.
Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогает при необходимости.
Мы увидели на данной сводной схеме, по – модному, кластере, что уходы из семьи бывают по 2 причинам: 1. невозможность восприятия негатива в семье – отчаяние; 2. доказать что – либо родителям - вызов.
Мы уже выяснили, что в беспризорной жизни нет ничего, что нам хотелось бы испытывать в собственной жизни. И только что поняли, что причины по которым дети уходят из дома могут возникнуть и у нас. Как избежать возможной трудной ситуации? Или как ее решить если она уже наступила? Поможет нам в решении поставленной проблемы тренинг общения.
Тренинг СОЛНЫШКО
Отношения, как мы уже говорили, сложная вещь. И не важно, где, в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем новое общение с позиций своего "Я".
Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?
Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи на Солнце.
Вывод
Ребята посмотрите тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех: драки, дразниться – неуважение к товарищу. Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности: проблема неудовольствия своими физическими данными, невозможности преодолеть свою лень.
- Как вы думаете, проблема важна для вас, для вашей семьи? А для других? А разве твоя проблема не схожа с проблемой вот его? (сравниваю ) Выскажите свои суждения?
Ребята высказываю свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия.
Вывод: Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты общения как в школе, в классе, само собой и дома, в семье
Тренинг ДЕРЕВО нашей поддержки.
Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!
- Вас может поддержать семья? Да
- Вас могут поддержать друзья? Да
- Вас могут поддержать одноклассники? Да
- А может поддержать старший? Учитель?
- Как вы считаете, можно ли выделить из вышеперечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи?
- А вы со мной согласны?
- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?
Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.
Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?
Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.
Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.
Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашиваю, почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.
Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь становится легче общаться.
Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.
Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить
Обсуждение советов с детьми.
А вы считаете этот способ для вас приемлемым?
Как вы думаете, мы можем их учитывать? Почему?
Давайте считать, что эта памятка для поведения в трудной жизненной ситуации. Способы преодоления.
Рефлексия/
Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество охарактеризуйте его несколькими словами.
Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество. Чтобы вам было легче, примеры слов, которые можно использовать представлены.
Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов.
Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности, коммуникационной компетентности.
Благодарю вас всех за интересное общение. Мне было приятно с вами работать. До свидания