kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок толерантности в 9 классе

Тема: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Цели и задачи:

  1. Формирование у учащихся умения анализировать проблемные ситуации, защищать свои убеждения в корректной форме;
  2. Регулирование и укрепление межличностных отношений, стимулирование самовоспитания;
  3. Содействовать в выборе правильной модели поведения на основе анализа полученной информации.

Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, анкеты, слайды.

Ход урока.

  1. Мотивационная беседа.

На уроках обществознания мы уделяем много времени беседам о межличностных отношениях, моральных нормах поведения, необходимости и конструктивности взаимопонимания. Тема сегодняшнего урока является логическим продолжением этого разговора о культуре общения и поведения. Я уверена, что вы сами можете назвать золотое правило этики, потому что именно оно станет предметом нашего обсуждения.

(Учащиеся сами называют тему: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»).

1 слайд.

Прежде чем начать наш разговор, я хотела, чтобы вы выполнили тест, который лежит перед вами. Не удивляйтесь тому, что их перед вами по два варианта совершенно одинаковых теста: первый вы заполните сейчас, а второй – в конце нашего урока. Таким образом, мы посмотрим и определим, изменилось ли ваша точка зрения по тем вопросам, которые мы будем обсуждать.

  1. Самостоятельная работа учащегося (выполнение одного теста).

Ситуация №1. В классе появился новый ученик и вы…

  1. Подойдете, поздороваетесь и представитесь;
  2. Спросите его имя, откуда он приехал, кто его родители;
  3. Вообще не проявите к нему внимание: пусть он сам первый начнет проявлять инициативу.

 Ситуация №2. Вашего одноклассника несправедливо обидели и вы…  

  1. Немедленно дадите обидчику отпор;
  2. Займете нейтральную позицию: пусть сами решают свои проблемы;
  3. Попытаетесь разобраться с обеими сторонами и понять причину конфликта.

  Ситуация №3.На вашем пути стоит знакомый сверстник. Чтобы пройти вы…

  1. Даже если вам будет неудобно, вы обойдете его и не потревожите его;
  2. Отодвинете, извинитесь за доставленные ему неудобства;
  3. Попросите вежливо дать вам дорогу.

  Ситуация №4. При обсуждении вопроса в группе я …

  1.     Сразу начинаю объяснять, что и кому делать;
  2.     Присоединяюсь к любому мнению;
  3.      Просто, без лишних слов, делаю то, что нужно.

   Ситуация №5. Я стараюсь …

  1.     Всегда говорить то, что думаю;
  2.     Держать свое мнение при себе;
  3.     Понять, почему я думаю так, а не иначе.

Я вас не спрашиваю, какие варианты ответа вы выбрали. Но прошу обратить внимание на последний вопрос анкеты, в котором заключается смысл нового понятия – толерантности.

2 слайд:  Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (учащиеся записывают определение в тетрадь).

  1. Работа над новыми понятиями.

Чтобы разобраться в сущности этого понятия, мы попробуем расширить сейчас круг обсуждаемых вопросов и коснуться проблем, которые не могут не волновать современного человека. Все они связаны с конфликтами, без которых нет совместной жизни людей. Другое дело, как они решаются. Но к сожалению, человечество имея горький опыт двух мировых войн и множество вооруженных конфликтов, не отказалось от идеи насильственного регулирования отношений – войны. Вы все знаете, какие ужасы несет с собой такой способ. Но нас сегодня интересует судьба обездоленных людей, которые остались без средств к существованию, без крыши над головой.

Как вы думаете, в такое положение чаще попадают непосредственные участники боевых действий или мирные жители? Почему?

Так вот, те, которые в силу обстоятельств оказались «на линии огня», вынуждены мигрировать или переселяться, а попросту – бежать, спасая свою жизнь и жизнь своим близким. Но не всякий, спасающийся от войны, является беженцем с точки зрения законов нашей страны. Посмотрите и прочитайте юридическое определение этого понятия.

3 слайд: «Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Теперь ответьте на вопросы:

- может ли в нашей стране считаться беженцем человек, спасавшийся из Чечни?

- должна ли начаться война, чтобы появились беженцы?

- а кем же считаются те, кто прибыл из «горячих точек» в пределах России? Ответ на этот вопрос можно найти в Российском законодательстве. Такие люди называются «вынужденными переселенцами».

4 слайд:  «Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший  место           жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию  по признаку расовой или национальной принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

  1. Выступление Слюсарь Галины Дмитриевны. Ранее, до распада СССР, ее семья жила в Казахстане. Затем они вынуждены были переехать в РФ, т.к. возникла языковая проблема, везде использовался и применялся только родной казахский язык. В Казахстане остались друзья.
  2. Работа в группах над решением проблемных ситуаций.

Теперь, когда вы получили представление о таких понятиях как «толерантность»,  «беженец», «вынужденный переселенец» будем работать по группам. Каждая группа получит задание решить проблемную ситуацию, проанализировать ее, сделать вывод и поделиться с другими. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание и время на обсуждение.

1 группа:

Вам предложили оказать гуманитарную помощь вынужденным     переселенцам             из Чечни. Вы считаете, что:

  1. Достаточно и своих материальных проблем, а этим вопросом пусть занимается государство;
  2. Государство само по себе, не нам за него решать, а помощь каждый должен оказывать;
  3. Нужно оказать беженцам помощь, одновременно требуя участия в этом деле и государства.

С каким из этих мнений вы согласны и почему? Объясните свою позицию. Кто в нашем государстве должен решать проблему?

2 группа:

Вы представители редколлегии одного из престижных журналов. Журналист приносит сенсационный материал о незаконных действиях вынужденных переселенцев, которые вносят нестабильность в отношения с местными жителями. В заключение журналист требует запретить или ограничить расселение переселенцев в данном регионе. Как вы поступите с этой статьей?

  1. Напечатаете ее, так как у нас в стране свобода слова;
  2. Отвергнете материал, т.к. запрещено разжигание национальной вражды;
  3. Попробуете переработать текст.

3 группа:

В вашем коллективе сложились уже определенные взаимоотношения: в общении учитывается индивидуальность каждого, существуют свои микрогруппы. И вот вам представляют нового члена коллектива. При первом общении выясняется, что он имеет свои взгляды, отличающиеся от тех, которые сложились у вас. Новенький всех раздражает. Складывается конфликтная ситуация. Класс должен:

  1. Потребовать у администрации школы перевести новенького в другое учебное заведение;
  2. Терпеть поведение, которое ему не нравится;
  3. Обсудить, что именно и почему вызывают у большинства негативную ситуацию.

Заслушиваются ответы.  Обсуждение проблемных ситуаций, оказывается помощь с моей стороны, если дети затрудняются ответить.

Ребята! Возьмите второй тест и вновь ответьте на вопросы, которые вам уже знакомы (дети отвечают). Теперь сравните ответы первого теста и второго. Я не спрашиваю вас, кто изменил ответы, кто оставил прежние. Важно другое: сегодня нам удалось задуматься над проблемами, которые занимают лучшие умы человечества уже в течении многих веков. Теперь и мы, вместе с великим философом Бенедиктом Спинозой, знаем, что «главное – не смеяться, не плакать, а понимать».

Просмотр содержимого документа
«конспект урока толерантности »

Урок толерантности в 9 классе

Тема: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Цели и задачи:

  1. Формирование у учащихся умения анализировать проблемные ситуации, защищать свои убеждения в корректной форме;

  2. Регулирование и укрепление межличностных отношений, стимулирование самовоспитания;

  3. Содействовать в выборе правильной модели поведения на основе анализа полученной информации.

Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, анкеты, слайды.

Ход урока.

  1. Мотивационная беседа.

На уроках обществознания мы уделяем много времени беседам о межличностных отношениях, моральных нормах поведения, необходимости и конструктивности взаимопонимания. Тема сегодняшнего урока является логическим продолжением этого разговора о культуре общения и поведения. Я уверена, что вы сами можете назвать золотое правило этики, потому что именно оно станет предметом нашего обсуждения.

(Учащиеся сами называют тему: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»).

1 слайд.

Прежде чем начать наш разговор, я хотела, чтобы вы выполнили тест, который лежит перед вами. Не удивляйтесь тому, что их перед вами по два варианта совершенно одинаковых теста: первый вы заполните сейчас, а второй – в конце нашего урока. Таким образом, мы посмотрим и определим, изменилось ли ваша точка зрения по тем вопросам, которые мы будем обсуждать.

  1. Самостоятельная работа учащегося (выполнение одного теста).

Ситуация №1. В классе появился новый ученик и вы…

  1. Подойдете, поздороваетесь и представитесь;

  2. Спросите его имя, откуда он приехал, кто его родители;

  3. Вообще не проявите к нему внимание: пусть он сам первый начнет проявлять инициативу.

Ситуация №2. Вашего одноклассника несправедливо обидели и вы…

  1. Немедленно дадите обидчику отпор;

  2. Займете нейтральную позицию: пусть сами решают свои проблемы;

  3. Попытаетесь разобраться с обеими сторонами и понять причину конфликта.

Ситуация №3.На вашем пути стоит знакомый сверстник. Чтобы пройти вы…

  1. Даже если вам будет неудобно, вы обойдете его и не потревожите его;

  2. Отодвинете, извинитесь за доставленные ему неудобства;

  3. Попросите вежливо дать вам дорогу.

Ситуация №4. При обсуждении вопроса в группе я …

  1. Сразу начинаю объяснять, что и кому делать;

  2. Присоединяюсь к любому мнению;

  3. Просто, без лишних слов, делаю то, что нужно.

Ситуация №5. Я стараюсь …

  1. Всегда говорить то, что думаю;

  2. Держать свое мнение при себе;

  3. Понять, почему я думаю так, а не иначе.

Я вас не спрашиваю, какие варианты ответа вы выбрали. Но прошу обратить внимание на последний вопрос анкеты, в котором заключается смысл нового понятия – толерантности.

2 слайд: Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (учащиеся записывают определение в тетрадь).

  1. Работа над новыми понятиями.

Чтобы разобраться в сущности этого понятия, мы попробуем расширить сейчас круг обсуждаемых вопросов и коснуться проблем, которые не могут не волновать современного человека. Все они связаны с конфликтами, без которых нет совместной жизни людей. Другое дело, как они решаются. Но к сожалению, человечество имея горький опыт двух мировых войн и множество вооруженных конфликтов, не отказалось от идеи насильственного регулирования отношений – войны. Вы все знаете, какие ужасы несет с собой такой способ. Но нас сегодня интересует судьба обездоленных людей, которые остались без средств к существованию, без крыши над головой.

Как вы думаете, в такое положение чаще попадают непосредственные участники боевых действий или мирные жители? Почему?

Так вот, те, которые в силу обстоятельств оказались «на линии огня», вынуждены мигрировать или переселяться, а попросту – бежать, спасая свою жизнь и жизнь своим близким. Но не всякий, спасающийся от войны, является беженцем с точки зрения законов нашей страны. Посмотрите и прочитайте юридическое определение этого понятия.

3 слайд: «Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Теперь ответьте на вопросы:

- может ли в нашей стране считаться беженцем человек, спасавшийся из Чечни?

- должна ли начаться война, чтобы появились беженцы?

- а кем же считаются те, кто прибыл из «горячих точек» в пределах России? Ответ на этот вопрос можно найти в Российском законодательстве. Такие люди называются «вынужденными переселенцами».

4 слайд: «Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

  1. Выступление Слюсарь Галины Дмитриевны. Ранее, до распада СССР, ее семья жила в Казахстане. Затем они вынуждены были переехать в РФ, т.к. возникла языковая проблема, везде использовался и применялся только родной казахский язык. В Казахстане остались друзья.

  2. Работа в группах над решением проблемных ситуаций.

Теперь, когда вы получили представление о таких понятиях как «толерантность», «беженец», «вынужденный переселенец» будем работать по группам. Каждая группа получит задание решить проблемную ситуацию, проанализировать ее, сделать вывод и поделиться с другими. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание и время на обсуждение.

1 группа:

Вам предложили оказать гуманитарную помощь вынужденным переселенцам из Чечни. Вы считаете, что:

  1. Достаточно и своих материальных проблем, а этим вопросом пусть занимается государство;

  2. Государство само по себе, не нам за него решать, а помощь каждый должен оказывать;

  3. Нужно оказать беженцам помощь, одновременно требуя участия в этом деле и государства.

С каким из этих мнений вы согласны и почему? Объясните свою позицию. Кто в нашем государстве должен решать проблему?

2 группа:

Вы представители редколлегии одного из престижных журналов. Журналист приносит сенсационный материал о незаконных действиях вынужденных переселенцев, которые вносят нестабильность в отношения с местными жителями. В заключение журналист требует запретить или ограничить расселение переселенцев в данном регионе. Как вы поступите с этой статьей?

  1. Напечатаете ее, так как у нас в стране свобода слова;

  2. Отвергнете материал, т.к. запрещено разжигание национальной вражды;

  3. Попробуете переработать текст.

3 группа:

В вашем коллективе сложились уже определенные взаимоотношения: в общении учитывается индивидуальность каждого, существуют свои микрогруппы. И вот вам представляют нового члена коллектива. При первом общении выясняется, что он имеет свои взгляды, отличающиеся от тех, которые сложились у вас. Новенький всех раздражает. Складывается конфликтная ситуация. Класс должен:

  1. Потребовать у администрации школы перевести новенького в другое учебное заведение;

  2. Терпеть поведение, которое ему не нравится;

  3. Обсудить, что именно и почему вызывают у большинства негативную ситуацию.

Заслушиваются ответы. Обсуждение проблемных ситуаций, оказывается помощь с моей стороны, если дети затрудняются ответить.

Ребята! Возьмите второй тест и вновь ответьте на вопросы, которые вам уже знакомы (дети отвечают). Теперь сравните ответы первого теста и второго. Я не спрашиваю вас, кто изменил ответы, кто оставил прежние. Важно другое: сегодня нам удалось задуматься над проблемами, которые занимают лучшие умы человечества уже в течении многих веков. Теперь и мы, вместе с великим философом Бенедиктом Спинозой, знаем, что «главное – не смеяться, не плакать, а понимать».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока толерантности

Автор: Чернова Юлия Васильевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "План – конспект урока: «Закон толерантности. Закон оптимума.  Закон минимума» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "plan-konspiekt-uroka-zakon-tolierantnosti-zakon-optimuma-zakon-minimuma-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "295552"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455821750"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "конспект  урока английского языка для обучающихся 2 классов по теме «Повторение лексико-грамматического материала по теме  «Мы читаем сказки». "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-dlia-obuchaiushchikhsia-2-klassov-po-tiemie-povtorieniie-lieksiko-ghrammatichieskogho-matieriala-po-tiemie-my-chitaiem-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "134233"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416691812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока " Толерантность""
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-tolierantnost"
    ["file_id"] => string(6) "312970"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459421853"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства