Тема: Группа объектов. Общее название. (Что такое? Кто такой?)
Цели: сформировать начальное представление об общих именах, обозначающих группу
(класс) объектов;
научить называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя
группе объектов;
учить давать разные общие имена одному объекту;
формировать межличностные отношения (работа в группах, в парах)
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для групповой работы.
Ход урока:
Проверка д/з.
- На прошлом уроке мы учились описывать состав и действия объектов.
- “Чайнворд” (повторить особенности чайнворда)
(Обратить внимание на название составных частей и действий в описание предметов, существ, явлений.)
Повторение.
- Состав и действия объектов (слайды №1, 2)
- Посмотрите на изображённые объекты, назовите их состав и действия.
Игра “Бывает - не бывает” (физпауза)
-Я задаю предмет и его действие. Если предмет такое действие выполняет - хлопок в ладоши, если предмет такое действия не выполняет - приседание.
Лягушка кукарекает
Книгу читают
Воробей чирикает
Курица плавает
Сосиску едят
Пингвин летает
Лопатой подметают пол
Мелом пишут на доске.
Работа по теме урока.
- Итак, мы с вами узнали: чтобы описать предмет или существо, нужно назвать его составные части и действия. Сегодня мы будем учиться отвечать на вопросы “ Что такое? Кто такой?»
- Как вы думаете, ответ на этот вопрос надо начинать с названия частей и действий предмета (объекта)?
Например: Что такое сосна? (дерево)
Кто такой Маугли? (герой сказки)
Кто такой хоккеист? (спортсмен, человек)
- Слова, с которых начинается описание предмета, - это общее название для группы, к которой можно отнести предмет. Каждый предмет в группе можно обозначить этим общим названием.
- Что, кроме сосны, можно назвать словом «дерево»? (берёзу, тополь …)
- Кого, кроме Маугли, можно назвать героем сказки? (Буратино, Золушку…)
- Кого, кроме хоккеиста, можно назвать спортсменом? (лыжника, баскетболиста…)
1. Сейчас мы попробуем назвать предметы группы (задание №12) (слайд №3)
- Прочитайте общие названия, записанные в таблице (буква, растение, зверь, птица, город…)
- Какие ещё можно вписать общие названия? (имя девочки, имя мальчика, названия рек…)
- Прочитайте названия отдельных предметов в группе «растение» (осина, сирень, липа) (коллективное заполнение столбца таблицы)
Заполнение остальных столбцов таблицы происходит в группах (5 групп, каждая заполняет 1 столбец). Проверка.
- Ребята, если желаете, то всю таблицу можете заполнить дома.
2. А теперь давайте выполним задание, обратное заданию №12: имея изображения отдельных предметов, нужно дать общее название группе. (Задание №10) (слайд №4)
3. Задание №11. На рисунках изображена витрина магазина. Нужно вписать в рамку общее название для незакрашенных предметов. (Слайд №5) (1-й рисунок – коллективно, 2-й, 3-й, 4-й – самостоятельно, проверка)
- Сколько разных общих названий у самосвала в этом задании? (два: игрушка, машина). Какой вывод можно сделать?
Вывод: Один и тот же предмет можно отнести к разным группам. Следовательно, на вопросы « Что такое? Кто такой?» можно ответить по-разному.
- Посмотрите, на описание Красной Шапочки. Какие два разных общих названия используются в этом описании? (человек, герой сказки)
Игра «Дайте как можно больше ответов на каждый вопрос» (физпауза)
- Что такое «кедр»? ( растение, дерево, хвойное дерево, дерево, на котором растут орехи)
- Кто такой …. (назвать ребёнка) ? ( человек, школьник, мальчик, сын, друг, брат, спортсмен)
Вывод: У объектов может быть несколько общих названий
4. Слайд №6 (задание №13)
- Названия каких предметов можно отнести к предложенным группам?
- Какое название нельзя написать ни на одной табличке? Почему? (котёнок живой)
- Сколько разных общих названий у арбуза в этом задании? (2) у мячика? (3)
- Я распределила эти предметы по множествам. Посмотрите, правильно ли я это сделала? (Слайд №7)
Физминутка (Слайд №8)
5. Задание №15 (Слайд №9) Что это такое или чем это может быть? Прочитайте ответы для первых рисунков. Запишите ответы для остальных рисунков.
Самостоятельная работа: I вариант - велосипед
II вариант - Незнайка (проверка в парах)
Итог урока
- Чему учились на уроке? (давать общее название предметам и существам, называть отдельные предметы группы)
- Сколько общих названий может быть у предмета? Приведите примеры.
- Назовите отдельные предметы группы «Реки»
Домашнее задание С.36 №14, с. 37 №16, с.38 №17
Рефлексия
Оцените своё настроение (Слайды №10, №11)