Тема: «Золотая осень»
Место урока в учебном процессе: урок по предмету «Развитие устной речи» в 3 классе для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель: развитие познавательных способностей в процессе закрепления и уточнения представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать формировать знания об изменениях в природе;
уточнять и систематизировать знания о природных явлениях;
развивать навык практической деятельности на уроке.
2. Коррекционно-развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
расширять словарный запас и общий кругозор;
формировать способность эмоционально выражать собственное отношение к учебному материалу.
3. Воспитательные:
формировать адекватные межличностные отношения;
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
воспитывать бережное отношение к природе.
Используемые технологии:
здоровьесберегающего обучения;
личностно-ориентированного обучения;
информационно-коммуникационные.
Оборудование:
интерактивная доска SMART Board;
мультимедийный проектор;
авторские медиапродукты (презентация 1, среда Microsoft Office PowerPoint 2007)
Ожидаемые результаты и способы их достижения за счет внедрения ИКТ:
В ходе практического выполнения заданий у детей должны сформироваться знания о природных явлениях.
ЦОРы на уроке используются на этапах:
актуализации знаний;
открытия новых знаний;
закрепления.
С их помощью создается и разрешается проблемная ситуация, которая должна помочь учащимся усвоить новые знания.
Использование слайдов презентаций должно помочь подвести детей к правильным выводам, осмыслению нового учебного материала.
Единство стиля и оформления презентаций, гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением ЦОРов на уроке позволяет:
- провести урок в хорошем темпе;
- осуществить деятельностный подход к изучению материала;
- сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным;
- наглядно показывать и выделять значимые детали урока;
- представлять уникальные материалы (картины, звукозаписи и др.);
- применять различные формы работы на уроке;
- повысить мотивацию детей к занятиям;
- создать ситуацию успеха;
- минимизировать утомляемость учащихся;
- реализовать принцип «учение с увлечением»;
- создавать и совершенствовать собственную коллекцию мультимедийных материалов к урокам.
Продолжительность урока — 40 минут.
Ход урока:
Слайд 1. -Здравствуйте. Все сегодня пришли в школу с хорошим настроением? Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра.
К нам в гости на урок пришли ребята первого класса, они будут заниматься вместе с нами.
Слайд 2. - Послушайте, что за музыка звучит? Знакома она нам? Кто к нам приходил на урок под эту музыку? (Осень)
-Какими словами мы называем осень? (золотая, разноцветная и т.д.)
-А осень ещё можно назвать волшебницей и сейчас, посмотрите, осень взмахнула своей волшебной палочкой и я уже не учитель, а настоящая …(осень)(Учитель надевает на голову венок из осенних листьев).
Слайд 3. Торопилась к вам сегодня и нечаянно уронила все картинки, что приготовила, помогите, пожалуйста, выбрать все картинки, где я нарисована.
- Какие времена года вы ещё знаете?
Игра «Путаница» дети выбирают из картинок только рисунки, на которых изображена осень.
-Молодцы, вы хорошо знаете, какая бывает осень. А что здесь за конверт? Давайте посмотрим.
^ Игра «Разрезные картинки» дети работают в парах. Картинки разрезаны на 4-6 частей (сложность зависит от индивидуальных особенностей детей). Складывают изображение зонтика.
Слайд 4. Загадка про зонт.
Слайд 5. Игра «Солнышко и дождик» динамическая пауза. «Солнышко» - дети двигаются под музыку, «Дождик» прячутся под зонтиком.
Слайд 6.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
-Осенью часто идут холодные дождики. Давайте покажем осени, как мы научились рисовать. ^ Игра «Дорисуй картинку» на каждого ребенка индивидуальный рисунок.
-Как вы замечательно рисуете. Скажите, вы умеете отгадывать загадки?
Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12 Загадки о приметах осени и животных.
Слайд 7.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья?
Слайд 8.
Сидят – зеленеют,
Падают – желтеют,
Лежат – чернеют.
Слайд 9.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -.
Слайд 10.
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?.
Слайд 11.
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.(Зайчишка)
^ Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?.(Лиса)
Слайд 12.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех.(Волк)
^ Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)
Слайд 13 – Как много вы уже знаете и умеете. Я знаю, что вы учили стихи. Давайте мы сейчас проведем маленький конкурс на лучшего чтеца.
(Дети читают стихи про осень, заученные на уроках развития речи).
В награду осень дарит цветные листочки.
Слайд 14 - Молодцы, ребята. А теперь мне пора уходить.
Осень прощается, выходит, по дороге рассыпает разноцветные мячики (желтые, зеленые и красные) из корзинки. Дети помогают собирать мячики.
Игра «Обменяй мячик на яблоко».
-Что мы сегодня делали?
-Кто приходил к нам в гости?
-Что вам больше всего понравилось?
- Давайте пригласим ребят из 1 класса к нам в гости ещё раз.
Слайд 15
Итог.