kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Семья и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к интегрированному уроку обществознания и истории и культуры народов Марий Эл в 10 классе, который был пердставлен на республиканском семинаре "Формы и метожы патриотического воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС" 14 марта 2014 года. Семинар проходил на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья и общество" »

Конспект

открытого интегрированного урока ИКН и обществознания

в 10 классе МБОУ «СОШ № 1 города Козьмодемьянска»

Дата проведения: 14.03.2014г.

Тема урока: «Семья и общество. Традиции семейного воспитания»

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания обучающихся о семье и обществе, традициях семейного воспитания

Задачи:

Способствовать формированию правовой грамотности учащихся;

Расширить представления о функции семьи, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека;

Способствовать формированию у учащихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.

Форма проведения урока: интегрированный урок ИКН с обществознанием

Оборудование: «Что это» - видеозапись притчи. Ноутбук, проектор, интерактивная доска, родословные учащихся в электронном и бумажном варианте, родословная учителя в бумажном варианте.

Презентация учителя к уроку «Семья и общество».

Презентации учеников:

  1. «Моя семья – свеча моей души».

  2. «Эволюция семьи?».

  3. «Поэт, хирург и гражданин».


Выставка: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, родословные учащихся в бумажном варианте, родословная учителя в бумажном варианте.

Оформление доски:

Дата проведения урока: 14.03.2014г.

Тема урока: «Семья и общество. Традиции семейного воспитания»

Эпиграф к уроку: «Все самое хорошее, что связывает меня с  окружающим миром, связано с моей семьёй». Вильгельм Гумбольдт.


Ход урока:

  1. Организация детей к проведению урока: построение кадет и сдача рапорта дежурным по классу.


  1. Целеполагание:

Учитель ИКН: Сегодня мы продолжим разговор о семье, обществе и традициях семейного воспитания.

Учитель обществознания: Обобщим и приведем в систему знания по теме «Семья и общество. Традиции семейного воспитания».

Учитель ИКН: эпиграфом нашего урока является прекрасное высказывание немецкого философа В. Гумбольдта о семье «ВСЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ, ЧТО СВЯЗЫВАЕТ МЕНЯ С  ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, СВЯЗАНО С МОЕЙ СЕМЬЁЙ».

Учитель обществознания: Да, семья – это самое главное в жизни человека.

Вопрос: А что такое семья? Дайте определение.

Значит, семья – это основа любого государства. Вы помните, что государство регулирует взаимоотношения между членами семьи с помощью семейного права. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер. К ним относятся любовь, брак, взаимное уважение, воспитание в семье. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения, к которым можно отнести имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными.

Учитель ИКН. Задание: На кирпичиках напишите, что значит для вас родительский дом?

Вопрос: Какие правовые документы регулируют семейные отношения в РФ?

Задание: Необходимо вписать пропущенные слова в фразах, взятых из Конституции РФ и Семейного кодекса РФ.

(1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. - Статья 12. Семейный кодекс.

2. Признается брак, заключенный только в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния). - Статья 1. Семейный кодекс.

3. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. - Статья 38. Конституция.

4. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. - Статья 23. Конституция.

Вопрос: На каких принципах основано семейное право?

(Выступление Романова Даниила о принципах семейного права.

Принципы семейного права – это те положения, которые определяют сущность семейного права и имеют общеобязательное значение в силу их закрепления в нормативно-правовых актах. К ним относятся:

1. принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа;

2. принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины;

3. принцип единобрачия (моногамия);

4. равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера;

5. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

6. приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов;

7. обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи;

8. защита семьи государством.)

Учитель обществознания: Правовая грамотность населения – это показатель развитости любого государства. Каждая семья имеет свои права. Семья – обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под его защитой. В России приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные функции.

Вопрос: Как государство осуществляет функции защиты семьи?

(Выступление Атласкина Романа

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.

2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание

3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.

4. Предоставляет льготы многодетным семьям.

5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам.

6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости).

Учитель обществознания: Каждый образованный человек в современном мире должен владеть терминологией и грамотно ее использовать.

Задание: Установите соответствие между терминами и их определениями.

(Выполнение заданий на интерактивной доске

Эгалитарная - семья, в которой оба супруга занимают равное положение;

Нуклеарная - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей;

Репродуктивная - удовлетворение потребности семьи в ребенке и биологическое воспроизводство населения;

Патриархальная - семья, во главе которой стоит мужчина;

Инфертильная - семья, не имеющая детей;

Матриалокальная - тип семьи, предполагающий проживание мужа совместно с родителями жены;

Моногамная - семья, состоящая из двух человек: мужчины и женщины;

Рекреативная - оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.)

Учитель обществознания: Но семья не должна рассматриваться только с точки зрения правовых отношений. Семья – это еще и традиции, история

Учитель ИКН: Традиция – это часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее. Лучшие традиции мы стараемся сохранить, худшие из них - забыть.

Вопрос: Какие традиции были характерны для марийской семьи в прошлом?

(Выступление Толстова Александра

Традиции марийской семьи в прошлом были следующие:

  1. Марийская община не приветствовала примачество – это проживание зятя в семье родителей жены.

  2. В марийской семье традиционно женщина после вступления в брак переходила в дом мужа.

  3. При разделе большой семьи отделялась семья старшего сына, в доме отца оставался младший сын.

  4. В марийских деревнях после замужества женщина как бы «теряла свое имя» - её называли не иначе как, например, «жена Василия», «жена Петра».

  5. Глава семьи - старший мужчина.

  6. Существовала традиция разделения труда между мужчинами и женщинами.

  7. Образованию особого внимания не уделялось. Отдавали 1 сына на 1-2 года обучения, а девочек – крайне редко.

  8. Традиционно браки совершались по сватовству и были

однонациональными).

Учитель ИКН: Какие изменения произошли в структуре семьи и внутрисемейных отношениях в настоящее время?

(Сообщение Заляевой А.- выступление сопровождается презентацией

Какие же изменения произошли в структуре марийской семьи?

1. Исчезла большая неразделенная семья, а двухпоколенные составляют 66%, трехпоколенные - более 25%.

2. Исчезли браки со сватовством.

3. Браки между молодыми заключаются по их выбору и согласию.

4. Увеличилось количество национально-смешанных браков. Марийско-русские браки составляют около 65% всех национально-смешанных браков.

5. Увеличивается обычай церковного венчания.

6. Снизился численный состав марийской семьи: средний состав на селе - 3,9 человека, а в городе – 3,4.

7. Появилась городская марийская семья, которая составляет 25%.

8. Мужчины и женщины имеют примерно одинаковый образовательный и профессиональный уровень.)

Задание: (Работа в парах) Из данных утверждений выберите те, которые сохранились до наших дней (укажите цифрами) (2,5,7, 9, 10)

Карточка № 1.

  1. Главой семьи всегда является старший мужчина.

  2. При разделах и выделах в доме отца остается младший сын.

  3. Меньше загружены работой по дому девушки на выданье, так как заняты подготовкой приданого.

  4. В обычае марийцев было соблюдать возрастную очередность вступления в брак: младшие сыновья не могли жениться раньше старших, младшие дочери выходили замуж только после старших.

  5. В марийской семье сохранились традиции разделения труда между мужчинами и женщинами.

  6. К труду дети привлекались с 5-6 лет.

  7. Марийская семья традиционно основывается на патрилокальном поселении.

  8. Большинство браков совершалось по сватовству.

  9. У девушек воспитывали трудолюбие, скромность и целомудрие,

у мальчиков - трудолюбие, силу воли, мужество.

  1. Воспитанием детей в семье занимается женщина.


Учитель ИКН: Ваши исследования показали, что каждая семья по-своему уникальна. Но есть в нашей школе семья, о которой хотелось бы нам узнать больше.

(Презентация «Моя семья – свеча моей души» – Русаков Дмитрий

Наша республика – частица большой России. И жители нашей республики чувствуют себя здесь, на своей Родине комфортно, потому что они воспитаны в труде, в уважении друг к другу, в любви к отечеству. Все эти добрые качества прежде всего воспитываются в семьях. И я хотел бы познакомить вас с семьей, которая достойна уважения.

Это семья бывшего директора нашей школы Кузнецовой Татьяны Никандровны. Родилась она в деревне Рутка, которая в настоящее время находится под Волгой – попала под зону затопления. В семье кроме Татьяны Никандровны было еще семеро детей. Это была настоящая патриархальная семья со своими законами – глава семьи – старший мужчина в семье. Именно благодаря своим родителям, бабушке и дедушке, дети в этой семье приучены к труду, ответственности, почитанию к старшим. Все эти премудрости потом Татьяна Никандровна «перенесла» и в свою, когда пришло время свить свое гнездо. Её жизнь выстроена ею самой благодаря целеустремленности, трудолюбию и уму. Кузнецова Т.Н. – педагог, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования России, депутат городского собрания депутатов, почетный гражданин города Козьмодемьянска, а самое главное – она мудрая жена и мать, воспитавшая двух прекрасных сыновей, и бабушка, воспитывающая сейчас 6 внуков. Я считаю, что на таких семьях держится наша Земля. Именно такие семьи являются примером для подражания.)

Учитель ИКН:

«Стоит ли былое вспоминать, звать его в дорогу, в дальний путь?

Все равно, упавших – не поднять, все равно – ушедших – не вернуть.

И сказала память: «Я могу все забыть – но нищим станешь ты.

Я твои богатства стерегу, я тебя спасу от слепоты…»

Чтобы не быть нищими духом и знать, где наши корни, вы составили свои родословные. Эта работа замечательна тем, что она в ходе сбора материала дала вам драгоценные минуты общения не только с самыми близкими, но и с дальними родственниками. Вы наверняка узнали много полезного и интересного о своей семье, о представителях своего рода.

(Презентация «Мой дед – хирург и лирик» Шапкин Илья

Мой дед Илья Кузьмич Шапкин родился в деревне Алатайкино (2 августа 1936 года) Килемарского районарайона в 1936 году. Подобно Прометею он грел души людей. Он как хирург сделал тысячи операций, более 30 лет проработал хирургом и писал стихи.

Среднюю школу он окончил с похвальным листом, на фельдшера выучился в городе Йошкар-Ола, высшее образование получил в городе Горьком в медицинском институте.

Многие жители нашего города обязаны своим спасением хирургу Шапкину. В свободное время мой дед сочинял стихи. В настоящее время изданы его произведения отдельными сборниками. Сборник «Судьба» напечатан уже после его смерти на средства всех родственников деда. Я горжусь, что у меня был такой дед. Мне очень нравится стихотворение «Я апрелю брат родной». Хотел бы прочитать его вам. Умер мой дед 5 августа 1990 года. Было ему 54 года.)

Учитель ИКН: Много сложено пословиц и поговорок о семье, детях, родителях. Давайте вспомним их.

Задание: Продолжить вторую половину пословицы (на интерактивной доске)

Учитель ИКН: В народе говорят, если человек знает свои корни и почитает родственников своих – воспитанный человек, достоин уважения. А мы такие?

Учитель обществознания: Какова основная мысль притчи?

Учитель ИКН: Притча «Что это?»

Нужно быть заботливыми и терпимыми по отношению друг к другу. И помнить золотое правило морали: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Учитель обществознания. Какие термины родства вам знакомы.







Задание: Найдите в волшебном квадрате 25 близких и дальних родственников.

В

О

П

П

А

С

Ы

Н

О

К

Л

Я

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

Н

И

К

З

А

П

О

А

М

Т

Е

С

Т

Ь

Т

О

Р

М

Е

Д

Е

Д

П

Е

В

М

А

Т

Ь

Д

Е

К

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

З

Я

Т

Ь

Ш

Ь

М

Ы

В

О

Д

С

А

Я

З

Р

Н

Б

Б

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

Б

О

Ч

Е

Р

Ь

Ц

О

З

О

Л

О

В

О

И

А

Е

Т

Ь

В

Д

Я

Д

Я

О

Г

О

Т

Е

Ц

Х

Я

С

В

Е

К

Р

О

В

Ь

Д

Ч

Е

Ж

А

Б

Н

Е

В

Е

С

Т

К

А

И

И

К

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

В

З

М

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

У

Р

И

Н

Б

А

Б

К

А

К

Р

Е

Ш



  1. Заключительная часть урока.

Домашнее задание:

1)Найдите в волшебном квадрате 25 близких и дальних родственников.

2) Написать эссе на тему по выбору «Дружная семья — основа сильного государства», «Мое представление о ценностях семейной жизни»

Оценивание знаний обучающихся:

Романов Даниил

Атласкин Роман

Толстов Александр

Заляева Алина

Русаков Дмитрий

Шапкин Илья


IV.Рефлексия.

1. Семья – это…

2. Семейные ценности вашей семьи -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Семья и общество"

Автор: Калашников Артем Иванович

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока "Семья- малое общество""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt_uroka_siem_ia_maloie_obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "349805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476677120"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(15) "uroksiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295870"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884569"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по познанию мира в 4  классе Та?ырып/тема: Семья маленькое общество. "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-v-4-klassie-tak-yryp-tiema-siem-ia-malien-koie-obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "184368"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426048253"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "конспект урока на тему:"Семья – ячейка общества" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-siem-ia-iachieika-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "140618"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417973411"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по обществознанию "Семья - ячейка общества" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-siem-ia-iachieika-obshchiestva-1"
    ["file_id"] => string(6) "223874"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438185649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства