Презентация к интегрированному уроку обществознания и истории и культуры народов Марий Эл в 10 классе, который был пердставлен на республиканском семинаре "Формы и метожы патриотического воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС" 14 марта 2014 года. Семинар проходил на базе МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Расширить представления о функции семьи, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека;
Способствовать формированию у учащихся чувства любви и уважения к старшему поколению, положительного отношения к членам своей семьи.
Форма проведения урока: интегрированный урок ИКН с обществознанием
Оборудование: «Что это» - видеозапись притчи. Ноутбук, проектор, интерактивная доска, родословные учащихся в электронном и бумажном варианте, родословная учителя в бумажном варианте.
Презентация учителя к уроку «Семья и общество».
Презентации учеников:
«Моя семья – свеча моей души».
«Эволюция семьи?».
«Поэт, хирург и гражданин».
Выставка: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс, родословные учащихся в бумажном варианте, родословная учителя в бумажном варианте.
Оформление доски:
Дата проведения урока: 14.03.2014г.
Тема урока: «Семья и общество. Традиции семейного воспитания»
Эпиграф к уроку: «Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй». Вильгельм Гумбольдт.
Ход урока:
Организация детей к проведению урока: построение кадет и сдача рапорта дежурным по классу.
Целеполагание:
Учитель ИКН: Сегодня мы продолжим разговор о семье, обществе и традициях семейного воспитания.
Учитель обществознания: Обобщим и приведем в систему знания по теме «Семья и общество. Традиции семейного воспитания».
Учитель ИКН: эпиграфом нашего урока является прекрасное высказывание немецкого философа В. Гумбольдта о семье «ВСЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ, ЧТО СВЯЗЫВАЕТ МЕНЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, СВЯЗАНО С МОЕЙ СЕМЬЁЙ».
Учитель обществознания: Да, семья – это самое главное в жизни человека.
Вопрос: А что такое семья? Дайте определение.
Значит, семья – это основа любого государства. Вы помните, что государство регулирует взаимоотношения между членами семьи с помощью семейного права. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер. К ним относятся любовь, брак, взаимное уважение, воспитание в семье. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения, к которым можно отнести имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными.
Учитель ИКН. Задание: На кирпичиках напишите, что значит для вас родительский дом?
Вопрос: Какие правовые документы регулируют семейные отношения в РФ?
Задание: Необходимо вписать пропущенные слова в фразах, взятых из Конституции РФ и Семейного кодекса РФ.
(1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольноесогласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. - Статья 12. Семейный кодекс.
2. Признается брак, заключенный только в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния). - Статья 1. Семейный кодекс.
3. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. - Статья 38. Конституция.
4. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. - Статья 23. Конституция.
Вопрос: На каких принципах основано семейное право?
(Выступление Романова Даниила о принципах семейного права.
Принципы семейного права – это те положения, которые определяют сущность семейного права и имеют общеобязательное значение в силу их закрепления в нормативно-правовых актах. К ним относятся:
1. принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа;
2. принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины;
3. принцип единобрачия (моногамия);
4. равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера;
5. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
6. приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов;
7. обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи;
8. защита семьи государством.)
Учитель обществознания: Правовая грамотность населения – это показатель развитости любого государства. Каждая семья имеет свои права. Семья – обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под его защитой. В России приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ее главные функции.
Вопрос: Как государство осуществляет функции защиты семьи?
(Выступление Атласкина Романа
Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.
2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание
3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.
4. Предоставляет льготы многодетным семьям.
5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям-сиротам, детям-инвалидам.
6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости).
Учитель обществознания: Каждый образованный человек в современном мире должен владеть терминологией и грамотно ее использовать.
Задание: Установите соответствие между терминами и их определениями.
(Выполнение заданий на интерактивной доске
Эгалитарная - семья, в которой оба супруга занимают равное положение;
Нуклеарная - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей;
Репродуктивная - удовлетворение потребности семьи в ребенке и биологическое воспроизводство населения;
Патриархальная - семья, во главе которой стоит мужчина;
Инфертильная - семья, не имеющая детей;
Матриалокальная - тип семьи, предполагающий проживание мужа совместно с родителями жены;
Моногамная - семья, состоящая из двух человек: мужчины и женщины;
Рекреативная - оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.)
Учитель обществознания: Но семья не должна рассматриваться только с точки зрения правовых отношений. Семья – это еще и традиции, история
Учитель ИКН: Традиция – это часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее. Лучшие традиции мы стараемся сохранить, худшие из них - забыть.
Вопрос: Какие традиции были характерны для марийской семьи в прошлом?
(Выступление Толстова Александра
Традиции марийской семьи в прошлом были следующие:
Марийская община не приветствовала примачество – это проживание зятя в семье родителей жены.
В марийской семье традиционно женщина после вступления в брак переходила в дом мужа.
При разделе большой семьи отделялась семья старшего сына, в доме отца оставался младший сын.
В марийских деревнях после замужества женщина как бы «теряла свое имя» - её называли не иначе как, например, «жена Василия», «жена Петра».
Глава семьи - старший мужчина.
Существовала традиция разделения труда между мужчинами и женщинами.
Образованию особого внимания не уделялось. Отдавали 1 сына на 1-2 года обучения, а девочек – крайне редко.
Традиционно браки совершались по сватовству и были
однонациональными).
Учитель ИКН: Какие изменения произошли в структуре семьи и внутрисемейных отношениях в настоящее время?
(Сообщение Заляевой А.- выступление сопровождается презентацией
Какие же изменения произошли в структуре марийской семьи?
1. Исчезла большая неразделенная семья, а двухпоколенные составляют 66%, трехпоколенные - более 25%.
2. Исчезли браки со сватовством.
3. Браки между молодыми заключаются по их выбору и согласию.
4. Увеличилось количество национально-смешанных браков. Марийско-русские браки составляют около 65% всех национально-смешанных браков.
5. Увеличивается обычай церковного венчания.
6. Снизился численный состав марийской семьи: средний состав на селе - 3,9 человека, а в городе – 3,4.
7. Появилась городская марийская семья, которая составляет 25%.
8. Мужчины и женщины имеют примерно одинаковый образовательный и профессиональный уровень.)
Задание: (Работа в парах) Из данных утверждений выберите те, которые сохранились до наших дней (укажите цифрами) (2,5,7, 9, 10)
Карточка № 1.
Главой семьи всегда является старший мужчина.
При разделах и выделах в доме отца остается младший сын.
Меньше загружены работой по дому девушки на выданье, так как заняты подготовкой приданого.
В обычае марийцев было соблюдать возрастную очередность вступления в брак: младшие сыновья не могли жениться раньше старших, младшие дочери выходили замуж только после старших.
В марийской семье сохранились традиции разделения труда между мужчинами и женщинами.
К труду дети привлекались с 5-6 лет.
Марийская семья традиционно основывается на патрилокальном поселении.
Большинство браков совершалось по сватовству.
У девушек воспитывали трудолюбие, скромность и целомудрие,
у мальчиков - трудолюбие, силу воли, мужество.
Воспитанием детей в семье занимается женщина.
Учитель ИКН: Ваши исследования показали, что каждая семья по-своему уникальна. Но есть в нашей школе семья, о которой хотелось бы нам узнать больше.
(Презентация «Моя семья – свеча моей души» – Русаков Дмитрий
Наша республика – частица большой России. И жители нашей республики чувствуют себя здесь, на своей Родине комфортно, потому что они воспитаны в труде, в уважении друг к другу, в любви к отечеству. Все эти добрые качества прежде всего воспитываются в семьях. И я хотел бы познакомить вас с семьей, которая достойна уважения.
Это семья бывшего директора нашей школы Кузнецовой Татьяны Никандровны. Родилась она в деревне Рутка, которая в настоящее время находится под Волгой – попала под зону затопления. В семье кроме Татьяны Никандровны было еще семеро детей. Это была настоящая патриархальная семья со своими законами – глава семьи – старший мужчина в семье. Именно благодаря своим родителям, бабушке и дедушке, дети в этой семье приучены к труду, ответственности, почитанию к старшим. Все эти премудрости потом Татьяна Никандровна «перенесла» и в свою, когда пришло время свить свое гнездо. Её жизнь выстроена ею самой благодаря целеустремленности, трудолюбию и уму. Кузнецова Т.Н. – педагог, отличник народного просвещения, заслуженный работник образования России, депутат городского собрания депутатов, почетный гражданин города Козьмодемьянска, а самое главное – она мудрая жена и мать, воспитавшая двух прекрасных сыновей, и бабушка, воспитывающая сейчас 6 внуков. Я считаю, что на таких семьях держится наша Земля. Именно такие семьи являются примером для подражания.)
Учитель ИКН:
«Стоит ли былое вспоминать, звать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно, упавших – не поднять, все равно – ушедших – не вернуть.
И сказала память: «Я могу все забыть – но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу, я тебя спасу от слепоты…»
Чтобы не быть нищими духом и знать, где наши корни, вы составили свои родословные. Эта работа замечательна тем, что она в ходе сбора материала дала вам драгоценные минуты общения не только с самыми близкими, но и с дальними родственниками. Вы наверняка узнали много полезного и интересного о своей семье, о представителях своего рода.
(Презентация «Мой дед – хирург и лирик» Шапкин Илья
Мой дед Илья Кузьмич Шапкин родился в деревне Алатайкино (2 августа 1936 года) Килемарского районарайона в 1936 году. Подобно Прометею он грел души людей. Он как хирург сделал тысячи операций, более 30 лет проработал хирургом и писал стихи.
Среднюю школу он окончил с похвальным листом, на фельдшера выучился в городе Йошкар-Ола, высшее образование получил в городе Горьком в медицинском институте.
Многие жители нашего города обязаны своим спасением хирургу Шапкину. В свободное время мой дед сочинял стихи. В настоящее время изданы его произведения отдельными сборниками. Сборник «Судьба» напечатан уже после его смерти на средства всех родственников деда. Я горжусь, что у меня был такой дед. Мне очень нравится стихотворение «Я апрелю брат родной». Хотел бы прочитать его вам. Умер мой дед 5 августа 1990 года. Было ему 54 года.)
Учитель ИКН: Много сложено пословиц и поговорок о семье, детях, родителях. Давайте вспомним их.
Задание: Продолжить вторую половину пословицы (на интерактивной доске)
Учитель ИКН: В народе говорят, если человек знает свои корни и почитает родственников своих – воспитанный человек, достоин уважения. А мы такие?
Учитель обществознания: Какова основная мысль притчи?
Учитель ИКН: Притча «Что это?»
Нужно быть заботливыми и терпимыми по отношению друг к другу. И помнить золотое правило морали: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.