Конспект урока по обществознанию на тему "Семья и брак"
Цель: Познакомить учащихся с социальными и правовыми аспектами семейно-брачных отношений
Задачи:
Обучающая:
- Дать определение основным понятиям темы: «семья», «брак»;
- Дать классификацию типов семейных структур;
- Сформировать представление об условиях заключения и расторжения брака.
Развивающая:
- Развивать умения решать проблемные задания
- Развивать коммуникативные умения учащихся
Воспитательная:
- Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни
- Сформировать представление о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений
Материально-техническое обеспечение: учебник (А. Г. Важенин. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей), презентация
Метапредметные связи: право
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Формулировка темы, постановка целей и задач урока
3. Изучение нового материала
1) Семья как институт и малая социальная группа
2) Брак
4. Рефлексия
5. Итоги
6. Домашнее задание
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1. Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет их наличие по журналу
Староста сообщает о наличии отсутствующих на уроке
2 мин.
2. Актуализация знаний учащихся. Формулировка темы, постановка целей и задач
На прошлом уроке мы проходили тему "Молодежь как социальная группа". Каковы возрастные рамки этой категории населения?
Чтобы подойти к теме сегодняшнего урока, скажите, с каким событием в жизни человека связана максимальная верхняя граница молодого возраста?
А вы знаете, что нужно, чтобы создать семью?
Тогда как же мы сформулируем сегодняшнюю тему?
Верно. Что же нам нужно выяснить сегодня на уроке?
14 (16) - 25 (30) лет
В 30 лет молодые люди как правило обзаводятся семьёй
Нужна любовь и регистрация брака
Семья и брак
Записать понятия "семьи" и "брака", узнать о функциях семьи и её типах, а также разобраться с условиями заключения и расторжения брака
5 мин.
3. Изучение нового материала
1) Семья как социальный институт и малая социальная группа
2) Брак
Итак, что же такое семья? Запишите: "Семья - это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связана общностью быта и взаимной ответственностью"
С понятием семьи мы с вами уже сталкивались, когда в теме "Общество как сложная система" изучали социальные институты. Кто скажет, что такое социальный институт?
Правильно. Выясним, какие же функции выполняет семья. Запишите в тетради "Функции семьи"
Итак, помогайте мне. Зачем нам нужна семья?
Правильно. Это будет репродуктивной функцией семьи. Записываем.
Еще
Правильно. Запишем в тетрадь следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, досуговая.
Мы записали с вами основные функции семьи. Скажите, а все ли семьи реализуют их?
То есть не все семьи одинаковые? Какие вы можете назвать типы семей?
Правильно. Есть множество классификаций типов семей, в основу которых берутся различные критерии.
В современном обществе главенствуюшее положение заняла нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и детей. Записываем в тетради
Если все родственники живут вместе, то семья называется расширенной. В основном встречается ситуация, когда вместе проживают представители разных поколений. Такая семья именуется многопоколенной - это семья, где все родственники проживают вместе. Записываем второй тип
Сегодня нельзя обойти стороной проблему неполных семей. Почему семьи становятся неполными?
Большинство неполных семей у нас в России образуются в результате развода. Каковы могут быть причины такого шага?
К сожалению процент разводов в России за 2014 год составил 52,5 %.
Причинами разводов являются:
Пристрастие одного из супругов к алкоголю или наркотикам
Отсутствие жилья и вмешательство родственников
Невозможность завести ребёнка
Также сюда можно отнести неверность супруга, несовместимость характеров, сексуальную неудовлетворённость партнёром, болезнь супруга и фиктивный брак
Легко ли жить, когда семья неполная?
Нужно ли тогда по возможности избегать разводов. Если да, то как?
Хочу, чтобы семьи, которые будете в будущем создавать были полными и благополучными. Всё это зависит от нас самих
Предлагает выполнить учащимся задание на слайде - определить тип семей
А теперь вашему вниманию представлены модели взаимоотношений супругов. Соотнесите их с возможными последствиями
А теперь попробуйте самостоятельно за 1-2 минуты составить идеальную на ваш взгляд модель семьи на основании ваших критериев
Итак, к созданию семьи нужно подходить с большой долей ответственности. С какой процедурой связывают образование семей
Правильно. Запишем, что же такое брак - это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи
А теперь запишем условия заключения брака
Каковы они?
Записываем, достижение брачного возраста. В РФ он равен 18 годам, но на территории Вологодской области при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ) органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим 14 лет). Зафиксируйте это условие в тетради
Следующим условием является добровольное согласие вступающих в брак.
Заключение брака проводится в органах ЗАГСа в личном присутствии мужчины и женщины.
Не допускается заключение брака между близкими родственниками и лицами, которые уже состоят в браке
Как мы уже с вами говорили, в России к сожалению наблюдается большой процент разводов.
При взаимном согласии супругов и отсутствии совместных несовершеннолетних детей процедура развода проводится в органах ЗАГСа. Условием расторжения брака по инициативе одного из супругов может стать недееспособность супруга, пропажа супруга без вести или лишение свободы супруга на срок более 3х лет
Однако, если эти условия не соблюдены, процедура развода будет проводится через органы суда.
Записывают определение в тетрадь
Это совокупность лиц и учреждений, деятельность которой направлена на выполнение определённых общественных функций
Записывают в тетради
Для продолжения рода
Записывают в тетрадь
Для совместного воспитания детей, проведения досуга, организации быта, эмоционального отдыха
Записывают в тетрадь
Нет, есть семьи, в которых нет детей, таким образом они не реализуют репродуктивную и воспитательную функции
Перечисляют: полные/неполные, многодетные/бездетные, (не-)благополучные
Пишут "Типы семей" и первый её тип - нуклеарная - и её определение
Записывают второй тип семьи - многопоколеннная - и её определение
Родители разводятся, один из родителей умирает
Измена, не сошлись характерами
Изучают слайд
Нет: материальная необеспеченность, проблема с воспитанием детей, комплекс неполноценности у детей
Более ответственно походить к созданию семьи и рождению детей
Выполняют задание
Выполняют задание
Выполняют задание. Соотносят друг с другом получившиеся результаты.
С заключением брака
Записывают определение брака
Записывают в тетрадь
Брачующимся должно исполниться 18 лет
Записывают первое условие вступления в брак
Записывают в тетрадь следующие условия заключения брака
Записывают в тетрадь условия расторжения брака
Записывают в тетради
33 мин.
4. Рефлексия
Итак, постараемся закрепить данную тему. На слайде вам предлагается соотнести друг с другом условия заключения и расторжения брака
Устно делают задание
3 мин.
5. Итоги
Итак, сегодня на уроке мы прошли тему "Семья и брак", затронули многие аспекты семейно-брачных отношений. Надеюсь теперь вы будете более осведомлены о социальных и правовых аспектах семьи и брака, что позволит вам избежать ошибок в будущем.
Спасибо за урок!
2 мин.
6. Домашнее задание
Учить конспект; выполнить среднесрочный индивидуальный проект «Роль семьи в моей жизни»