Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Семья - ячейка общества" »
Дата урока ________________ класс ______________________
Тема урока: «Семья – ячейка общества»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цели урока: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функциях семьи.
Технологии: технология обучения на основе опорных конспектов, ИКТ, здоровьесберегающая, групповая.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные.
Виды учебной деятельности: словесные (беседа, объяснение), вопросы.
Основные понятия и термины: семья, психологический климат в семье.
Основные этапы урока:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу»), актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Обсуждение итогов контрольной работы.
Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:
- знакомы ли они с этим музыкальным произведением?;
- какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?
Предлагаю детям самостоятельно определить тему урока.
Выявление места и причин затруднения
- Объясните, почему семью называют ячейкой общества.
Работа над понятием семья (детям предлагается самостоятельно дать определение, что такое семья). Существует несколько определение семьи:
– Соц. институт, характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми.
– основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью ;
– группа лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно и имеющих общее хозяйство и бюджет .
– основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
– супружеская пара, живущая вместе или отдельно от неженатых детей, либо отдельный родитель, проживающий с сыном или дочерью.
Построение проекта выхода из затруднения
Игра «Этапы рождения семьи».
Цель: сформировать понимание того, что.
Условия игры:
Детям нужно расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности
Обязанности по отношению к детям
Образование малой группы
Брак
Обязанности относительно друг друга
Рождение детей
Встреча
По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
Вывод: Члены семьи имеют ответственность друг перед другом. В чем она проявляется?
Этап реализации построенного проекта
– Что объединяет членов семьи?
– Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении?
(Работа с репродукциями картин Пукирева «Неравный брак» и Ф. Журавлева «Перед венцом»
– Какой вывод вы можете сделать познакомившись с данными иллюстрациями?
– Зачем люди создают семьи? (мозговой штурм) 1-2-4-6. (работа в группах, затем презентация результатов работы).
Функции семьи
Практикум. Работа с репродукциями. Какие функции семьи иллюстрируют произведения живописи?
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Какие бывают семьи? Работа с фотографиями. После работы заполнение таблицы. «Виды семей». Работа с репродукциями. Заполнение таблицы «Моя семья».
Заполните таблицу: «Виды семей»
По количеству детей
По количеству родителей
По количеству поколений
Дайте характеристику своей семьи:
Моя родительская семья
Моя будущая семья
Презентация работ. Анализ таблиц.
Прослушивание песни Л. Долиной «Погода в доме».
Вопросы: о какой погоде поет певица? Какой может быть «погода в доме»?
Обсуждение, затем вводиться понятие «психологический климат семьи» и его виды (благоприятный и неблагоприятный).
Детям предлагается самостоятельно определить отношения в семье с благоприятным и неблагоприятным климатом. (работа в парах, группах)
Заполните таблицу «Психологический климат семьи» (устно или письменно)
Благоприятный
Неблагоприятный
По окончании работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.
Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой климат будет царить в ваших семьях?».
Дети должны просмотреть фотографии семей и ответить на вопрос: «Какой психологический климат царит в этих семьях?». Объяснить по каким признакам они сделали такие выводы?
Работа с пословицами:(соединить, объяснить значение пословиц и определить к какому типу психологического климата в семье они относятся).
На что и клад
И горе не берет
Где любовь да совет
Коли семье вражда
В семье разлад
Коли в семье лад
Согласную семью
Там и горя нет
Не будет добра
Так и дому не рад
Этап включения в систему знаний и повторения
Написать синквейн на тему «Семья»
Слово "синквейн " произошло от французского числительного "пять". Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна.
1-я строчка -это название темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение. Например, Школа. 2-я строчка - это определение темы в двух прилагательных или причастиях. 3-я строчка - это три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4-я строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме 5-я строчка -завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
1 строчка школа 2 строчка красивая, большая 3 строчка советует, учит, радует 4 строчка здесь много моих друзей 5 строчка дом.
10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Что нового вы узнали на уроке? Информация о домашнем задании (§17 с. 68-75, вопросы и задания к параграфу).