Тема: Познание
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представление учащихся о многообразии познавательных возможностей человека.
Учащиеся должны знать, что:
1) человек приобретает устойчивое стремление к познанию;
2) органы чувств помогают человеку познавать мир непосредственно;
3) у человека формируется «образ Я» - неповторимая система представлений, образов и оценок, которые относятся к самому себе.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) познание; 5) умозаключение;
2) ощущение; 6) истина;
3) восприятие;
4) понятие; 7) суждение;
Учащиеся должны уметь:
1) объяснять:
- какую роль в познании играют ощущения;
- смысл основных понятий;
- из чего слагается «образ Я»;
2) высказывать свою точку зрения;
3) анализировать тексты и высказывания;
4) характеризовать особенности основных видов познания.
Ход урока I. Опрос.
Работа в группах. –3 группы работают с заданием ,который раздал учитель.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН :
1. Что такое познание и знание?
2. Как познается мир?
3. Какова роль общественно-исторической практики в процессе познания?
4. Процесс исследования.
5. Истина.
6. Дедукция. Индукция.
Задание 1. Напишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Сгруппируйте эти слова. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание».
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.
- Рассмотрите схемы и расскажите, что новое вы узнали о познании.
Задание
1. Приведите примеры, где человек является субъектом и объектом познания.
2. Приведите примеры чувственного и рационального познания.
3. Покажите «положительные» и «отрицательные» стороны чувственного и рационального познания.
Слово учителя.
Ощущения - продукт взаимодействия человека и природы. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Восприятие — целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.
Представление - чувственно-наглядный образ, свободно сохраняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроизводимый в создании.
Понятие - форма мышления, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
Суждение - форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования.
Умозаключение - логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.
Сущностью процесса познания будет являться получение объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.
Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно.
Эмпирики - что это возможно сделать только при помощи ощущений.
Рационалисты - утверждали, что критерием истины может быть только разум.
- Какой взгляд на познание мира вы разделяете? Докажите.
Истина
это верное, правильное отражение действи-
тельности в мысли, критерием которого в
конечном счете является практика
Практика
специфически человеческая, сознательная,
целеполагающая, целесообразная деятель-
ность
Дедукция
цепь умозаключений (рассуждений), в ре-
зультате которых из общих знаний человек
получает конкретное
Индукция
умозаключение от фактов к общему утвер-
ждению
Гипотеза
(с греч. - предположение) — система умо-
заключении, посредством которой на осно-
ве ряда фактов делается вывод о существо-
вании объекта, связи или причины явления,
причем вывод этот нельзя считать абсолют-
но достоверным
Истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Практика — специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Действительно, практика - это деятельность людей, преобразующая природу и общество, обеспечивающая его существование и развитие.
Практика - исходный пункт познания. Практическими потребностями были вызваны к жизни многие науки. Потребности практики являются целью познания. Кроме того, практика — это критерий истины, то есть именно на практике мы проверяем истинность, правильность наших знаний.
Раскрывая роль практики в процессе познания, учитель обращает внимание учащихся на единство теории и практики. Соединение теории с практикой способствует успешной деятельности человека по преобразованию природы и общества.
Однако справедливо утверждал известный русский ученый, педагог Ушинский К. Д.: «Пустая ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли» .
Вывод: практика является исходным пунктом познания, целью познания и критерием истинности, правильности знания.
4. Учитель дает из учебника определение; исследование — это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей. Исследователь должен постоянно задавать вопросы самому себе.
Методология исследовательского поиска - это особая сфера изучения науки. А. Ахматова пишет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!»
Наука - это, прежде всего, объяснение какого-либо аспекта реальности. Понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов. Законы или принципы могут быть проверены экспериментально. Наука - это поиск единства в разнородном, сходства - в том, что кажется совершенно несхожим.
Исследование начинается с формулирования проблемы, темы исследования. Далее определяется объект исследования, его пред-
мет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Всякое научное исследование представляет определенный интерес и значение для науки и практики.
Ставя проблему, исследователь как бы отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Целью исследования должно быть, как правило, решение какой-либо практической задачи.
Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос «Что исследуется?». Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследования. Предмет дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование.
Один из методов развития, а также структурный элемент исследования — гипотеза (с греч. — предположение) — это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипотеза требует проверки. После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.
Объектом осмысления (исследования) может быть любой метод, прием или процедура. Например, при формировании теоретического представления целесообразно использовать эксперимент, а построение нормативной модели, как правило, связано с организацией опытной работы.
Таким образом, различают два связанных между собой уровня научного исследования: эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса; теоретический - формулирование общих закономерностей, создание научной теории.
Что касается интуитивного способа получения знания, то надо дать определение интуиции - это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений.
Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения. Существуют открытия, которые происходят из подсознания, от озарения . Есть такие открытия, которые появляются из идеи, как бы витавшей в воздухе. Одна- ко справедливо говорил ученый Л. Пастер: «Случай благоприятствует подготовленному уму».
5. Итогом процесса научного исследования является достижение истины.
Виды познания : обыденное ,научное, социальное ,философское ,художественное.
Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных тем:
1. «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое». (Мо-цзы - древнекитайский мыслитель.)
2. «Искать истину - это значит: искать ошибки. (Салек Пинигин -российский автор, журналист.)
3. «Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины». (Артур Шопенгауэр - немецкий философ.)
4. Кто роется в заблуждениях - находит истину». (Геннадий Матюшов - российский философ.)
5. «Освобождение от лжи есть проповедование истины; знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, - есть истина». (Фома Кемпийский -религиозный деятель, писатель.)
— Как вы понимаете надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя»?
- Как вы понимаете слова Сократа: «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь».
Проанализируйте высказывания мыслителей. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте. Объедините высказывания в группы. Что связывает эти группы?
1. «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя». (Петр Чаадаев.)
2. «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе». (Иоганн В. Гете.)
3. «Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим».
(Аркадий Давидович.)
4. «Важнейший результат всякого образования - самопознание». (Эрнст Фейхтерсжбен.)
5. «Человек стоит перед своим Я, как пес перед дверью, которую нужно открыть на себя». (Андрей Круглов.)
6. «Человек обычно путает познание садюго себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении, со знанием собственной сознательной личности. Область же бессознательного недостижима для критики и контроля сознания». (Карл Юнг.)
7. «Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого». (Михаил Бахтин.)
8. «Человек должен быть самим собой и познавать самого себя. Только уяснив свою истинную сущность, человек может надеяться на счастье». (Аидре Жид.)
9. «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело». (Влез Паскаль.)