kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Гносеология - учение о познании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Гносеология - учение о познании" охватывает два вопроса: процесс познания и проблема истины. Материал последовательно раскрывается через разнообразные виды деятельности преподавателя и обучающихся. Предназначен как для уроков ОБществознания общеобразовательной школы, так и для занятий по дисциплине "Основы философии" в системе СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гносеология - учение о познании" »

Тема: Гносеология – учение о познании. Проблема истины.

Цели: Образовательная: выяснить сущность процесса познания; учиться ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания; сформулировать представление об истине.

Воспитательная: тренироваться в организации собственной деятельности, в работе в коллективе; учиться эффективно общаться с коллегами.

Развивающая: учиться выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач и личностного развития.

Тип занятия: проблемная лекция

Форма учебного занятия: преимущественно индивидуальная и фронтальная

Часы: 2 часа аудиторских занятий и 0,5 часа самостоятельной работы студентов

Требования программы: Гносеология — учение о познании.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Основные понятия темы: гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представления, понятие, суждение (рассуждение), вывод (умозаключение), творчество, интуиция, истина абсолютная, истина относительная, практика.

Оснащение занятия: раздаточный материал из “Хрестоматии по философии”, методическое пособие “Курс лекций по философии”, презентация занятия, минипрезентации студентов, видеофрагмент из фильма ВВС “Деятель-ность мозга

Межпредметные связи: физика, математика, история, обществознание в качестве примеров, иллюстрирующих сущность процесса познания

Внутрипредметные связи: категории диалектики, мифологическое мировоззрение, философия античности, философия Нового времени, феноменология




Х О Д З А Н Я Т И Я:

  1. Оргмомент


  1. Постановка целей и задач занятия


  1. Постановка проблемы занятия и формы её решения:

В чём парадоксы процесса познания?

парадокс

разрешение парадокса












IV. Изучение материала лекции


п/п

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Примечания

1

2

3

4

1. Объект и субъект познания

1.

Отношение человека к миру, познание и преобразование мира – одна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот вопрос раскрывает вторую сторону основного вопроса философии, где выясняются отношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать действительность.


Презентация: слайд 2

2.

Подумайте, кто может выступать в роли субъекта и объекта познания?

Высказывают свои предположения, выводы конспектируют

Презентация: слайды 3,4

2. Чувственное познание

1.

Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы,мозга.своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир.

Отвечают на проблемные вопро-сы, выводы конспектируют


1

2

3

4


Органы чувств человека – это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир.



2.

Знакомимся с этапами чувственного познания и заполняем таблицу

Этап

Суть этапа








Курс лекций, стр. 63


3.

Проанализируем сделанное в таблице. (комментарии по каждому этапу)

Анализ таблицы

Презентация: слайды 5,6,7

3. Рациональное познание

1.

Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях, главные, существенные и необходимые черты и качества.

Это значит, что рациональное познание даёт такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщённый образ.

Отвечают на проблемное задание в конце изучения вопроса: Рациональное познание – это такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, как это понять?


2.

Понятие – это форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов.

Отвечают на проблемные вопро-сы, выводы конспектируют

Презентация: слайд 8

3.

Суждение – это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь.


Суждения должны быть доказательными. Посмотрим, каким основным правилам они должны быть подчинены.









Студенты представляют свои минитесты

Презентация: слайд 9








Минитесты студентов

4.

Вывод – это рассуждение, в ходе которых из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной или диалектической логике.

Вывод(умозаключение) как установление определённых связей между суждениями приводит к новым знаниям.


Выводы должны быть подчинены формальной или диалектической логике (приме-ры этого). Объясните на основе этих примеров сущность этих видов логики

Отвечают на проблемные вопро-сы, выводы конспектируют










Высказывают свои предположе-ния, выводы конспектируют




Презентация: слайд 10











1. Все металы – проводники. Медь – метал. Медь – проводник.

2. Сотрудничество приводит к содружест-ву, даёт опыт коллективной деятель-ности. Как следствие не только укрепляется содружество, но и нарастает коллектив-ность.

5.

Что такое творчество?


Творчество – высшая форма познавательного человека к миру. Что понятно из этого определения?

Отвечают на поставленные воп-росы, выводы конспектируют



Презентация: слайд 11

6.

Что такое интуиция? Просмотрев видеофрагмент, ответьте на этот вопрос: Интуиция – это акт или процесс?

Просматривают видеофрагмент и отвечают на поставленный воп-рос и делают записи

Видеофрагмент из фильма ВВС “Деятель-ность мозга”

4. Проблема истины

1.

Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рациональных отношений человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к отношениям истины.

Что в вашем понимании есть истина?

Выясняем категорию истины



Нет истины вообще – истина всегда конкретна. Как это понять?










Высказывают свои предположе-ния.

Работа с первоисточником




Высказывают свои предположе-ния












Фрагмент работы Чудинова Э.М. “Что такое истина?”


Презентация: слайд 12

2.

А как можно проверить истин-ность или ложность знания?


А нет ли противоречия в определении практики?



Высказывают свои предположе-ния, выводы записывают


Высказывают свои предположе-ния, выводы записывают

Презентация: слайд 13



Презентация: слайд 14-15

5. Решение поставленной проблемы занятия

1.

Какие вами были найдены парадоксы процесса познания?

Заполнение таблицы

Презентация: слайд 16

6. Решение поставленной проблемы

1.

Вашему вниманию в заключении будет предложена звуковая презентация на тему “Теория познания”. В ходе её просмотра вам необходимо на отдельном листе выписать из неё только те волпросы, которые на этом занятии затронуты не были и сдать мне на проверку.

Смотрят презентацию и выписывают вопросы

Звуковая презентация № 065 “Теория познания”


V. Подведение итогов занятия

VI. Задача для самостоятельной работы: написать маленькое эссе на тему: Есть ли место для творчества за границами, искусства, науки и избретательства? (Помните: ваше утверждение чего-либо должно быть обосновано логически и подтверждено практикой (в данном случае примерами), поэтому при написании эссе максимально используйте теоретические знания, полученные на этом занятии).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Гносеология - учение о познании"

Автор: Большаков Алексей Евгеньевич

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства