о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
№ п/п | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Объект и субъект познания |
1. | Отношение человека к миру, познание и преобразование мира – одна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот вопрос раскрывает вторую сторону основного вопроса философии, где выясняются отношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать действительность. | | Презентация: слайд 2 |
2. | Подумайте, кто может выступать в роли субъекта и объекта познания? | Высказывают свои предположения, выводы конспектируют | Презентация: слайды 3,4 |
2. Чувственное познание |
1. | Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы,мозга.своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир. | Отвечают на проблемные вопро-сы, выводы конспектируют | |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Органы чувств человека – это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир. | | |
2. | Знакомимся с этапами чувственного познания и заполняем таблицу | | Курс лекций, стр. 63 |
3. | Проанализируем сделанное в таблице. (комментарии по каждому этапу) | Анализ таблицы | Презентация: слайды 5,6,7 |
3. Рациональное познание |
1. | Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях, главные, существенные и необходимые черты и качества. Это значит, что рациональное познание даёт такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщённый образ. | Отвечают на проблемное задание в конце изучения вопроса: Рациональное познание – это такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, как это понять? | |
2. | Понятие – это форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов. | Отвечают на проблемные вопро-сы, выводы конспектируют | Презентация: слайд 8 |
3. | Суждение – это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь. Суждения должны быть доказательными. Посмотрим, каким основным правилам они должны быть подчинены. | Студенты представляют свои минитесты | Презентация: слайд 9 Минитесты студентов |
4. | Вывод – это рассуждение, в ходе которых из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной или диалектической логике. Вывод(умозаключение) как установление определённых связей между суждениями приводит к новым знаниям. Выводы должны быть подчинены формальной или диалектической логике (приме-ры этого). Объясните на основе этих примеров сущность этих видов логики | Отвечают на проблемные вопро-сы, выводы конспектируют Высказывают свои предположе-ния, выводы конспектируют | Презентация: слайд 10 1. Все металы – проводники. Медь – метал. Медь – проводник. 2. Сотрудничество приводит к содружест-ву, даёт опыт коллективной деятель-ности. Как следствие не только укрепляется содружество, но и нарастает коллектив-ность. |
5. | Что такое творчество? Творчество – высшая форма познавательного человека к миру. Что понятно из этого определения? | Отвечают на поставленные воп-росы, выводы конспектируют | Презентация: слайд 11 |
6. | Что такое интуиция? Просмотрев видеофрагмент, ответьте на этот вопрос: Интуиция – это акт или процесс? | Просматривают видеофрагмент и отвечают на поставленный воп-рос и делают записи | Видеофрагмент из фильма ВВС “Деятель-ность мозга” |
4. Проблема истины |
1. | Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рациональных отношений человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к отношениям истины. Что в вашем понимании есть истина? Выясняем категорию истины Нет истины вообще – истина всегда конкретна. Как это понять? | Высказывают свои предположе-ния. Работа с первоисточником Высказывают свои предположе-ния | Фрагмент работы Чудинова Э.М. “Что такое истина?” Презентация: слайд 12 |
2. | А как можно проверить истин-ность или ложность знания? А нет ли противоречия в определении практики? | Высказывают свои предположе-ния, выводы записывают Высказывают свои предположе-ния, выводы записывают | Презентация: слайд 13 Презентация: слайд 14-15 |
5. Решение поставленной проблемы занятия |
1. | Какие вами были найдены парадоксы процесса познания? | Заполнение таблицы | Презентация: слайд 16 |
6. Решение поставленной проблемы |
1. | Вашему вниманию в заключении будет предложена звуковая презентация на тему “Теория познания”. В ходе её просмотра вам необходимо на отдельном листе выписать из неё только те волпросы, которые на этом занятии затронуты не были и сдать мне на проверку. | Смотрят презентацию и выписывают вопросы | Звуковая презентация № 065 “Теория познания” |