11 класс УМК Л.Н. Боголюбов, базовый уровень,
раздел «Проблемы социально-политической и духовной жизни»,
1 урок
Цель: создать условия для понимания учащимися различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества
Задачи:
- образовательная – получить новые знания по теме “Свобода”; развить общеучебные умения– работать с источниками, грамотно владеть устной, монологической и диалогической речью; уметь работать коллективно; выбирать рациональные способы выполнения работы; демонстрировать навыки составления мини проектов.
- развивающая – развить мышление учащихся, умение владеть основными мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением и т. д.
- воспитательная – формировать нравственные представления о свободе, человеческом выборе свободы деятельности и поведения; воспитать критическое отношение к своему поведению и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый
Формы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Оборудование: материалы с высказываниями афоризмами о свободе, презентации по теме, ватманы , фломастеры, , раздаточный материал.
Понятия: свобода, абсолютная свобода, свобода - познанная необходимость
Ход урока: 1. Организационный момент (создание 3 групп)
На экране (презентация) набор слов
«Ветер, птица, простор, выбор»
? Посмотрите на экран. Какое слово может объединить написанные слова?
Предположительный ответ - «свобода»
2. Мотивация - символы «несвободы». Если от них избавиться – вот- она свобода!?
3. Постановка проблемы и предоставление необходимой информации
На экране (презентация) высвечивается тема «Свобода в деятельности человека»
Вводное слово учителя.
ХХ век стал для России временем томления по свободе. Она представлялась как благо, которое достанется в равной мере каждому желающему, которым каждый сможет распорядиться по своему разумению. Но последнее десятилетие ушедшего века преподнесло обществу неожиданную проблему: оказывается, мы не знаем, что такое свобода и как ею распорядиться, если ее вдруг оказалось много. Свобода – это великое чудо, которое нужно суметь удержать, достойно им распорядиться, в противном случае общество может скатиться в пропасть правового “беспредела”, что чревато огромной бедой для молодой российской демократии.
На сегодняшнем уроке мы начинаем изучение новой главы, главным вопросом которой будет вопрос о свободе.
Предлагаю заполнить таблицу
Знал
Хочу узнать
4. Интерактивный урок по теме «Свобода в деятельности человека»
Учитель: Ребята , давайте мы с вами сейчас , работая в группах попытаемся создать Модель свободного общества
Задание 1
Выделить проблемы (Приложение 1)
Задание 2
Создайте свою модель свободного общества, пытаясь решить проблемы или учитывая их. (1/3 листа ватмана)
Задание 3 (творческое) (1/3листа)
Группа 1 – «Кодекс свободного человека»
Группа 2 – Собрать стихотворение о свободе и приклеить
Группа 3 – Нарисовать «символ свободы»
5.Защита проектов и вопросы к ним других групп
(не более 2 минут)
Вопросы других групп
6. Выводы
1)Свобода-это великая ценность
2) абсолютной свободы нет
3)свобода предполагает выбор
4)свобода дает возможность для творческой самореализации
5) и т. д.
7. Рефлексия
Мои ожидания сбылись. Я узнал ,,,,,,,,,,,,,
8. Домашнее задание
п.12, мини-эссе (по выбору) теме:
«Свобода в экономической сфере деятельности»
«Свобода в политической сфере деятельности»
«Свобода в духовной сфере деятельности»
«Свобода в социальной сфере деятельности»