kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания в 10 классе (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, моральные нормы, этика, “золотое правило нравственности”; принцип моральной автономии личности, гуманизм, моральные идеалы, нравственная культура личности; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

воспитывающие: воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока обществознания в 10 классе (базовый уровень) »

Урок обществознания в 10 классе

тема "Мораль"

Цели:

  • рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали;

  • выделить признаки данного термина;

  • обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.

Задачи урока:

образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, моральные нормы, этика, “золотое правило нравственности”; принцип моральной автономии личности, гуманизм, моральные идеалы, нравственная культура личности; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

воспитывающие: воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”, этика, гуманизм, “нравственные ценности”.

Оборудование: доска, учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией А.Ф.Никитина, Г.И.Грибанова; проектор, экран, презентация к уроку, заготовки красных и синих карточек, карточки со словами.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Ход урока

1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает, ученики слушают)

Притча “Яма”

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня остановимся более подробно.

- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради)

- План нашего урока вы видите на экране.

I. Что такое мораль?

  • Определение морали

  • Подходы к происхождению морали

  • 3 этических принципа морали

  • Нравственные (моральные) идеалы.

II. Мораль и право

III. Добро и зло

IV. Нравственная культура личности.

  • Определение нравственной культуры личности

  • 3 этапа формирования нравственной культуры

V. Заключение.

- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее идеалы, что представляет собой высоко нравственный человек.)

- Ребята, сформулируйте определение понятия “мораль”? Укажите ваше понимание морали.

(Высказывают свои определения)

- Сравним с определением которое дается в учебнике на странице 124.

Определение на экране

Мораль –это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

(Записывают определение в тетради)

Следующий этап урока, делим класс на 4 группы (выводим на экран)

  1. группа - анализируют период древности

  2. группа - анализирует период средневековья

  3. группа - анализирует период нового времени

  4. группа - анализируют период новейшей истории

Работа в группах (5-7) мин

задание: используя текст параграфа и знания по истории каждой группе необходимо:

(выводим на экран)

  • проанализировать подход к происхождению морали и основные моральные принципы;

  • найти понятие нравственного идеала для данного периода времени

  • сформулировать понятие морали для данного периода

каждой группе отводится 1-1.5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.

Учитель: Выслушав выступление учащихся мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности.

II . Мораль и право

Учитель:

- И так чем мораль отличается от права

- Давайте вспомним, что такое право?

(выводим на экран)

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

- Что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?

Работа с учебником стр 127

Ответы учащихся

Задание:

  • Когда впервые появляется мораль и когда право? (мораль – с появлением человеческого общества, право – с появлением государства)

  • Что было раньше и почему?

  • Что является общим, а в чем отличия

Выслушав точку зрения учеников учитель делает вывод: ((выводим на экран)

Общим является:

Мораль и право относится к социальным нормам;

выступает мерой свободы в обществе;

регулирует общественные отношения.

Отличия:

1. Право возникает позже морали

2. нормы морали добровольные а права обязательные

3. мораль поддерживает общественные отношения

4. право регулирует отношения которые подконтрольны государству законного и t

III. Добро и зло - синквейн на 2 варианта

  1. 3 прилагательных

  2. 2 глагола

  3. 1 сущ.+1прил.(простое предложение)

  4. 1 слово- главный ассоциат

Учащиеся зачитывают синквейн, формулируя понятия добро и зло.

IV. Нравственная культура личности.

Работаем с учебником стр 129

Чертим таблицу, учитель дает шапку, учащиеся заполняют таблицу (выводим на экран)

Этап формирования нравственной культуры

Примеры проявления

  1. Формирование элементарной нравственности



  1. Формирование конвенциональной нравственности


  1. Формирование автономной нравственности



Нравственное поведение основано на послушании, подражании, страх и боязнь наказания

Мнение окружающих, что обо мне подумают


Основано на саморегуляции и чувстве совести, на нравственном сознании

Учащиеся зачитывают результаты работы в таблице.

V. Заключение.

Давайте подведем итоги и проиллюстрируем конкретными примерами взаимосвязь морали и права.

  1. Мораль возникла раньше права

При наличии времени на доске заполняется таблица с помощью карточек.

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.


  1. Исходя из исторической ситуации меняется само понятие морали и нравственные идеалы, понятие добра и зла.



Игра «да» или «нет»

(у учащихся на парте карточки красного (ДА) и синего (НЕТ) цвета, с помощью которых они отвечают на вопросы учителя)

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).



  1. Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры

1. Формирование элементарной нравственности


2. Формирование конвенциональной нравственности


3. Формирование автономной нравственности

Учитель:

В заключении хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому задумываться о своих поступках, любите людей как самого себя, любите самого себя.



Д/з параграф 15, письменная работа: Высоконравственный человек это ….
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока обществознания в 10 классе (базовый уровень)

Автор: Хульберг Марина Владимировна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Занятость и безработица" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-11-klassie-po-tiemie-zaniatost-i-biezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "152812"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420905924"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniie-svoboda-v-dieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "109727"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404972824"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Семья как социальный институт. Конспект урока по обществознанию."
    ["seo_title"] => string(71) "siem_ia_kak_sotsial_nyi_institut_konspiekt_uroka_po_obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "427539"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504799187"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  ТЕМА: РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (10 КЛАСС). "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-tiema-rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchiestva-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150265"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420457226"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112252"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408455544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства