Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Занятость и безработица"
Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Занятость и безработица"
Конспект предназначен для проведения урока обществознания в 11 классе по теме "Занятость и безработица", Блок "Экономика", урок №1. Данная тема расчитана на 2 учебных часа. Базовый уровень, учебник Л. Н. Боголюбова .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 11 классе по теме "Занятость и безработица" »
Тема: Занятость и безработица
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный минимум, активная политика занятости, пассивная политика занятости.
Эпиграф: Надо поставить свою жизнь в такие условия,
чтобы труд был необходим.
Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
А. П. Чехов.
План урока.
1. Рынок труда.
2. Причины и виды безработицы.
3. Государственная политика в области занятости.
Цели: учащиеся должны познакомиться с тем, как формируется и работает рынок труда; выяснить причины и виды безработицы; развивать у учащихся умение выражать свои собственные мысли; работать с разными источниками информации; развивать умение общаться; излагать информацию аудитории.
Ход урока.
Оформление доски: число, тема, эпиграф.
I.Актуализация прежних знаний.
Блиц-опрос ( да-нет) по домашнему заданию (§ 8)
1. Финансы- это совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств. (да)
2. Банковская система- это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций. (да)
3. Выпуск в стране денежных знаков осуществляет центральный банк и крупные комерческие банки.(нет)
4. Пассивные операции банка- это предоставление различных по срокам и размерам кредитов.(нет)
5. Кроме банковской системы существуют другие финансовые институты: пенсионные фонды, фондовые биржы и т. д.(да)
6. Инфляция делится на ползучую и галопирующую.(нет)
7. Небольшую инфляцию (не более 5% в год) принято считать естественной, т.е. рассматривать как нормальное явление.(да)
8. По видам причин, вызывающих инфляцию, экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.(да)
II. Изучение нового материала.
1.Подготовка учащихся к восприятию нового материала. (вызов)
Притча.
На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.
Один ответил: « Камни ношу» (труд-рабство, принудиловка)
Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» ( труд как средство существования)
А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!» (труд-радость служения великой цели)
? Как вы думаете, почему об одном и том же занятии прохожий получил столь разные ответы? Беседа с учащимися.
Сообщается тема урока, эпиграф.
Цель: после сегодняшнего урока, я надеюсь, вы будете знать как формируется и работает рынок труда; сумеете разобраться в причинах и видах безработицы; возможно знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам самим избежать безработицы в будущем.
2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
§ 9 п.1. стр.103
Задание: найти в тексте ответ на вопрос (устно) 1 ряд-1 вопрос, 2 ряд-2 вопрос,
3 ряд-3 вопрос. (5 мин.)
Вопросы:
А) Для чего необходим рынок труда?
Б) Как действует спрос и предложение на рынке труда?
В) Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
В это время один учащийся выполняет индивидуальное задание: найти в Интернете и преобразовать информацию об уровне безработицы в Санкт-Петербурге.
Проверка выполнения задания по рядам.
2. Причины и виды безработицы.
Учитель: Важная функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов. Мы с вами выяснили, что достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.
А) Составьте, пожалуйста, в тетрадях синквейн. (1-2 мин.)
Заслушиваются ответы каждого учащегося, а учитель на доске составляет кластер и делает обобщение.
Б) Презентация о причинах и видах безработицы. (4-5 мин.)
В) Выступление учащегося с информацией из Интернета об уровне безработицы в Санкт-Петербурге.
3. Государственная политика в области занятости.
Учитель: государство регулирует разные рынки и рынок труда в том числе. Для решения вопросов безработицы государство создало биржи труда.
Какие функции выполняет данная организация? (ответы учащихся)
III. Закрепление. Рефлексия.
1. Работа с эпиграфом. Согласны ли вы с автором? Ответы учащихся, вывод учителя.
2. Рефлексия. Закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке.