kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья как социальный институт. Конспект урока по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 10 классов.(базовый уровень)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт. Конспект урока по обществознанию.»

Урок обществознания в 10 классе  по теме:     

Семья как социальный институт.

Тип урока:   комбинированный,  урок – дискуссия.

Цель урока:

  • формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге,  об обязанностях, о нравственном воспитании;

  • показать важность семьи в жизни человека;

  • формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

  • Показать современные проблемы семьи  и пути их разрешения.

Методы урока: словесные, письменные, наглядные

Оборудование:  

  • выставка фотографий учащихся 10 класса на тему «Моя семья»,

  • видеоролики,

  • презентация «Петр и Февронья»,

  • иллюстрации,

Здравствуйте,  я рада видеть Вас!

Сегодня мы проведем с вами урок обществознания  по теме:

Семья как социальный институт.


Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта , взаимопомощью и взаимной ответственностью.


Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.


Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.



ФУНКЦИИ СЕМЬИ.


1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.


2. Воспитательная ( социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.


3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)


4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.


5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения , принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.


6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

( доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

 А теперь я попрошу посмотреть небольшой видеоролик    (гимн семье )        

На этот вопрос у нас есть сообщение. Сегодня даже дети знают, что 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония ...   Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.



Тип семей по семейным обязанностям и лидерству.


1. Патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью, во главе которой стоит мужчина . Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Для патриарх. семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, чёткое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.

2. Партнёрская семья – современный тип семьи, для которой характерно справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие решений всеми членами семьи.


Тип семьи по составу

1. Нуклеарная или малая семья – это семья из супругов или супругов с неженатыми детьми.

2. Расширенная семья ( многопоколенная) – т.е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях.

3. Полигамная семья – жена с мужьями или муж с жёнами.



Тип семьи по характеру воспитания

1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей.

2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.


Тенденции в развитии современной семьи:

1. Рост влияния женщины, её карьера, разрушение патриархальной

семьи и переход партнерской семьи

2. Разрушение многопоколенной, расширенной семьи, преобладание нуклеарной семьи.

3. Разделение институтов семьи и брака , рост неполных семей, уменьшение количества законных браков , рост разводов , рост повторных браков.

Закрепление пройденного материала:

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

       Какие проблемы есть у современной семьи?

Какие проблемы испытывает современная семья?

Перечислить?

  • Насилие в семье

  • Проблема жилья

  • Материальные проблемы

  • Низкая рождаемость (1,2 ребенка)

  • Высокая смертность населения

  • Плохая экология

  • Нехватка рабочих мест, низкая з/п

  • Алкоголизм в семье

  • Проблема нравственного воспитания

в п Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе) стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:  

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит...

Стихотворение Молчанова Д.

риведенном ниже списке характеристики т Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

      «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

      Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

       Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

        Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

Домашнее задание: параграф 37, задание 1,3.

радиционной (патриархальной) семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

3) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

4) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

5) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Семья как социальный институт. Конспект урока по обществознанию.

Автор: Буренко Светлана Юрьевна

Дата: 07.09.2017

Номер свидетельства: 427539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок на тему "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(22) "uroknatiemusiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295866"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(15) "uroksiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295870"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по обществознанию "Семья-ячейка общества" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-siem-ia-iachieika-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "189570"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426955375"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Выступление: Мотивация обучающихся на уроках обществознания через творческие работы "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-motivatsiia-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-chieriez-tvorchieskiie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446313555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по обществознанию на тему: "Семья""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_po_obshchiestvoznaniiu_na_tiemu_siem_ia"
    ["file_id"] => string(6) "424930"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501924180"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства