Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт. Конспект урока по обществознанию.»
Урок обществознания в 10 классе по теме:
Семья как социальный институт.
Тип урока: комбинированный, урок – дискуссия.
Цель урока:
формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге, об обязанностях, о нравственном воспитании;
показать важность семьи в жизни человека;
формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
Показать современные проблемы семьи и пути их разрешения.
Методы урока: словесные, письменные, наглядные
Оборудование:
выставка фотографий учащихся 10 класса на тему «Моя семья»,
видеоролики,
презентация «Петр и Февронья»,
иллюстрации,
Здравствуйте, я рада видеть Вас!
Сегодня мы проведем с вами урок обществознания по теме:
Семья как социальный институт.
Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта , взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:
1. Вступление в брак
2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка
3. Рождение последнего ребёнка
4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка
5. Смерть одного из супругов.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ.
1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.
2. Воспитательная ( социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.
3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)
5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения , принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.
6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи
( доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)
А теперь я попрошу посмотреть небольшой видеоролик (гимн семье )
На этот вопрос у нас есть сообщение. Сегодня даже дети знают, что 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония ... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.
И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.
Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.
После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.
Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.
Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,
к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.
Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.
Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.
А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.
Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.
Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).
Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.
С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.
Тип семей по семейным обязанностям и лидерству.
1. Патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью, во главе которой стоит мужчина . Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Для патриарх. семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, чёткое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.
2. Партнёрская семья – современный тип семьи, для которой характерно справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие решений всеми членами семьи.
Тип семьи по составу
1. Нуклеарная или малая семья – это семья из супругов или супругов с неженатыми детьми.
2. Расширенная семья ( многопоколенная) – т.е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях.
3. Полигамная семья – жена с мужьями или муж с жёнами.
Тип семьи по характеру воспитания
1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей.
2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.
3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.
Тенденции в развитии современной семьи:
1. Рост влияния женщины, её карьера, разрушение патриархальной
семьи и переход партнерской семьи
2. Разрушение многопоколенной, расширенной семьи, преобладание нуклеарной семьи.
3. Разделение институтов семьи и брака , рост неполных семей, уменьшение количества законных браков , рост разводов , рост повторных браков.
Закрепление пройденного материала:
Семья в современном обществе.
(Работа в группе)
Какие проблемы есть у современной семьи?
Какие проблемы испытывает современная семья?
Перечислить?
Насилие в семье
Проблема жилья
Материальные проблемы
Низкая рождаемость (1,2 ребенка)
Высокая смертность населения
Плохая экология
Нехватка рабочих мест, низкая з/п
Алкоголизм в семье
Проблема нравственного воспитания
в п Дом, в котором мы живем.
(Работа в группе) стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит...
Стихотворение Молчанова Д.
риведенном ниже списке характеристики тПодведение итогов урока, заключительное слово учителя.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.
Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.
Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.
Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.
Домашнее задание: параграф 37, задание 1,3.
радиционной (патриархальной) семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Отец семейства занимает главенствующее положение.
2) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.
3) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.
4) Взрослые дети живут отдельно от родителей.
5) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении.