Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: познакомить учащихся с формами проявления влияния: силы, власти и авторитета; становлением власти в качестве политического института общества; разделением властей; властными отношениями и социальной иерархией; борьбой за власть. . Власть – это организованная сила, обеспечивающая способность определённой социальной общности – рода, класса, народа – подчинять своей воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».
Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» - сочинение о государстве, правительстве, правлении.
Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.
-политика – это искусство управлять государством.
-политика – это искусство возможного.
-Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.
О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».
П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».
М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».
Политика неразрывно связана с государством. В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции. (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.
Работа в рабочей тетради – задание № 1.
Политология – наука, изучающая политику.
Функции (роли) политики:
Выражение интересов всех групп и слоёв общества;
Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;
Обеспечение социального развитие общества и человека;
Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;
Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.
2. Политическая власть.
Что по вашему такое власть?
Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.
Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)
2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)
3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).
4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)
5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)
6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).
Что общего в этих ситуациях?
Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.
Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.
Задание: стр. 5-6- прочитать абзацы и в каждом выделить основную мысль.
Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Работа в рабочей тетради – задание № 4.
Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться .
Признаки политической власти:
Легитимность
Публичность
многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)
верховенство над всеми иными силами общества.
Работа с документом стр. 6.
3. Роль политики в жизни общества.
Задание: прочитать стр. 7-8 и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?
4. Политическая власть и средства массовой информации.
!!!!Главное:
СМИ – главный канал политики
Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.
Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.