kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории по теме "Курс на индустриализацию Казахстана". 9-й класс 

Цель: формирование представлений об  индустриализации, как необходимом условии  развития экономики общества.

Задачи:  Охарактеризовать начало индустриализации и споры по ее проведению; раскрыть особенности индустриализации в Казахстане, ее успехи и достижения, а также трудности и проблемы;

Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.

Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  прензентация, карта “Индустриализация в Казахстане. 1929-1939 гг.”, учебник, фрагменты исторических документов.

Ход урока

1. Оргмомент.

2.  Вызов  - проводится в виде фронтальной беседы по вопросам

Что такое индустриализация? Почему в Советском Союзе к 1925 г. встал вопрос о ее проведении?

  1. Как проводилась индустриализация в СССР? Какие промышленные объекты были построены за годы индустриализации?
  2. Как проходило восстановление народного хозяйства КазАССР в годы новой экономической политики?
  3. Как вы думаете, была ли необходимость в проведении индустриализации в КазАССР?

3. Изучение нового материала: просмотр мультимедии «Индустриализация в Казахстане» Справедливы ли слова Смагула Садвакасова: “Казахстан был и остался колонией…”, относящиеся к результатам проведения индустриализации?

3.1. Задачи индустриализации в Казахстане.  Изучение исторических документов

Выводы комиссии РСФСР о состоянии экономики КАССР.

1. Об экономике края.

Общая площадь, занимаемая Казахстаном, равняется 2 960 000 кв. км или 15% все территории РСФСР. Общее количество населения … определяется в 6 504 880 человек. Из них городского населения 8%, сельского – 92%.

Промышленность и сельское хозяйство сосредоточены в основном на окраинах, преимущественно на Севере и Юго-востоке, а огромная площадь Казахстана… покрыта песчаными пустынями, где невозможна никакая жизнь – кроме кочевой.

На территории Казахстана много полезных ископаемых (нефть, серебро-свинцовые, медные руды). Несмотря на наличие большого минерального богатства, добывающая промышленность развита слабо.

Пути сообщения в Казахстане почти отсутствуют. Длина железнодорожной линии, проходящей по территории Казахстана, равна 1 700 км. Устроенных грунтовых шоссейных дорог крайне мало.

2. Промышленность КАССР и ее состав.

Количество предприятий: 8 краевого значения и 18 губернского с общим количеством заводов – 27.

В большинстве постройка заводов относится к 70-90 годам, полукустарного типа с общей изношенностью: по строениям в 42% и оборудованию – 53%.

 Вывод : задачи индустриализации в Казахстане:

  • Преодоление технико-экономическую отсталость;
  • Развитие ведущих отраслей тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения;
  • Развитие всех отраслей тяжелой промышленности, опирающихся на использование местных промышленных ресурсов;
  • Сооружение железных дорог и линий связи;
  • Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения представителей коренного населения.

3.2. Спор о путях индустриализации О выборе путей индустриализации Казахстана среди руководителей республики возник спор. Один путь был представлен первым секретарем Казкрайкома Ф.И. Голощекиным, получившим полную поддержку со стороны кандидата в члены Политбюро А.А.Андреева; другой путь отстаивал член бюро Казкрайкома С.Садвакасов.

На основании приведенных высказываний, определите, в чем заключалась суть разногласий. Чья позиция представляется вам более правильной? Объясните, почему вы так думаете.

1. Смагул Садвакасов: “Почему т. Голощекин… не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с “московским” сукном из этой шерсти?”

Справедливы ли слова Смагула Садвакасова: “Казахстан был и остался колонией…”, относящиеся к результатам проведения индустриализации?

2. Из речи секретаря ЦК ВКП(Б) А.А.Андреева на VI казахстанской краевой партийной конференции об индустриализации Казахстана: “Тов.Садвакасов съезжает с нашей партийной позиции по вопросу о том, что каждая республика у нас составляет часть целого… А тов. Садвакасов… поставил вопрос о том, что нам нужна своя промышленность, своя индустриализация… Я думаю, что мы в вопросе индустриализации СССР будем идти не таким образом, что бы в каждой республике заводить свою тяжелую индустрию, каждую республику индустриализовать путем насаждения самых разнообразнейших фабрик и заводов. Это был бы самый нелепый, самый неэкономный для социализма путь”.

3.3. Начало индустриализации Ставка была сделана на разработку богатейших недр Казахстана, на развитие добывающих отраслей – цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности.

В конце 1920 – начале 1930-х гг. практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-1929 гг. в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г. – более 140.

Экспедиция академика И. М. Губкина изучала Урало-Эмбенский нефтяной район и определила, что это месторождение – одна из богатейших нефтяных областей страны.

Экспедиция академика Н. С. Курнакова изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана и пришла к выводу, что Казахстан является “сплошной металлогенической провинцией Советского Союза”.

Экспедиция инженера-геолога К. И. Сатпаева произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказала перспективность этого региона.

3.4. Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги 

Сооружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 г. Стройка приобрела всенародный характер. Дорога была построена за три года вместо пяти, намеченных по плану.

Начальником строительства Турксиба был назначен В.С.Шатов. Комиссию содействия строительству Турксиба возглавил председатель Совнаркома КазАССР Н.Нурмаков. При правительстве РСФСР функционировал специальный Комитет содействия строительству Турксиба во главе с заместителем председателя СНК РСФСР Т.Рыскуловым.

По предложению Т.Рыскулова в Комитет содействия строительству Турксиба .был включен М.Тынышпаев. Он занимался разработкой проекта прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн. рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году М.Тынышпаев настоял на Балхашском варианте трассы, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги.

На строительстве Турксиба трудились почти 100 тысяч человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10 000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела. В числе рядовых строителей были Д.Омаров, прошедший путь до начальника Турксиба, Т.Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальником треста “Казахтрансстрой”.

25 апреля 1930 г., на 17 месяцев раньше срока, Туркестано-Сибирская магистраль была завершена, северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак. С января 1931 г. Турксиб был введен в постоянную эксплуатацию.

Прочитайте документ и определите значение строительства Турксиба.

Т.Рыскулов.

Пять лет работы Турксиба.

Первого мая исполняется пять лет со дня пуска в эксплуатацию Туркестано-Сибирской железной дороги. …Турксиб является первой железнодорожной магистралью, построенной Советской властью, самой длинной из вновь построенных за это время железных дорог в мире.

…В 1931 г. перевезено 2 864 тыс. тонн, в 1934 – 3 497 тыс. тонн грузов. Основными грузами являлись хлеб, лес и другие виды сельскохозяйственного сырья. Перевезено было также большое количество пассажиров.

…Огромное влияние Турксиб оказал также на индустриализацию районов, тяготеющих к дороге (строится Балхашский медеплавильный гигант, пущен Чимкентский свинцовый завод и ряд новых угольных копей, электростанций, целый ряд предприятий по переработке хозяйственного сырья и т.д.)

…Турксиб оказал особенно большое влияние на подъем хозяйства в кочевых и полукочевых районов Казахстана и Киргизии, способствуя усилению оседания. По линии самой магистрали возник целый ряд новых населенных пунктов, главным образом, их коренного населения.

3.6. Ведущие индустриальные объекты Казахстана  Используя карту, определите, какие крупные предприятия были построены в Казахстане в годы индустриализации.

Крупными стройками индустриализации стали: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Химическая промышленность Казахстана получила развитие со строительством предприятий в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье – по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

3.7. Особенности индустриализации в Казахстане Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением центру. Развертывание лагерей, разрушение векового уклада жизни кочевников, обнищание и голод казахских шаруа, громадное напряжение сил народа – все это стало типичными признаками индустриализации страны.

Ударными темпами осваивались источники сырья, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Преимущественное развитие получили отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали.

Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины.

Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Накануне индустриализации городское население составляло всего 8,6 % населения края. К концу 30-х гг. оно достигло 29,8 %. Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса. Если в 1928 г. он составлял 19,8 %, то в 1935 г. – 43 %.

Успехи индустриализации в центре дали возможность форсировать процесс втягивания в орбиту индустриального прогресса бывшие аграрные окраины. Процесс этот получил форму шефского движения развитых районов над национальными регионами.

Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. При Московском Совете народного хозяйства был создан “штаб по техническому и экономическому шефству над промышленностью Казахской АССР”. На строительство Балхашского медеплавильного комбината в Казахстане прибыл весь выпуск Московского строительного техникума, а также 750 специалистов и рабочих-метростроевцев.

Над Карагандой взяли шефство шахтеры Донбасса. Огромную помощь в подготовке кадров оказал индустриальный Урал.

4. Закрепление изученного материала:

Учащиеся анализируют слова И.В.Сталина относительно главной задачи индустриализации  Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их самостоятельно.

Выполняют задания

5. Домашнее задание: изучить § 9, ответить на вопрос 4: “Каким образом индустриализация отражалась на развитии национальной культуры и языка?”.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс »

Конспект урока истории по теме "Курс на индустриализацию Казахстана". 9-й класс 

Цель: формирование представлений об индустриализации, как необходимом условии развития экономики общества.

Задачи: Охарактеризовать начало индустриализации и споры по ее проведению; раскрыть особенности индустриализации в Казахстане, ее успехи и достижения, а также трудности и проблемы;

Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.

Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  прензентация, карта “Индустриализация в Казахстане. 1929-1939 гг.”, учебник, фрагменты исторических документов.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вызов - проводится в виде фронтальной беседы по вопросам

Что такое индустриализация? Почему в Советском Союзе к 1925 г. встал вопрос о ее проведении?

  1. Как проводилась индустриализация в СССР? Какие промышленные объекты были построены за годы индустриализации?

  2. Как проходило восстановление народного хозяйства КазАССР в годы новой экономической политики?

  3. Как вы думаете, была ли необходимость в проведении индустриализации в КазАССР?

3. Изучение нового материала: просмотр мультимедии «Индустриализация в Казахстане» Справедливы ли слова Смагула Садвакасова: “Казахстан был и остался колонией…”, относящиеся к результатам проведения индустриализации?

3.1. Задачи индустриализации в Казахстане. Изучение исторических документов

Выводы комиссии РСФСР о состоянии экономики КАССР.

1. Об экономике края.

Общая площадь, занимаемая Казахстаном, равняется 2 960 000 кв. км или 15% все территории РСФСР. Общее количество населения … определяется в 6 504 880 человек. Из них городского населения 8%, сельского – 92%.

Промышленность и сельское хозяйство сосредоточены в основном на окраинах, преимущественно на Севере и Юго-востоке, а огромная площадь Казахстана… покрыта песчаными пустынями, где невозможна никакая жизнь – кроме кочевой.

На территории Казахстана много полезных ископаемых (нефть, серебро-свинцовые, медные руды). Несмотря на наличие большого минерального богатства, добывающая промышленность развита слабо.

Пути сообщения в Казахстане почти отсутствуют. Длина железнодорожной линии, проходящей по территории Казахстана, равна 1 700 км. Устроенных грунтовых шоссейных дорог крайне мало.

2. Промышленность КАССР и ее состав.

Количество предприятий: 8 краевого значения и 18 губернского с общим количеством заводов – 27.

В большинстве постройка заводов относится к 70-90 годам, полукустарного типа с общей изношенностью: по строениям в 42% и оборудованию – 53%.

Вывод : задачи индустриализации в Казахстане:

  • Преодоление технико-экономическую отсталость;

  • Развитие ведущих отраслей тяжелой промышленности, прежде всего машиностроения;

  • Развитие всех отраслей тяжелой промышленности, опирающихся на использование местных промышленных ресурсов;

  • Сооружение железных дорог и линий связи;

  • Формирование рабочего класса и кадров производственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения представителей коренного населения.

3.2. Спор о путях индустриализации О выборе путей индустриализации Казахстана среди руководителей республики возник спор. Один путь был представлен первым секретарем Казкрайкома Ф.И. Голощекиным, получившим полную поддержку со стороны кандидата в члены Политбюро А.А.Андреева; другой путь отстаивал член бюро Казкрайкома С.Садвакасов.

На основании приведенных высказываний, определите, в чем заключалась суть разногласий. Чья позиция представляется вам более правильной? Объясните, почему вы так думаете.

1. Смагул Садвакасов: “Почему т. Голощекин… не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымытой шерстью, то обратно с “московским” сукном из этой шерсти?”

Справедливы ли слова Смагула Садвакасова: “Казахстан был и остался колонией…”, относящиеся к результатам проведения индустриализации?

2. Из речи секретаря ЦК ВКП(Б) А.А.Андреева на VI казахстанской краевой партийной конференции об индустриализации Казахстана: “Тов.Садвакасов съезжает с нашей партийной позиции по вопросу о том, что каждая республика у нас составляет часть целого… А тов. Садвакасов… поставил вопрос о том, что нам нужна своя промышленность, своя индустриализация… Я думаю, что мы в вопросе индустриализации СССР будем идти не таким образом, что бы в каждой республике заводить свою тяжелую индустрию, каждую республику индустриализовать путем насаждения самых разнообразнейших фабрик и заводов. Это был бы самый нелепый, самый неэкономный для социализма путь”.

3.3. Начало индустриализации Ставка была сделана на разработку богатейших недр Казахстана, на развитие добывающих отраслей – цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности.

В конце 1920 – начале 1930-х гг. практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-1929 гг. в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г. – более 140.

Экспедиция академика И. М. Губкина изучала Урало-Эмбенский нефтяной район и определила, что это месторождение – одна из богатейших нефтяных областей страны.

Экспедиция академика Н. С. Курнакова изучала минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана и пришла к выводу, что Казахстан является “сплошной металлогенической провинцией Советского Союза”.

Экспедиция инженера-геолога К. И. Сатпаева произвела тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказала перспективность этого региона.

3.4. Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги 

Сооружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 г. Стройка приобрела всенародный характер. Дорога была построена за три года вместо пяти, намеченных по плану.

Начальником строительства Турксиба был назначен В.С.Шатов. Комиссию содействия строительству Турксиба возглавил председатель Совнаркома КазАССР Н.Нурмаков. При правительстве РСФСР функционировал специальный Комитет содействия строительству Турксиба во главе с заместителем председателя СНК РСФСР Т.Рыскуловым.

По предложению Т.Рыскулова в Комитет содействия строительству Турксиба .был включен М.Тынышпаев. Он занимался разработкой проекта прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн. рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба. В 1928 году М.Тынышпаев настоял на Балхашском варианте трассы, благодаря чему было сэкономлено около миллиона рублей при строительстве и сто тысяч рублей в год при эксплуатации железной дороги.

На строительстве Турксиба трудились почти 100 тысяч человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10 000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела. В числе рядовых строителей были Д.Омаров, прошедший путь до начальника Турксиба, Т.Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальником треста “Казахтрансстрой”.

25 апреля 1930 г., на 17 месяцев раньше срока, Туркестано-Сибирская магистраль была завершена, северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак. С января 1931 г. Турксиб был введен в постоянную эксплуатацию.

Прочитайте документ и определите значение строительства Турксиба.

Т.Рыскулов.

Пять лет работы Турксиба.

Первого мая исполняется пять лет со дня пуска в эксплуатацию Туркестано-Сибирской железной дороги. …Турксиб является первой железнодорожной магистралью, построенной Советской властью, самой длинной из вновь построенных за это время железных дорог в мире.

…В 1931 г. перевезено 2 864 тыс. тонн, в 1934 – 3 497 тыс. тонн грузов. Основными грузами являлись хлеб, лес и другие виды сельскохозяйственного сырья. Перевезено было также большое количество пассажиров.

…Огромное влияние Турксиб оказал также на индустриализацию районов, тяготеющих к дороге (строится Балхашский медеплавильный гигант, пущен Чимкентский свинцовый завод и ряд новых угольных копей, электростанций, целый ряд предприятий по переработке хозяйственного сырья и т.д.)

…Турксиб оказал особенно большое влияние на подъем хозяйства в кочевых и полукочевых районов Казахстана и Киргизии, способствуя усилению оседания. По линии самой магистрали возник целый ряд новых населенных пунктов, главным образом, их коренного населения.

3.6. Ведущие индустриальные объекты Казахстана  Используя карту, определите, какие крупные предприятия были построены в Казахстане в годы индустриализации.

Крупными стройками индустриализации стали: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Химическая промышленность Казахстана получила развитие со строительством предприятий в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье – по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

3.7. Особенности индустриализации в Казахстане Индустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планированием, безусловным подчинением центру. Развертывание лагерей, разрушение векового уклада жизни кочевников, обнищание и голод казахских шаруа, громадное напряжение сил народа – все это стало типичными признаками индустриализации страны.

Ударными темпами осваивались источники сырья, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Преимущественное развитие получили отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия машиностроения, металлургии, оборонной промышленности отсутствовали.

Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины.

Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 г. в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 г. стало 81. Накануне индустриализации городское население составляло всего 8,6 % населения края. К концу 30-х гг. оно достигло 29,8 %. Изменился удельный вес казахов в составе рабочего класса. Если в 1928 г. он составлял 19,8 %, то в 1935 г. – 43 %.

Успехи индустриализации в центре дали возможность форсировать процесс втягивания в орбиту индустриального прогресса бывшие аграрные окраины. Процесс этот получил форму шефского движения развитых районов над национальными регионами.

Первыми шефство над промышленностью Казахстана взяли рабочие Москвы и Московской области. При Московском Совете народного хозяйства был создан “штаб по техническому и экономическому шефству над промышленностью Казахской АССР”. На строительство Балхашского медеплавильного комбината в Казахстане прибыл весь выпуск Московского строительного техникума, а также 750 специалистов и рабочих-метростроевцев.

Над Карагандой взяли шефство шахтеры Донбасса. Огромную помощь в подготовке кадров оказал индустриальный Урал.

4. Закрепление изученного материала:

Учащиеся анализируют слова И.В.Сталина относительно главной задачи индустриализации  Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их самостоятельно.

Выполняют задания

5. Домашнее задание: изучить § 9, ответить на вопрос 4: “Каким образом индустриализация отражалась на развитии национальной культуры и языка?”.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Индустриализация в Казахстане" история Казахстана 9 класс

Автор: Айтмухаметова Бакыт Маденияткызы

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112077

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по истории Казахстана "Голод 1931- 1933гг" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-golod-1931-1933ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "146860"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419267048"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект  урока по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-1"
    ["file_id"] => string(6) "187500"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426522157"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока истории Казахстана 9 класс "Индустриализация в Казахстане""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_istorii_kazakhstana_9_klass_industrializatsiia_v_kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "399870"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489419524"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства