kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

     Тема урока  «Внутренняя политика Екатерины  II»

     Цели и задачи: объяснить  значение понятий «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, каторга, межевание, Уложенная комиссия,  жалованная грамота. Ознакомить с основными направлениями преобразований, их характером, итогами и значением. Развивать у учащихся умение  сравнивать, анализировать, делать  выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

     Тип урока: изучение нового материала.

     Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и  Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». План-конспект урока. Электронное приложение к учебнику  А.А.Данилова. Рабочая тетрадь  к учебнику истории 7 класса.

     Ход урока

Организационный момент.

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году  его жена Екатерина  II, которая правила страной до 1796 года. Сегодня  нам предстоит  узнать, за что же прозвали Екатерину  II  Великой,  какую  внутреннюю политику она проводила, почему  период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».

 Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Особенности внутренней политики Екатерины П.
  2. Политика «просвещенного абсолютизма»
  3. Уложенная комиссия
  4. «Золотой век» русского дворянства.
  5. Ужесточение внутренней политики в 70-е  - 90-е  годы  XYIII.

 

     На экране появляется портрет Екатерины  II.

     Кто же такая Екатерина  II?

     В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника  внука Петра 1 Петра Федоровича. Вскоре она его женила на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая  после крещения по православному обряду получила новое имя Екатерина. После смерти Елизаветы  Петр III царствовал всего 186 дней. Летом 1762 года он  был убит в результате заговора. А на российском престоле оказалась Екатерина II, не имевшая на него законных прав.

 Каковы же особенности проводимой Екатериной  II внутренней политики?

  1. Крестьянское хозяйство в упадке, мануфактурное производство развивалось медленно, так как не хватало рабочей силы. Екатерина II,  хорошо знавшая труды французских  просветителей Вольтера, Дидро, Руссо , Монтескье, д.Аламбера  (изображения просветителей появляются на экране),  пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи.  В годы царствования Екатерины  разразилась крестьянская война, произошла революция во Франции, появились в России свои «вольнодумцы» Новиков и Радищев. Все это привело к ужесточению политики.

 

  1.   Екатерина II  переписывалась с  некоторыми просветителями,  хотя не во всем была с ними согласна. Основной идеей их трудов была критика феодального общества,  абсолютизма, отстаивание естественных  прав человека и теории «общественного договора». Критике подвергалась и католическая церковь.

Екатерина II    в течение 2  лет разрабатывала  «Наказ» , в котором представила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она считала, что  в России может быть только неограниченная власть монарха, но монарха  «просвещенного». Главной опорой должны быть дворяне. Царица  Екатерина выступала с идеей секуляризации церковных земель, то есть передачи этих земель вместе с крестьянами в государственную собственность.

     (Ученикам предлагается прочитать об основных мерах Екатерины  II в русле политики «просвещенного абсолютизма» в учебнике на стр. 172).

  1. Для принятия нового свода законов Екатерина  II  созвала в Москве  в Кремле 564  депутата от разных сословий:  дворян, купцов, крестьян, казаков, ясачных людей, кочевых племен. Каждый депутат  имел наказ от своих избирателей.  Купцы просили ввести монополию на торговлю. Дворяне – ужесточить меры по розыску беглых крестьян  и местное самоуправление. Государственные крестьяне  жаловались на высокие налоги, притеснения со стороны помещиков. Представители национальных меньшинств  просили  уравнять их в правах с русским населением. Лишь дворянин Григорий Коробьин  выступил о плачевной участи крестьян .

4. Правление  Екатерины  II  было «золотым веком» для русского дворянства.   Ребята, выпишите в тетрадь мероприятия по улучшению положения дворянства со стр.173-174.:

- указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.

- указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,

- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.

5.  Крестьянская война в России и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 году была проведена губернская реформа в соответствии с которой  численность губерний с 23 увеличилась до 50. Во главе губерний ставились губернаторы, а во главе уездов - капитан-исправники. Усилился контроль властей над населением страны. Была ликвидирована украинская автономия.

 Революция во Франции привела к установлению строгой цензуры и к закрытию вольных типографий.  За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев А.Н. был приговорен к смертной казни, замененной сибирской ссылкой. Писатель и издатель Н.И.Новиков заточен в Шлиссельбургскую крепость.

    Итоги:  вы познакомились с  основными направлениями внутренней политики Екатерины П. Узнали, что  внутренняя политика в носила противоречивый  характер. Она проводилась в интересах дворянства и не могла не вызвать протест населения.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1.Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».   

2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины П?

3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

     Домашнее задание:  прочитать параграф 24, ответить на вопросы.

В Рабочей тетради выполнить задание на стр. 64-65.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II" »



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины II»

Цели и задачи: объяснить значение понятий «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, каторга, межевание, Уложенная комиссия, жалованная грамота. Ознакомить с основными направлениями преобразований, их характером, итогами и значением. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». План-конспект урока. Электронное приложение к учебнику А.А.Данилова. Рабочая тетрадь к учебнику истории 7 класса.

Ход урока

Организационный момент.

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года. Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».

Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Особенности внутренней политики Екатерины П.

  2. Политика «просвещенного абсолютизма»

  3. Уложенная комиссия

  4. «Золотой век» русского дворянства.

  5. Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XYIII.



На экране появляется портрет Екатерины II.

Кто же такая Екатерина II?

В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника внука Петра 1 Петра Федоровича. Вскоре она его женила на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя Екатерина. После смерти Елизаветы Петр III царствовал всего 186 дней. Летом 1762 года он был убит в результате заговора. А на российском престоле оказалась Екатерина II, не имевшая на него законных прав.

Каковы же особенности проводимой Екатериной II внутренней политики?

  1. Крестьянское хозяйство в упадке, мануфактурное производство развивалось медленно, так как не хватало рабочей силы. Екатерина II, хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо , Монтескье, д.Аламбера (изображения просветителей появляются на экране), пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи. В годы царствования Екатерины разразилась крестьянская война, произошла революция во Франции, появились в России свои «вольнодумцы» Новиков и Радищев. Все это привело к ужесточению политики.



  1. Екатерина II переписывалась с некоторыми просветителями, хотя не во всем была с ними согласна. Основной идеей их трудов была критика феодального общества, абсолютизма, отстаивание естественных прав человека и теории «общественного договора». Критике подвергалась и католическая церковь.

Екатерина II в течение 2 лет разрабатывала «Наказ» , в котором представила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха, но монарха «просвещенного». Главной опорой должны быть дворяне. Царица Екатерина выступала с идеей секуляризации церковных земель, то есть передачи этих земель вместе с крестьянами в государственную собственность.

(Ученикам предлагается прочитать об основных мерах Екатерины II в русле политики «просвещенного абсолютизма» в учебнике на стр. 172).

  1. Для принятия нового свода законов Екатерина II созвала в Москве в Кремле 564 депутата от разных сословий: дворян, купцов, крестьян, казаков, ясачных людей, кочевых племен. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. Купцы просили ввести монополию на торговлю. Дворяне – ужесточить меры по розыску беглых крестьян и местное самоуправление. Государственные крестьяне жаловались на высокие налоги, притеснения со стороны помещиков. Представители национальных меньшинств просили уравнять их в правах с русским населением. Лишь дворянин Григорий Коробьин выступил о плачевной участи крестьян .

4. Правление Екатерины II было «золотым веком» для русского дворянства. Ребята, выпишите в тетрадь мероприятия по улучшению положения дворянства со стр.173-174.:

- указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.

- указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,

- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.

5. Крестьянская война в России и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 году была проведена губернская реформа в соответствии с которой численность губерний с 23 увеличилась до 50. Во главе губерний ставились губернаторы, а во главе уездов - капитан-исправники. Усилился контроль властей над населением страны. Была ликвидирована украинская автономия.

Революция во Франции привела к установлению строгой цензуры и к закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев А.Н. был приговорен к смертной казни, замененной сибирской ссылкой. Писатель и издатель Н.И.Новиков заточен в Шлиссельбургскую крепость.

Итоги: вы познакомились с основными направлениями внутренней политики Екатерины П. Узнали, что внутренняя политика в носила противоречивый характер. Она проводилась в интересах дворянства и не могла не вызвать протест населения.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1.Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины П?

3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

Домашнее задание: прочитать параграф 24, ответить на вопросы.

В Рабочей тетради выполнить задание на стр. 64-65.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II"

Автор: Рамазанова Гузалия Джавдатовна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107413

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства