kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока по ОБЖ для 11 класса.

Тема:  Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Учебные вопросы:

1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

2.  Гражданская оборона, основные понятия и опреде­ления, задачи гражданской обороны

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и оп­ределениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной аги­тации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера».

Ход урока:

1. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Изложение нового материала.

Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

•  ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

•  пожары - до 70 %;

•  паводки, наводнения - до 40 %;

•  оползни, извержения вулканов - до 18 %;

•  землетрясения, засухи - до 15 %.

К опасным явлениям техногенного характера относятся загряз­нение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбро­сами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблаго­приятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных си­туаций».

Учащиеся записывают определение в тетради:

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при воз­никновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.

Изучение второго вопроса.

Учащиеся записывают основные понятия:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго­товке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение нацио­нальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.

2.   Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.

Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: перво­начально система ГО в нашей стране создавалась как система за­щиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воз­духа. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповеще­ние, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий на­падения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицин­ской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводи­лась на специальных курсах.

В годы Великой Отечественной войны система ПВО сущест­венно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.

В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.

В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприя­тий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спаса­тельных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей тер­ритории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных меро­приятий.

Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.

В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи насе­лению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федера­ции - соответствующие руководители.

  Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений феде­рального закона «О защите населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера».

«Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы­шение устойчивости функционирования организаций, а также объ­ектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ­вующих в ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполне­ния задач и взаимодействия основных элементов, а также иные во­просы функционирования Единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.»

После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных яв­лений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

В ее задачи входит:

•  проведение единой государственной политики в области пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•  формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

•  проведение мероприятий по защите населения и территорий;

•  оповещение и информирование населения о ЧС;

•  ликвидация ЧС;

•  создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

•  выполнение мероприятий ГО и др.

Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:

•  федеральный;

•  региональный (ЮФО);

•  территориальный;

•  местный;

•  объектовый.

На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управ­ления.

IV. Итог урока.

- Какова основная задача Гражданской обороны страны?

-  Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен­ное время, в мирные дни?

- Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо­ны и каков порядок действия по ним?

-  Какова структура Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

- Назовите задачи, решаемые этой системы.

- Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?

Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хо­зяйства.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по ОБЖ для 11 класса "Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" »

План – конспект урока по ОБЖ для 11 класса.


Тема: Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


Учебные вопросы:

1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

2. Гражданская оборона, основные понятия и опреде­ления, задачи гражданской обороны

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи


Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и оп­ределениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной аги­тации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера».


Ход урока:

1. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Изложение нового материала.

Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

• ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

• пожары - до 70 %;

• паводки, наводнения - до 40 %;

• оползни, извержения вулканов - до 18 %;

• землетрясения, засухи - до 15 %.

К опасным явлениям техногенного характера относятся загряз­нение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбро­сами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблаго­приятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных си­туаций».

Учащиеся записывают определение в тетради:

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при воз­никновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.

Изучение второго вопроса.

Учащиеся записывают основные понятия:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подго­товке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение нацио­нальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.

2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.

Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: перво­начально система ГО в нашей стране создавалась как система за­щиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воз­духа. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповеще­ние, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий на­падения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицин­ской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводи­лась на специальных курсах.

В годы Великой Отечественной войны система ПВО сущест­венно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.

В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.

В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприя­тий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спаса­тельных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.

Гражданская оборона в СССР была организована на всей тер­ритории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных меро­приятий.

Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.

В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи насе­лению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федера­ции - соответствующие руководители.

Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений феде­рального закона «О защите населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера».

«Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

• разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы­шение устойчивости функционирования организаций, а также объ­ектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

• прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• осуществление мероприятий по социальной защите населе­ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума­нитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ­вующих в ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполне­ния задач и взаимодействия основных элементов, а также иные во­просы функционирования Единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.»

После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных яв­лений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

В ее задачи входит:

• проведение единой государственной политики в области пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

• проведение мероприятий по защите населения и территорий;

• оповещение и информирование населения о ЧС;

• ликвидация ЧС;

• создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

• выполнение мероприятий ГО и др.

Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:

• федеральный;

• региональный (ЮФО);

• территориальный;

• местный;

• объектовый.

На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управ­ления.

IV. Итог урока.

- Какова основная задача Гражданской обороны страны?

- Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен­ное время, в мирные дни?

- Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо­ны и каков порядок действия по ним?

- Какова структура Единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

- Назовите задачи, решаемые этой системы.

- Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?

Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хо­зяйства.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "План - конспект урока по ОБЖ для 5 класса "Основы безопасности жизнедеятельности человека" "
    ["seo_title"] => string(98) "plan-konspiekt-uroka-po-obzh-dlia-5-klassa-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "150325"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420465917"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства