kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему: "Становление советской власти" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России XX века

Класс: 9 класс

Учебник: А.А. Данилов; Л.Г.Косулина История России XX век. М.: 2002 г. Раздел II. Россия в поисках перспектив (1917-1927 гг.)

Тема урока: Становление советской власти

Цели:

1)образовательные цели:

   1) -сформировать у учащихся представление о политике, проводимой большевиками с 1918 по 1920-е годы;

   2) -воссоздать образы выдающихся деятелей партии большевиков: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, А.М.Коллонтай, С.Н.Смидович, П.С.Виноградская, Н.К.Крупская.

2) -сформировать у учащихся новые понятия: декрет, женотделы.

    -помочь осмыслить главные выводы урока: с приходом к власти большевиков произошли коренные изменения в политической, экономической сфере; большое внимание уделялось правам женщин, благодаря которым изменилось их самосознание, они включились в политическую, производственную деятельность.

3) -продолжить работу по углублению конкретизируемых изучаемых понятий: переворот, революция.

2)развивающие цели: продолжить формирование умений: выделять главное, систематизировать материал, работать с текстом учебника, периодической печатью, представленной журналами, выпускаемыми в 1920-е годы: «Женский журнал», «Работница».

3)воспитательные цели: продолжить формирование гражданского аспекта воспитания, уважения к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Оборудование: мел, доска, документы, представленные в учебнике - декреты, раздаточный материал, представленный распечатанными статьями из женских журналов: «Работница», «Женский журнал».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1)организационный момент: приветствие учеников, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

2)план:

1.Первые декреты советской власти.

2.Решение женского вопроса большевиками.

1.Первые декреты советской власти.

«Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой (учитель обращает внимание на доску, где обозначена тема урока). Она включает в себя два вопроса, и начнем мы с первого».

25 октября открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В.И.Ленин предложил II Съезду принять декреты о мире, о земле, о власти, декрет о расторжении брака, декрет о гражданском браке, о детях и введении книг актов гражданского состояния. (Учащиеся записывают перечисленные декреты в тетрадь).

«Ребята, что вы понимаете под понятием «декрет»? (учащиеся высказывают свое предположение. Учитель комментирует ответы учащихся). «Хорошо, давайте запишем понятие «декрет» - правовой акт, постановление органа власти или должностного лица». (Учащиеся переносят определение в тетрадь).

«Ребята, сейчас мы с вами подробнее рассмотрим, каждый из декретов, и начнем с декрета о мире». Декрет о мире был принят 26 октября 1917 г. (Учащиеся записывают дату принятия декрета). Основными положениями декрета являлись:

1.Выход России из войны

2.Предложение заключить перемирие на 3 месяца и обращение  ко всем народам с предложением начать переговоры о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций.

3.Съезд предлагал любой стране заключить двусторонний мирный договор.

4.Право народов на самоопределение.

5.Тайные переговоры, договоры царской России с другими странами объявляются недействительными и подлежат публикации.

В декрете содержалось обращение к рабочим воюющих стран поддержать это предложение. (Учитель перечисляет основные положения декрета, учащиеся фиксируют их в своих тетрадях).

«Следующий декрет, который приняли большевики – декрет о земле. Он был принят тогда же, когда и декрет о мире. Ребята, обратите внимание на выдержку из данного декрета в учебнике на странице 101. Изучите его подробнее дома и выпишите основные положения. Оставьте в тетради пол странички. На следующем уроке мы проверим, как вы справились с этим заданием». (Учащиеся оставляют место в тетради).

«Рассмотрим декрет о власти, который был принят 27 октября 1917 г. Запишем основные положения»:

1.Вся власть в стране принадлежит Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

2.Всякая попытка со стороны кого бы то ни было присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассмотрена как контрреволюционное действие и подавлена силой.

3.Высшим органом власти провозглашается Съезд.

4.В перерывах между Съездами его функции будет выполнять избираемый на съезде ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

5.Исполнительная власть передается Совету Народных Комисаров (СНК), который должен действовать до созыва Учредительного Собрания. (Учащиеся записывают основные положения декрета в тетрадь).

«Далее мы рассмотрим декрет о расторжении брака. Он был принят 19 декабря 1917 г.»

Основные положения:

1.Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них.

2.Означенная просьба подается, согласно правилам о местной подсудности, в местный суд.

3. В назначенный для рассмотрения просьбы о расторжении брака день, местный судья вызывает обоих супругов или их поверенных.

4. Дела о признании браков незаконными или недействительными подлежат впредь ведению местного суда.

5. Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской Республики, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу. (Учащиеся записывают положения декрета).

«Следующий декрет о расторжении брака, декрет о гражданском браке, о детях и введении книг актов гражданского состояния, который был принят 18 декабря 1917 г.»

Основные положения:

1.Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.

2. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст. 2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.

3.Запись о рождении ребенка составляется тем же отделом записей браков и рождений по месту пребывания матери, причем о каждом рождении в книге записей рождений совершается особая запись.

4.О рождении ребенка отделу обязаны объявить или его родители, или один из них, или лица, на попечении коих, за смертью родителей, остался новорожденный, с указанием присвояемых ребенку имени и фамилии и с представлением двух свидетелей в удостоверение события рождения.

5.Как книги записей браков, так и книги записей рождений, ведутся в 2?х экземплярах, причем один экземпляр по окончании года пересылается для дальнейшего хранения в соответствующий суд.

6.Дети внебрачные уравниваются с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. (Учащиеся переносят положения декретов в свою тетрадь).

2.Решение женского вопроса большевиками.

«И так, мы с вами рассмотрели первый вопрос, переходим к рассмотрению второго вопроса». (Учащиеся записывают его). Большевистские лидеры уделяли внимание положению женщин, которое с их приходом к власти существенно изменилось: 18 декабря 1917 г. были уравнены гражданские права мужчин и женщин. (Учащиеся делают пометку). Л.Д.Троцкий критиковал требование признать правомочными лишь зарегистрированные браки; отмечал, что женщина имеет право сама решать – вступать ей в брак или нет. (Учащиеся записывают полученную информацию). Естественно, что больших прав женщин добивались большевички: А.М.Коллонтай, С.Н.Смидович, П.С.Виноградская, Н.К.Крупская. (Учащиеся записывают представительниц большевистской партии). Каким образом они видели решение этой проблемы – через создание женотделов. Полное название - Отдел по Работе Среди Женщин. Давайте с вами дадим определение этому понятию.

«Женотдел» - отдел, создаваемый при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин. (Учащиеся переносят определение в тетрадь).

Женотделы были созданы в 1919 году на базе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б).

«Ребята, сейчас мы с вами запишем функции женотделов»:

1.Проведение женских митингов, конференций, делегатских собраний.

2.Издание агитационных материалов: журнала «Работница», его теоретического приложения «Коммунистка».

3.Принятие декретов в области правового, семейного, брачного и имущественного положения женщин.

4.Забота о детях и беспризорных, школьными инспекциями, распространением еды и жилья.

5.Привлечение делегаток из работниц, крестьянок, домохозяек для практической работы в их учреждениях, что позволило женщинам участвовать в общественно-политической и экономической жизни.

6.Улучшение женского труда. (Учащиеся переносят полученную информацию в тетрадь).

«Ребята, я раздаю вам экземпляры статей из «Женского журнала», «Работницы», подробно изучите эти статьи и выпишите, какие изменения произошли в деятельности женщин, какие они имели права, обязанности».

Вывод: с приходом к власти большевиков произошли коренные изменения в политической, экономической сфере; большое внимание уделялось правам женщин, благодаря которым изменилось их самосознание, они включились в политическую, производственную деятельность.

3)закрепление: «Ребята, давайте с вами кратко вспомним, что мы сегодня узнали нового:

а) дайте определение понятию «декрет» (учащиеся отвечают);

б) назовите основные декреты, принятые большевиками (учащиеся дают ответ);

в) дайте определение понятию «женотдел» (учащиеся дают определение данному понятию).

4)  д/з: §14-15, с. 101 – изучить документ, работа с раздаточным материалом.

 Оформление доски: центральная часть: тема, план;

                                     разворот к окну: понятия:  декрет, женотдел; имена: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, С.Н. Смидович, П.С. Виноградская, Н.К. Крупская; даты: 26 октября 1917, 27 октября 1917, 19 декабря 1917 г, 18 декабря 1917 г.;

                                   разворот к двери: д/з.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Становление советской власти" (9 класс) »

Конспект урока по истории России XX века

Класс: 9 класс

Учебник: А.А. Данилов; Л.Г.Косулина История России XX век. М.: 2002 г. Раздел II. Россия в поисках перспектив (1917-1927 гг.)

Тема урока: Становление советской власти

Цели:

1)образовательные цели:

1) -сформировать у учащихся представление о политике, проводимой большевиками с 1918 по 1920-е годы;

2) -воссоздать образы выдающихся деятелей партии большевиков: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, А.М.Коллонтай, С.Н.Смидович, П.С.Виноградская, Н.К.Крупская.

2) -сформировать у учащихся новые понятия: декрет, женотделы.

-помочь осмыслить главные выводы урока: с приходом к власти большевиков произошли коренные изменения в политической, экономической сфере; большое внимание уделялось правам женщин, благодаря которым изменилось их самосознание, они включились в политическую, производственную деятельность.

3) -продолжить работу по углублению конкретизируемых изучаемых понятий: переворот, революция.

2)развивающие цели: продолжить формирование умений: выделять главное, систематизировать материал, работать с текстом учебника, периодической печатью, представленной журналами, выпускаемыми в 1920-е годы: «Женский журнал», «Работница».

3)воспитательные цели: продолжить формирование гражданского аспекта воспитания, уважения к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Оборудование: мел, доска, документы, представленные в учебнике - декреты, раздаточный материал, представленный распечатанными статьями из женских журналов: «Работница», «Женский журнал».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1)организационный момент: приветствие учеников, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

2)план:

1.Первые декреты советской власти.

2.Решение женского вопроса большевиками.


1.Первые декреты советской власти.

«Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой (учитель обращает внимание на доску, где обозначена тема урока). Она включает в себя два вопроса, и начнем мы с первого».

25 октября открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В.И.Ленин предложил II Съезду принять декреты о мире, о земле, о власти, декрет о расторжении брака, декрет о гражданском браке, о детях и введении книг актов гражданского состояния. (Учащиеся записывают перечисленные декреты в тетрадь).

«Ребята, что вы понимаете под понятием «декрет»? (учащиеся высказывают свое предположение. Учитель комментирует ответы учащихся). «Хорошо, давайте запишем понятие «декрет» - правовой акт, постановление органа власти или должностного лица». (Учащиеся переносят определение в тетрадь).

«Ребята, сейчас мы с вами подробнее рассмотрим, каждый из декретов, и начнем с декрета о мире». Декрет о мире был принят 26 октября 1917 г. (Учащиеся записывают дату принятия декрета). Основными положениями декрета являлись:

1.Выход России из войны

2.Предложение заключить перемирие на 3 месяца и обращение ко всем народам с предложением начать переговоры о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций.

3.Съезд предлагал любой стране заключить двусторонний мирный договор.

4.Право народов на самоопределение.

5.Тайные переговоры, договоры царской России с другими странами объявляются недействительными и подлежат публикации.

В декрете содержалось обращение к рабочим воюющих стран поддержать это предложение. (Учитель перечисляет основные положения декрета, учащиеся фиксируют их в своих тетрадях).

«Следующий декрет, который приняли большевики – декрет о земле. Он был принят тогда же, когда и декрет о мире. Ребята, обратите внимание на выдержку из данного декрета в учебнике на странице 101. Изучите его подробнее дома и выпишите основные положения. Оставьте в тетради пол странички. На следующем уроке мы проверим, как вы справились с этим заданием». (Учащиеся оставляют место в тетради).

«Рассмотрим декрет о власти, который был принят 27 октября 1917 г. Запишем основные положения»:

1.Вся власть в стране принадлежит Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

2.Всякая попытка со стороны кого бы то ни было присвоить себе те или иные функции государственной власти будет рассмотрена как контрреволюционное действие и подавлена силой.

3.Высшим органом власти провозглашается Съезд.

4.В перерывах между Съездами его функции будет выполнять избираемый на съезде ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

5.Исполнительная власть передается Совету Народных Комисаров (СНК), который должен действовать до созыва Учредительного Собрания. (Учащиеся записывают основные положения декрета в тетрадь).

«Далее мы рассмотрим декрет о расторжении брака. Он был принят 19 декабря 1917 г.»

Основные положения:

1.Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них.

2.Означенная просьба подается, согласно правилам о местной подсудности, в местный суд.

3. В назначенный для рассмотрения просьбы о расторжении брака день, местный судья вызывает обоих супругов или их поверенных.

4. Дела о признании браков незаконными или недействительными подлежат впредь ведению местного суда.

5. Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской Республики, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу. (Учащиеся записывают положения декрета).

«Следующий декрет о расторжении брака, декрет о гражданском браке, о детях и введении книг актов гражданского состояния, который был принят 18 декабря 1917 г.»

Основные положения:

1.Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.

2. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст. 2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.

3.Запись о рождении ребенка составляется тем же отделом записей браков и рождений по месту пребывания матери, причем о каждом рождении в книге записей рождений совершается особая запись.

4.О рождении ребенка отделу обязаны объявить или его родители, или один из них, или лица, на попечении коих, за смертью родителей, остался новорожденный, с указанием присвояемых ребенку имени и фамилии и с представлением двух свидетелей в удостоверение события рождения.

5.Как книги записей браков, так и книги записей рождений, ведутся в 2‑х экземплярах, причем один экземпляр по окончании года пересылается для дальнейшего хранения в соответствующий суд.

6.Дети внебрачные уравниваются с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. (Учащиеся переносят положения декретов в свою тетрадь).


2.Решение женского вопроса большевиками.

«И так, мы с вами рассмотрели первый вопрос, переходим к рассмотрению второго вопроса». (Учащиеся записывают его). Большевистские лидеры уделяли внимание положению женщин, которое с их приходом к власти существенно изменилось: 18 декабря 1917 г. были уравнены гражданские права мужчин и женщин. (Учащиеся делают пометку). Л.Д.Троцкий критиковал требование признать правомочными лишь зарегистрированные браки; отмечал, что женщина имеет право сама решать – вступать ей в брак или нет. (Учащиеся записывают полученную информацию). Естественно, что больших прав женщин добивались большевички: А.М.Коллонтай, С.Н.Смидович, П.С.Виноградская, Н.К.Крупская. (Учащиеся записывают представительниц большевистской партии). Каким образом они видели решение этой проблемы – через создание женотделов. Полное название - Отдел по Работе Среди Женщин. Давайте с вами дадим определение этому понятию.

«Женотдел» - отдел, создаваемый при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин. (Учащиеся переносят определение в тетрадь).

Женотделы были созданы в 1919 году на базе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б).

«Ребята, сейчас мы с вами запишем функции женотделов»:

1.Проведение женских митингов, конференций, делегатских собраний.

2.Издание агитационных материалов: журнала «Работница», его теоретического приложения «Коммунистка».

3.Принятие декретов в области правового, семейного, брачного и имущественного положения женщин.

4.Забота о детях и беспризорных, школьными инспекциями, распространением еды и жилья.

5.Привлечение делегаток из работниц, крестьянок, домохозяек для практической работы в их учреждениях, что позволило женщинам участвовать в общественно-политической и экономической жизни.

6.Улучшение женского труда. (Учащиеся переносят полученную информацию в тетрадь).

«Ребята, я раздаю вам экземпляры статей из «Женского журнала», «Работницы», подробно изучите эти статьи и выпишите, какие изменения произошли в деятельности женщин, какие они имели права, обязанности».

Вывод: с приходом к власти большевиков произошли коренные изменения в политической, экономической сфере; большое внимание уделялось правам женщин, благодаря которым изменилось их самосознание, они включились в политическую, производственную деятельность.

3)закрепление: «Ребята, давайте с вами кратко вспомним, что мы сегодня узнали нового:

а) дайте определение понятию «декрет» (учащиеся отвечают);

б) назовите основные декреты, принятые большевиками (учащиеся дают ответ);

в) дайте определение понятию «женотдел» (учащиеся дают определение данному понятию).

4) д/з: §14-15, с. 101 – изучить документ, работа с раздаточным материалом.

Оформление доски: центральная часть: тема, план;

разворот к окну: понятия: декрет, женотдел; имена: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, С.Н. Смидович, П.С. Виноградская, Н.К. Крупская; даты: 26 октября 1917, 27 октября 1917, 19 декабря 1917 г, 18 декабря 1917 г.;

разворот к двери: д/з.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по истории на тему: "Становление советской власти" (9 класс)

Автор: Богдановская Марина Михайловна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства