kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Восстание под предводительством Е.И.Пугачева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока:  Восстание под предводительством Е.И.Пугачева 7 класс

Цели урока:

  1. Продолжить  изучение восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявить  его  особенности, направленность, масштаб,состав участников и их цели, ход, причины поражения восстания.
  2. Охарактеризовать лидера народного восстания Е.И. Пугачёва.
  3. Продолжить формирование навыков  исследовательской деятельности: умений работать  с  разными видами исторических источников, анализировать их, обобщать и делать выводы, читать историческую карту, строить  монологический ответ 
  4. Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на яркие и неоднозначные события, к многонациональному российскому народу.

Задачи урока:

  1. Актуализация знаний  учащихся по теме «Народные восстания»
  2. Закрепление умений анализировать, выделять главное, делать выводы, строить высказывание, выступать перед аудиторией.
  3. Воспитание  чувства любви к Родине, уважения к её прошлому.
  4. Отработка навыков работы с историческими источниками, исторической картой.
  5. Формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников.

Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, доска, столы в классе сдвинуты, чтобы создать условия для работы 4-х ученических групп

Материалы к уроку:

  1. Компьютерная презентация, созданная средствами Power Point
  2. Портрет Е.И. Пугачева,портрет Екатерины II  на доске
  3. Документы  для работы групп (Приложение)
  4. Карта « Российская империя во второй половине XVIII века».
  5. Атласы «История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века»

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Итак, ребята, сегодня мы  продолжим изучение   восстания под руководством Е.И.Пугачева.

И я хотела бы отметить такой интересный факт, что по новому стилю 21 января  1775г Е. Пугачев был казнен в Москве. И так совпало, что наш урок проходит чуть ли ни день в день с этим событием

Наш урок я хочу начать  с просмотра небольшого фрагмента фильма, после которого  вы скажете какие важные,на ваш взгляд,  факты, связанные с восстанием Пугачева прозвучали в этом отрывке.     ФИЛЬМ. Российская империя при Екатерине II ( фрагмент,2 мин)           Слайд 1

Пожалуйста:

Ученики: Восстание спонсировала Франция и  то, что Российской империи грозила опасность нового дворцового переворота

Учитель : Да, вы правильно отметили, исход этого события мог изменить дальнейшее существование страны, неслучайно императрица Екатерина II держала на причале в Петербурге яхту, чтобы, в крайнем случае, покинуть пределы империи.

Но чем закончилось восстание?

Ученики: Восстание закончилось  поражением.

Учитель: Ребята, как вы считаете, что необходимо, чтобы восстание победило?

Ученики:  1.Хороший руководитель  2.Многочисленные восставшие 3.Хорошая организация войска. 4.Четко сформулированные цели

Учитель: Ряд историков считает, что восстание Пугачева  вполне могло завершиться победой восставших. И я сегодня предлагаю вам провести небольшое исследование, работая в группах, проанализировать различные документы, и  выяснить действительно  ли восстание под предводительством Пугачева могло  победить  или это всего лишь смелые заявления исследователей?     слайд 2                                        3 слайд

Итак, 1 группа работает по проблеме «Личность Емельяна Пугачева»,(КРАСНЫЕ

2 группа работает по проблеме «Масштаб восстания. Состав участников, их цели», (СИНИЕ

3 группа работает по проблеме «Манифесты» Е. Пугачева»,(ОРАНЖЕВЫЕ)

 4 группа осмысливает проблему «Уровень организованности  восстания»,(ЗЕЛЕНЫЕ)

    (Учитель раздает группам  документы   для работы, дает рекомендации о способах их выполнения. Группа работает в течение 10-15 минут по предложенной проблеме и отвечает на вопросы к  документам.

Задания для группы связаны с анализом основных проблем, касающихся восстания. Материалы подобраны и задания сформулированы так, чтобы учащиеся смогли решить поставленную историческую задачу (см. Приложения).

   Учитель во время работы учащихся направляет их действия, исполняет роль консультанта.)

Учитель: Итак, слово предоставляется первой группе

Слово 1 группе 4- 5 слайд «Личность Емельяна Пугачева»

  От группы выбирается один выступающий, остальные  добавляют

Ученик: Изучив  документы, в которых даются  мнения историков Петрова, Лимонова, Мавродина  мы можем сказать, что Пугачев был смелым,отважным, умным, предприимчивым, обладал могучей волей, великолепно владел оружием, хорошо знал военное дело. Его можно назвать лидером: у него были организаторские способности, умение повести за собой людей. Мы считаем, что человек, подобный Пугачеву, мог повести за собой людей, а значит можно сказать, что имея такого руководителя, восставшие могли одержать победу.

Учитель: Кто- то из группы хочет дополнить еще что-нибудь?

Слайд 6,7.  2  гр Масштаб восстания. Состав участников, их цели»,

 Выступающий от второй группы: Изучив карту, мы можем сказать, что восстание Пугачева  охватило   довольно большую территорию :Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, земли яицких казаков, Оренбургский край (ПОКАЗЫВЕТ НА КАРТЕ)

 Учитель: Ребята, обратите внимание, насколько близко район восстания был от Москвы, всего лишь в 550-600 км

Ученик: Мы анализировали отрывки  из учебников Истории России разных авторов, и мы можем сказать, что Пугачева могли поддержать казаки, которые хотели вернуть  прежние казачьи привилегии, вольности, восстановить самоуправление, крестьяне – недовольны были усилением власти и произвола  помещиков, ростом налогов и повинностей; народы Поволжья ( татары, мордва, чуваши)- были недовольны  политикой правительства по отношению к ним- усилением насилия, требовали вернуть земли, захваченные  русским дворянством в Поволжье и Приуралье, работные люди Урала, которые  стремились, с одной стороны,  вернуться  с заводов  в родные деревни, а с другой – добиться улучшения  условий труда и повышения жалования.

Учитель: Как  вы думаете: Сильно ли было  у них желание добиться своих  целей?

Учащиеся отвечают

Учитель: Могли восставшие одержать победу таким составом и на данной территории?

 Ученики: Мы считаем, что,скорее всего, они могли добиться успеха)

Учитель: Все согласны ? (выслушиваются мнения)

Спасибо. Слово 3 группе  «Манифесты» Е. Пугачева» 8 слайд 

Ученик: Наша группа анализировала отрывки из  Манифестов Пугачева и мы увидели, что они написаны практически ко всем участникам восстания – казакам, башкирам, крестьянам – от имени императора Петра III.Пугачев принял это имя, потому что Петр III в глазах народа был «добрым царем». Они считали, что  после того,как он   подписал «Манифест о вольности дворянства», он собирался  дать волю и  крестьянам  но не успел, его убили дворяне. Теперь, воскресший, он даровал волю всем, кто желал её получить. Поэтому за Пугачевым-Петром III и пошел народ.

 Пугачев прельщал людей в своё войско обещаниями вольности и свободы, земли, многочисленными пожалованиями, прощением всех прежних вин, отменой рекрутских наборов, подушных и других податей. Это способствовало привлечению в войско Пугачева огромных масс населения,  и мы считаем, что  восставшие могли рассчитывать на победу.

Учитель: Близко и понятно было  то что предлагал Пугачев народу?

Ответы учащихся

Учитель:   Слово 4 группе  «Уровень организованности восстания» 9 слайд

Ученик: У нас были отрывки из произведения Пушкина « История Пугачевского бунта», учебника  истории Преображенского, Рыбакова и высказывание французского историка Роже Порталя. Изучив их, мы можем сказать, что по сравнению с предыдущими известными нам крестьянскими восстаниями, восстание  Пугачева характеризовалось более высокой степенью организованности, Пугачев создал Военную коллегию, военный штаб, при  «императоре» была гвардия, он издавал манифесты и указы.Пугачев ввел награды, титулы, звания, постоянно проводил обучение своего войска, установил строгую дисциплину. Все это напоминает государственную структуру и государственный аппарат Российской империи. Восставшие копировали их, потому что не могли предложить чего-то нового в силу безграмотности и непросвещенности.

Мы считаем,  что восставшие, в принципе, могли победить, организовав подобным образом свою деятельность.

Учитель: Итак, давайте обобщим все сказанное и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: Могли ли восставшие победить. Почему?   10 слайд

Ученики отвечают что  могли и приводят аргументы. После ответов учащихся  открывается  11 слайд

1. Восстание охватило огромную территорию.

2. В восстании участвовали широкие массы населения Российской империи.

3. Восстание возглавлял талантливый руководитель.

4. Пугачев принял имя и титул «доброго царя» - императора Петра III, что усиливало веру в него и в его обещания, данные в Указах и Манифестах.

     5. Достаточно четкая и более высокая (чем во время предыдущих народных восстаний) организация восставших, напоминающая государственную структуру Российской империи

6.Спонсирование со стороны Франции

Учитель: Итак, восстание вполне могло закончиться победой восставших, вот к такому выводу мы пришли, изучив различные источники. 

А почему же восставшие все-таки проиграли?

 Учащиеся  обсуждают вопрос в группах  и затем называют свои предположения. Идет фронтальная работа. Учитель поправляет и дополняет ответы учащихся и в итоге формулируются  следующие  причины поражения:

  1. Локальный характер восстания (восстание охватило все же малую площадь, в сравнении с масштабами Российской империи),
  2.  плохая военная  подготовка и все-таки слабая  организация,
  3. пёстрый состав восставших, а отсюда – невозможность договориться и отсутствие единой цели, большая  текучесть в войске Пугачева.
  4. превосходство правительственных войск над восставшими в вооружении, организованности и выучке
  5.  предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение)

Причины записываются в тетрадях

 

Учитель: Да, ребята, восстание потерпело поражение, но мы сегодня поразмышляли над альтернативной возможностью и  я предлагаю вам дома продолжить работу над этой темой  и домашнее задание будет  написать эссе на тему : «Что стало бы с Россией, если бы восставшие одержали победу»  слайд 12

Рефлексия.

            Учитель подводит итоги, называет наиболее активных учащихся и просит учащихся ответить на вопросы.

Примерные вопросы:

  1. Дайте оценку урока, что на уроке было необычным?

2.Что дала вам работа на уроке?

3.Рационально ли был организован урок? Было ли скучно на уроке, когда, почему?

4. Как вы оцениваете свою работу  в группе  и работу класса в целом?

 

Спасибо за работу!

                                                        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Восстание под предводительством Е.И.Пугачева"»

Конспект урока: Восстание под предводительством Е.И.Пугачева

Цели урока:

  1. Продолжить изучение восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявить его особенности, направленность, масштаб ,состав участников и их цели, ход, причины поражения восстания.

  2. Охарактеризовать лидера народного восстания Е.И. Пугачёва.

  3. Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности: умений работать с разными видами исторических источников, анализировать их, обобщать и делать выводы, читать историческую карту, строить монологический ответ

  4. Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на яркие и неоднозначные события, к многонациональному российскому народу.

Задачи урока:

  1. Актуализация знаний учащихся по теме «Народные восстания»

  2. Закрепление умений анализировать, выделять главное, делать выводы, строить высказывание, выступать перед аудиторией.

  3. Воспитание чувства любви к Родине, уважения к её прошлому.

  4. Отработка навыков работы с историческими источниками, исторической картой.

  5. Формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников.

Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, доска, столы в классе сдвинуты, чтобы создать условия для работы 4-х ученических групп

Материалы к уроку:

  1. Компьютерная презентация, созданная средствами Power Point

  2. Портрет Е.И. Пугачева ,портрет Екатерины II на доске

  3. Документы для работы групп (Приложение)

  4. Карта « Российская империя во второй половине XVIII века».

  5. Атласы «История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века»

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Итак, ребята, сегодня мы продолжим изучение восстания под руководством Е.И.Пугачева.

И я хотела бы отметить такой интересный факт, что по новому стилю 21 января 1775г Е. Пугачев был казнен в Москве. И так совпало, что наш урок проходит чуть ли ни день в день с этим событием

Наш урок я хочу начать с просмотра небольшого фрагмента фильма, после которого вы скажете какие важные ,на ваш взгляд , факты, связанные с восстанием Пугачева прозвучали в этом отрывке. ФИЛЬМ. Российская империя при Екатерине II ( фрагмент,2 мин) Слайд 1

Пожалуйста:

Ученики: Восстание спонсировала Франция и то, что Российской империи грозила опасность нового дворцового переворота

Учитель : Да, вы правильно отметили, исход этого события мог изменить дальнейшее существование страны, неслучайно императрица Екатерина II держала на причале в Петербурге яхту, чтобы, в крайнем случае, покинуть пределы империи.

Но чем закончилось восстание?

Ученики: Восстание закончилось поражением.

Учитель: Ребята, как вы считаете, что необходимо, чтобы восстание победило?

Ученики: 1.Хороший руководитель 2.Многочисленные восставшие 3.Хорошая организация войска. 4.Четко сформулированные цели

Учитель: Ряд историков считает, что восстание Пугачева вполне могло завершиться победой восставших. И я сегодня предлагаю вам провести небольшое исследование, работая в группах, проанализировать различные документы, и выяснить действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло победить или это всего лишь смелые заявления исследователей? слайд 2 3 слайд

Итак, 1 группа работает по проблеме «Личность Емельяна Пугачева»,(КРАСНЫЕ

2 группа работает по проблеме «Масштаб восстания. Состав участников, их цели», (СИНИЕ

3 группа работает по проблеме «Манифесты» Е. Пугачева»,(ОРАНЖЕВЫЕ)

4 группа осмысливает проблему «Уровень организованности восстания»,(ЗЕЛЕНЫЕ)

(Учитель раздает группам документы для работы, дает рекомендации о способах их выполнения. Группа работает в течение 10-15 минут по предложенной проблеме и отвечает на вопросы к документам.

Задания для группы связаны с анализом основных проблем, касающихся восстания. Материалы подобраны и задания сформулированы так, чтобы учащиеся смогли решить поставленную историческую задачу (см. Приложения).

Учитель во время работы учащихся направляет их действия, исполняет роль консультанта.)


Учитель: Итак, слово предоставляется первой группе

Слово 1 группе 4- 5 слайд «Личность Емельяна Пугачева»

От группы выбирается один выступающий, остальные добавляют

Ученик: Изучив документы, в которых даются мнения историков Петрова, Лимонова, Мавродина мы можем сказать, что Пугачев был смелым ,отважным, умным, предприимчивым, обладал могучей волей, великолепно владел оружием, хорошо знал военное дело. Его можно назвать лидером: у него были организаторские способности, умение повести за собой людей. Мы считаем, что человек, подобный Пугачеву, мог повести за собой людей, а значит можно сказать , что имея такого руководителя, восставшие могли одержать победу.

Учитель: Кто- то из группы хочет дополнить еще что-нибудь?



Слайд 6 ,7. 2 гр Масштаб восстания. Состав участников, их цели»,

Выступающий от второй группы: Изучив карту, мы можем сказать, что восстание Пугачева охватило довольно большую территорию :Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, земли яицких казаков, Оренбургский край (ПОКАЗЫВЕТ НА КАРТЕ)

Учитель: Ребята, обратите внимание, насколько близко район восстания был от Москвы, всего лишь в 550-600 км

Ученик: Мы анализировали отрывки из учебников Истории России разных авторов, и мы можем сказать, что Пугачева могли поддержать казаки, которые хотели вернуть прежние казачьи привилегии, вольности, восстановить самоуправление, крестьяне – недовольны были усилением власти и произвола помещиков, ростом налогов и повинностей; народы Поволжья ( татары, мордва, чуваши)- были недовольны политикой правительства по отношению к ним- усилением насилия, требовали вернуть земли, захваченные русским дворянством в Поволжье и Приуралье, работные люди Урала, которые стремились, с одной стороны, вернуться с заводов в родные деревни, а с другой – добиться улучшения условий труда и повышения жалования.

Учитель: Как вы думаете: Сильно ли было у них желание добиться своих целей?

Учащиеся отвечают

Учитель: Могли восставшие одержать победу таким составом и на данной территории?

Ученики: Мы считаем, что ,скорее всего, они могли добиться успеха)

Учитель: Все согласны ? (выслушиваются мнения)

Спасибо. Слово 3 группе «Манифесты» Е. Пугачева» 8 слайд

Ученик: Наша группа анализировала отрывки из Манифестов Пугачева и мы увидели, что они написаны практически ко всем участникам восстания – казакам, башкирам, крестьянам – от имени императора Петра III .Пугачев принял это имя , потому что Петр III в глазах народа был «добрым царем». Они считали, что после того ,как он подписал «Манифест о вольности дворянства», он собирался дать волю и крестьянам но не успел, его убили дворяне. Теперь, воскресший, он даровал волю всем, кто желал её получить. Поэтому за Пугачевым-Петром III и пошел народ.

Пугачев прельщал людей в своё войско обещаниями вольности и свободы, земли, многочисленными пожалованиями, прощением всех прежних вин, отменой рекрутских наборов, подушных и других податей. Это способствовало привлечению в войско Пугачева огромных масс населения, и мы считаем, что восставшие могли рассчитывать на победу.

Учитель: Близко и понятно было то что предлагал Пугачев народу?

Ответы учащихся

Учитель: Слово 4 группе «Уровень организованности восстания» 9 слайд

Ученик: У нас были отрывки из произведения Пушкина « История Пугачевского бунта», учебника истории Преображенского, Рыбакова и высказывание французского историка Роже Порталя. Изучив их, мы можем сказать, что по сравнению с предыдущими известными нам крестьянскими восстаниями, восстание Пугачева характеризовалось более высокой степенью организованности , Пугачев создал Военную коллегию, военный штаб, при «императоре» была гвардия, он издавал манифесты и указы .Пугачев ввел награды, титулы, звания, постоянно проводил обучение своего войска, установил строгую дисциплину. Все это напоминает государственную структуру и государственный аппарат Российской империи. Восставшие копировали их, потому что не могли предложить чего-то нового в силу безграмотности и непросвещенности.

Мы считаем, что восставшие, в принципе, могли победить, организовав подобным образом свою деятельность.

Учитель: Итак, давайте обобщим все сказанное и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: Могли ли восставшие победить. Почему? 10 слайд

Ученики отвечают что могли и приводят аргументы. После ответов учащихся открывается 11 слайд

1. Восстание охватило огромную территорию.

2. В восстании участвовали широкие массы населения Российской империи.

3. Восстание возглавлял талантливый руководитель.

4. Пугачев принял имя и титул «доброго царя» - императора Петра III, что усиливало веру в него и в его обещания, данные в Указах и Манифестах.

5. Достаточно четкая и более высокая (чем во время предыдущих народных восстаний) организация восставших, напоминающая государственную структуру Российской империи

6 .Спонсирование со стороны Франции

Учитель: Итак, восстание вполне могло закончиться победой восставших, вот к такому выводу мы пришли, изучив различные источники.

А почему же восставшие все-таки проиграли?

Учащиеся обсуждают вопрос в группах и затем называют свои предположения. Идет фронтальная работа. Учитель поправляет и дополняет ответы учащихся и в итоге формулируются следующие причины поражения:

  1. Локальный характер восстания (восстание охватило все же малую площадь, в сравнении с масштабами Российской империи),

  2. плохая военная подготовка и все-таки слабая организация,

  3. пёстрый состав восставших, а отсюда – невозможность договориться и отсутствие единой цели, большая текучесть в войске Пугачева.

  4. превосходство правительственных войск над восставшими в вооружении, организованности и выучке

  5. предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение)

Причины записываются в тетрадях



Учитель: Да, ребята, восстание потерпело поражение, но мы сегодня поразмышляли над альтернативной возможностью и я предлагаю вам дома продолжить работу над этой темой и домашнее задание будет написать эссе на тему : «Что стало бы с Россией, если бы восставшие одержали победу» слайд 12

Рефлексия.

Учитель подводит итоги, называет наиболее активных учащихся и просит учащихся ответить на вопросы.

Примерные вопросы:

  1. Дайте оценку урока, что на уроке было необычным?

2.Что дала вам работа на уроке?

3.Рационально ли был организован урок? Было ли скучно на уроке, когда, почему?

4. Как вы оцениваете свою работу в группе и работу класса в целом?



Спасибо за работу!



























Приложение

1 группа Личность Пугачева

1. Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?

2. Можно ли сказать, что Пугачев – лидер? Докажите.

3. Могли ли восставшие одержать победу под руководством такого предводителя?

Очевидцы, описывая Пугачева, подчеркивали его энергию, ум, природную сметку, жизнерадостность, могучую волю, неприхотливость в быту. Физически сильный, с плотной, крепко сбитой, коренастой фигурой, он тем не менее не производил впечатление грузного человека».

Лимонов Ю.А., историк

«Соратники Пугачева склоняли голову перед его отвагой. Все поражались его «смелостью и проворством». Пугачев всегда был сам напереди, нимало не опасался стрельбы ни из пушек, ни из ружей. Когда ему советовали быть поосторожней и поберечь свою жизнь, он, усмехаясь, говорил: «Пушка царя не убьёт! Где это видно, чтоб пушка царя убила!»

«По неустрашимости своей всегда он был впереди и подавал пример прочим». …Лихой казак Пугачев великолепно владел ружьём, саблей, пикой. На постоянно устраиваемых в Берде учениях и соревнованиях в стрельбе и скачках он на всем скаку на предельном расстоянии пробивал пулей из ружья набитую сеном кольчугу или попадал в шапку, поднятую на пике. Мавродин В.В., историк

«По народным преданиям, Пугачев «один управлял батареей из 12 орудий: он успевал и заправлять, и наводить, и палить, и в то же время войску приказания отдавать».

Точность действий его артиллерии приводила в восхищение даже специалистов. Пугачев применял навесной огонь, и для этого были переделаны лафеты, применял массированный артиллерийский огонь, маскировал артиллерию в бою. Например, под Казанью – пушки были подвезены к городу под прикрытием обоза с сеном и соломой.

По его приказанию строились укрепления из снега и льда, что было новостью и для Европы. Пугачев ставил пушки на полозья, передавал письма при помощи воздушных змеев. Смелость, предприимчивость, удаль и отвага Пугачева удивляли даже заклятых врагов крестьянской войны.

Даже Фридрих II говорил, что Пугачев «умел привлечь к себе народы, начиная от живущих на берегах Дуная до обитающих в окрестностях Москвы».

«Женевский журнал» писал о Пугачеве: «Нужно обладать известным талантом, чтобы прельстить большое количество людей, их объединить, удержать и ими предводительствовать». Петров С.П., историк





2 группа Масштаб восстания. Состав участников, их цели»

1.Какие районы охватило восстание?

2. Кто мог поддержать Пугачева в районах, охваченных восстанием?

3.Какие требования могли выдвигать восставшие слои населения?

4. Могли ли восставшие одержать победу таким составом и на данной территории?


Царское правительство в 60-е годы XVIII в. ввело монополию государства на ловлю рыбы, продажу вина и добычу соли на реке Яик (эти жизненно важные для казачества промыслы брали на откуп казацкие старшины и допускали злоупотребления). Казаки жаловались в Петербург, присланные оттуда комиссии занимали позиции бога­тых казаков. И вот в 1772 г. казаки пришли на Яик просить царско­го генерала сместить угнетавшего их атамана и восстановить прежние привилегии, но шествие казаков было расстреляно, вой­сковой круг уничтожен, 85 активных повстанцев были наказаны и сосланы в Сибирь, остальные обязывались платить огромный штраф. Казаки успокоились, но не смирились с ситуацией…

Людьми «второго сорта» правящие круги считали пред­ставителей нерусских народов. Вся вторая половина века прошла под знаком захвата их земель русским дворянст­вом в Поволжье и Приуралье.

А.А.Данилов Л.Г.Косулина

Учебник История России 7 класс (конец XVI – XVIII вв)

…Вторая половина XVIII в. принесла большие перемены в положении крестьян.

Крепостное крестьянство было низведено до положения рабов. Правительственные указы предоставляли помещикам право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять их на каторжные работы. Крестьянам категорически запреща­лось жаловаться на своих господ. Росли налоги и повинности крестьян. Помещики торговали «живым товаром». Детей разлучали с родителями, мужей с женами. Крепостных не только продавали, но и меняли на собак и породистых скакунов, проигрывали в карты. Безмерны были истязания, которым подвергали крестьян некоторые помещики. Дворянка Дарья Салтыкова (Салтычиха) замучила до смерти десятки крепостных самыми жестокими, изувер­скими пытками и издевательствами. Произвол крепостников достиг крайних пределов…

А.А.Преображенский. Б.А.Рыбаков

Учебник История Отечества 6-7 кл


…Тяжёлым было положение работных людей на ману­фактурах. Они многие месяцы были оторваны от своих се­мей, работая по 12—15 часов в сутки. Нечеловеческие ус­ловия труда вызывали болезни и гибель многих рабочих. Стали нередкими волнения работных людей, которые стремились, с одной стороны, вернуться с заводов в родные деревни, а с другой – добиться улучшения условий труда и повышения жалования…

А.Л.Юрганов Л.А.Кацва

Учебник История России XVI -XVIIIвв





3 группа «Манифесты» Е. Пугачева

1. К каким слоям населения обращены Манифесты?

2. От имени кого они написаны? Почему Пугачев принял имя именно Петра III?

3. Чем Пугачев прельщал людей в своё войско? Пошли бы за ним люди?

4. Могли ли восставшие одержать победу?

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ, 1773 г., СЕНТЯБРЯ 17

«..Во именном моём указе обращение Яицкому войску. Как, други мои, прежним царям служили до капли своей до крови деды и отцы ваши, так и вы послужите за свое отечество мне, великому государю императору Петру Федоровичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни источит ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших; будете мною, великим государем, жалованы казаки, калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Федоровичу винныя были, и я, государь Петр Федорович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рекою с вершин и до устья, и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом…»

Обращение к башкирам от 1 октября 1773 г .

«..Слушайте! Когда на сию мою службу пойдете, так и я вас помилую… Ныне я вас, во-первых, даже до последка землями, водами, лесами, жительствами, травами, реками, рыбами, хлебом, пашнями, денежным жалованьем, свинцом и порохом, как вы желали, пожаловал по жизнь вашу , жалую вас верой и законом, всех вас пребывающих на свете освобождаю и даю волю детям вашим и внучатам вечно..,»

Из Манифеста Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 г.

«Содержатель войск, светлый государь мира, я, великий воитель, самодержавный властелин всех лутших и простых людей… тех, кто сам видит моё благородное лицо… я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять… одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите».

МАНИФЕСТ Е. И. ПУГАЧЕВА ПОМЕЩИЧЬИМ КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ ИХ ВОЛЬНОСТИЮ, ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ, 1774 г., 31ИЮЛЯ

«Жалуем всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными и сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку; и освобождаем всех от прежде чинимых от злодеев и... мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощенцев...







4 группа «Уровень организованности восстания»

1.Какие структуры создал Пугачев для руководства восставшими.Что они копировали?

2.Почему Пугачев предпочел копирование, а не создал нечто новое?

3.Могли ли восставшие победить, организовав подобным образом свою деятельность?

…Она (крестьянская война) характеризовалась более высокой степенью организованности восставших. Восставшие копировали некото­рые органы государственного управления России. При «императоре» существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией. Главное войско делилось на полки, поддерживалась связь, в том числе посылкой пись­менных распоряжений, рапортов и других докумен­тов…

А.А.Преображенский. Б.А.Рыбаков

Учебник История Отечества 6-7 кл

…Создавая «Военную коллегию», ведавшую распределением захваченного имущества и вооружения, окружив себя гвардией, присваивая себе и своим сподвижникам титулы и звания, пугачевцы неуклюже пытались подражать устройству империи, но на все их действия накладывался казацкий отпечаток...

…Основную часть пугачевской армии, действовавшей вблизи Оренбурга и Яицкого городка, составляли казаки; из них было большинство его соратников, командовавших башкирами и работными людьми уральских заводов. Пугачев попытался установить в этой разношерстной и не обученной военному делу массе строгую дисциплину: повстанцы ежедневно занимались боевой подготовкой, в частности, учились стрелять из пушек; дезертирство жестоко каралось; руководство охраной и разведкой осуществлял сам Пугачев…

Роже Порталь (1906—1994) — французский историк

С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч; ядром оного были яицкие казаки и солдаты, захваченные по крепостям; около их скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян. Войско разделено было на полки, состоящие из пятисот человек. Учреждены были частые разъезды и караулы. Пугачев строго наблюдал за их исправностию, сам их объезжая, иногда и ночью. Поддерживалась связь, в том числе посылкой письменных распоряжений,рапортов и других документов.. Учения (особенно артиллерийские) происходили почти всякой день. Суд и расправу давал сидя в креслах перед своей избою. По бокам его сидели два казака, один с булавою, другой с серебряным топором. Подходящие к нему кланялись в землю, и, перекрестясь, целовали его руку.

В числе главных мятежников отличался Зарубин (он же и Чика), с самого начала бунта сподвижник Пугачева. Он именовался фельдмаршалом. Овчинников, Шигаев, Лысов и Чумаков предводительствовали войском. Все они назывались именами вельмож, окружавших в то время престол Екатерины: Чика графом Чернышевым, Шагаев графом Воронцовым, Овчинников графом Паниным, Чумаков графом Орловым

А.С. Пушкин «История Пугачёвского бунта»
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Восстание под предводительством Е.И.Пугачева"

Автор: Фасхутдинова Гульсина Назировна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства