Конспект урока: Восстание под предводительством Е.И.Пугачева 7 класс
Цели урока:
- Продолжить изучение восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявить его особенности, направленность, масштаб,состав участников и их цели, ход, причины поражения восстания.
- Охарактеризовать лидера народного восстания Е.И. Пугачёва.
- Продолжить формирование навыков исследовательской деятельности: умений работать с разными видами исторических источников, анализировать их, обобщать и делать выводы, читать историческую карту, строить монологический ответ
- Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на яркие и неоднозначные события, к многонациональному российскому народу.
Задачи урока:
- Актуализация знаний учащихся по теме «Народные восстания»
- Закрепление умений анализировать, выделять главное, делать выводы, строить высказывание, выступать перед аудиторией.
- Воспитание чувства любви к Родине, уважения к её прошлому.
- Отработка навыков работы с историческими источниками, исторической картой.
- Формирование навыков работы в группе, умения слушать одноклассников.
Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, доска, столы в классе сдвинуты, чтобы создать условия для работы 4-х ученических групп
Материалы к уроку:
- Компьютерная презентация, созданная средствами Power Point
- Портрет Е.И. Пугачева,портрет Екатерины II на доске
- Документы для работы групп (Приложение)
- Карта « Российская империя во второй половине XVIII века».
- Атласы «История Отечества с древнейших времен до конца XVIII века»
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Итак, ребята, сегодня мы продолжим изучение восстания под руководством Е.И.Пугачева.
И я хотела бы отметить такой интересный факт, что по новому стилю 21 января 1775г Е. Пугачев был казнен в Москве. И так совпало, что наш урок проходит чуть ли ни день в день с этим событием
Наш урок я хочу начать с просмотра небольшого фрагмента фильма, после которого вы скажете какие важные,на ваш взгляд, факты, связанные с восстанием Пугачева прозвучали в этом отрывке. ФИЛЬМ. Российская империя при Екатерине II ( фрагмент,2 мин) Слайд 1
Пожалуйста:
Ученики: Восстание спонсировала Франция и то, что Российской империи грозила опасность нового дворцового переворота
Учитель : Да, вы правильно отметили, исход этого события мог изменить дальнейшее существование страны, неслучайно императрица Екатерина II держала на причале в Петербурге яхту, чтобы, в крайнем случае, покинуть пределы империи.
Но чем закончилось восстание?
Ученики: Восстание закончилось поражением.
Учитель: Ребята, как вы считаете, что необходимо, чтобы восстание победило?
Ученики: 1.Хороший руководитель 2.Многочисленные восставшие 3.Хорошая организация войска. 4.Четко сформулированные цели
Учитель: Ряд историков считает, что восстание Пугачева вполне могло завершиться победой восставших. И я сегодня предлагаю вам провести небольшое исследование, работая в группах, проанализировать различные документы, и выяснить действительно ли восстание под предводительством Пугачева могло победить или это всего лишь смелые заявления исследователей? слайд 2 3 слайд
Итак, 1 группа работает по проблеме «Личность Емельяна Пугачева»,(КРАСНЫЕ
2 группа работает по проблеме «Масштаб восстания. Состав участников, их цели», (СИНИЕ
3 группа работает по проблеме «Манифесты» Е. Пугачева»,(ОРАНЖЕВЫЕ)
4 группа осмысливает проблему «Уровень организованности восстания»,(ЗЕЛЕНЫЕ)
(Учитель раздает группам документы для работы, дает рекомендации о способах их выполнения. Группа работает в течение 10-15 минут по предложенной проблеме и отвечает на вопросы к документам.
Задания для группы связаны с анализом основных проблем, касающихся восстания. Материалы подобраны и задания сформулированы так, чтобы учащиеся смогли решить поставленную историческую задачу (см. Приложения).
Учитель во время работы учащихся направляет их действия, исполняет роль консультанта.)
Учитель: Итак, слово предоставляется первой группе
Слово 1 группе 4- 5 слайд «Личность Емельяна Пугачева»
От группы выбирается один выступающий, остальные добавляют
Ученик: Изучив документы, в которых даются мнения историков Петрова, Лимонова, Мавродина мы можем сказать, что Пугачев был смелым,отважным, умным, предприимчивым, обладал могучей волей, великолепно владел оружием, хорошо знал военное дело. Его можно назвать лидером: у него были организаторские способности, умение повести за собой людей. Мы считаем, что человек, подобный Пугачеву, мог повести за собой людей, а значит можно сказать, что имея такого руководителя, восставшие могли одержать победу.
Учитель: Кто- то из группы хочет дополнить еще что-нибудь?
Слайд 6,7. 2 гр Масштаб восстания. Состав участников, их цели»,
Выступающий от второй группы: Изучив карту, мы можем сказать, что восстание Пугачева охватило довольно большую территорию :Нижнее и Среднее Поволжье, Приуралье, Урал, земли яицких казаков, Оренбургский край (ПОКАЗЫВЕТ НА КАРТЕ)
Учитель: Ребята, обратите внимание, насколько близко район восстания был от Москвы, всего лишь в 550-600 км
Ученик: Мы анализировали отрывки из учебников Истории России разных авторов, и мы можем сказать, что Пугачева могли поддержать казаки, которые хотели вернуть прежние казачьи привилегии, вольности, восстановить самоуправление, крестьяне – недовольны были усилением власти и произвола помещиков, ростом налогов и повинностей; народы Поволжья ( татары, мордва, чуваши)- были недовольны политикой правительства по отношению к ним- усилением насилия, требовали вернуть земли, захваченные русским дворянством в Поволжье и Приуралье, работные люди Урала, которые стремились, с одной стороны, вернуться с заводов в родные деревни, а с другой – добиться улучшения условий труда и повышения жалования.
Учитель: Как вы думаете: Сильно ли было у них желание добиться своих целей?
Учащиеся отвечают
Учитель: Могли восставшие одержать победу таким составом и на данной территории?
Ученики: Мы считаем, что,скорее всего, они могли добиться успеха)
Учитель: Все согласны ? (выслушиваются мнения)
Спасибо. Слово 3 группе «Манифесты» Е. Пугачева» 8 слайд
Ученик: Наша группа анализировала отрывки из Манифестов Пугачева и мы увидели, что они написаны практически ко всем участникам восстания – казакам, башкирам, крестьянам – от имени императора Петра III.Пугачев принял это имя, потому что Петр III в глазах народа был «добрым царем». Они считали, что после того,как он подписал «Манифест о вольности дворянства», он собирался дать волю и крестьянам но не успел, его убили дворяне. Теперь, воскресший, он даровал волю всем, кто желал её получить. Поэтому за Пугачевым-Петром III и пошел народ.
Пугачев прельщал людей в своё войско обещаниями вольности и свободы, земли, многочисленными пожалованиями, прощением всех прежних вин, отменой рекрутских наборов, подушных и других податей. Это способствовало привлечению в войско Пугачева огромных масс населения, и мы считаем, что восставшие могли рассчитывать на победу.
Учитель: Близко и понятно было то что предлагал Пугачев народу?
Ответы учащихся
Учитель: Слово 4 группе «Уровень организованности восстания» 9 слайд
Ученик: У нас были отрывки из произведения Пушкина « История Пугачевского бунта», учебника истории Преображенского, Рыбакова и высказывание французского историка Роже Порталя. Изучив их, мы можем сказать, что по сравнению с предыдущими известными нам крестьянскими восстаниями, восстание Пугачева характеризовалось более высокой степенью организованности, Пугачев создал Военную коллегию, военный штаб, при «императоре» была гвардия, он издавал манифесты и указы.Пугачев ввел награды, титулы, звания, постоянно проводил обучение своего войска, установил строгую дисциплину. Все это напоминает государственную структуру и государственный аппарат Российской империи. Восставшие копировали их, потому что не могли предложить чего-то нового в силу безграмотности и непросвещенности.
Мы считаем, что восставшие, в принципе, могли победить, организовав подобным образом свою деятельность.
Учитель: Итак, давайте обобщим все сказанное и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока: Могли ли восставшие победить. Почему? 10 слайд
Ученики отвечают что могли и приводят аргументы. После ответов учащихся открывается 11 слайд
1. Восстание охватило огромную территорию.
2. В восстании участвовали широкие массы населения Российской империи.
3. Восстание возглавлял талантливый руководитель.
4. Пугачев принял имя и титул «доброго царя» - императора Петра III, что усиливало веру в него и в его обещания, данные в Указах и Манифестах.
5. Достаточно четкая и более высокая (чем во время предыдущих народных восстаний) организация восставших, напоминающая государственную структуру Российской империи
6.Спонсирование со стороны Франции
Учитель: Итак, восстание вполне могло закончиться победой восставших, вот к такому выводу мы пришли, изучив различные источники.
А почему же восставшие все-таки проиграли?
Учащиеся обсуждают вопрос в группах и затем называют свои предположения. Идет фронтальная работа. Учитель поправляет и дополняет ответы учащихся и в итоге формулируются следующие причины поражения:
- Локальный характер восстания (восстание охватило все же малую площадь, в сравнении с масштабами Российской империи),
- плохая военная подготовка и все-таки слабая организация,
- пёстрый состав восставших, а отсюда – невозможность договориться и отсутствие единой цели, большая текучесть в войске Пугачева.
- превосходство правительственных войск над восставшими в вооружении, организованности и выучке
- предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение)
Причины записываются в тетрадях
Учитель: Да, ребята, восстание потерпело поражение, но мы сегодня поразмышляли над альтернативной возможностью и я предлагаю вам дома продолжить работу над этой темой и домашнее задание будет написать эссе на тему : «Что стало бы с Россией, если бы восставшие одержали победу» слайд 12
Рефлексия.
Учитель подводит итоги, называет наиболее активных учащихся и просит учащихся ответить на вопросы.
Примерные вопросы:
- Дайте оценку урока, что на уроке было необычным?
2.Что дала вам работа на уроке?
3.Рационально ли был организован урок? Было ли скучно на уроке, когда, почему?
4. Как вы оцениваете свою работу в группе и работу класса в целом?
Спасибо за работу!