kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Экономические системы" Класс:10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическая система – это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закреплённых норм, определяющих форму и содержание экономических отношений, которая проявляется в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Экономические системы" Класс:10»

Конспект урока "Экономические системы"

Класс:10

Что такое экономическая система

Что такое экономическая система?

Экономика каждой страны представляет собой сложно организованную систему. Вам уже знакомо это слово?

Система – это определённым образом упорядоченная совокупность элементов, которые взаимодействуют между собой и образуют целостное единство. То есть все составляющие экономической сферы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, являются экономической системой.

Экономическая система – действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, которые определяют экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции.

Экономическая система – это исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закреплённых норм, определяющих форму и содержание экономических отношений, которая проявляется в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

В науке существуют разные подходы к выделению типов экономических систем. Если в качестве критерия (основного признака) выбрать преобладающую форму собственности, то можно выделить первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую системы. Вы, вероятно, помните, что автором такого подхода является Карл Маркс.

Для первобытнообщинного строя характерна общественная собственность. Небольшие общины ведут общее хозяйство, полученной продукции едва хватает для выживания, распределяется она между членами общины по уравнительному принципу.

При рабовладельческом строе преобладает частная собственность, причём основной работник – раб – также является собственностью. Вся произведённая продукция поступает в распоряжение рабовладельца, рабу выделяется минимум, необходимый для поддержания работоспособности.

Основой феодальной экономической системы является собственной феодалов на землю и власть над крестьянами. Землю для ведения своего хозяйства крестьяне могут получить лишь от феодалов, поэтому попадают в зависимость от них, и вынуждены безвозмездно (то есть даром) отдавать им часть произведенной продукции.

Основой капиталистического хозяйства также является частная собственность на средства производства. Её владельцев называют буржуазией. Буржуа распоряжаются получаемой от продажи продукции прибылью. Наёмный рабочий на капиталистических предприятиях – свободный, независимый от работодателя человек, но в распределении прибыли он участвовать не может.

Маркс утверждал, что на смену капиталистической экономической системе придёт коммунистическая, также, как и первобытная, основанная на общественной собственности. Исчезнет эксплуатация труда капиталом, так как работники станут собственниками своего предприятия и будут совместно распоряжаться прибылью. Производство будет основано на новейших достижениях науки и техники. Поэтому производимой продукции будет достаточно для удовлетворения всех потребностей людей. Правда, этот прогноз Маркса не сбылся.

В качестве критерия для выделения типов экономических систем может выступать преобладающая отрасль хозяйства и уровень технологического развития. Вы уже знакомы с этим подходом к выделению ступеней развития обществааграрного (традиционного), индустриального и постиндустриального.

Сегодня мы более подробно остановимся на характеристике тех типов экономических систем, которые отличаются способом координации хозяйственной жизни общества, другими словами по-разному отвечают на основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого производить?

Основные экономические проблемы

Разберемся в значении этого понятия. Какие две основные проблемы приходится решать людям в сфере экономики? Проблему ограниченности ресурсов и связанную с ней проблему выбора. В условиях разных экономических систем эти проблемы решаются разными способами. Какие из способов более эффективны? Этот вопрос и пытается решить экономическая наука.

Обычно называют две вещи, которые отличают одну экономическую систему от другойФорма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельности. То есть, способ решения трёх основных вопросов экономики – что, как и для кого производить?

Основные вопросы экономики

Вопрос «Что производить?» всегда стоит и перед каждым отдельным человеком или фирмой, и перед хозяйством целой страны. Связано это, как вы уже знаете, с проблемой ограниченности ресурсов. Невозможно произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать, принимать решения, в каких количествах, какой продукт производить.

Вопрос «Как производить?» связан с понятием эффективности производства.

Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Картофель можно сажать и убирать с помощью лопаты, а можно применять специальную технику и химические средства борьбы с сорняками и вредителями. Автомобили «Форд» изготавливают на автоматизированных фабриках с большим количеством новейшего оборудования и относительно малым количеством работников, а спортивные машины «Лотус» - на малых предприятиях с преобладание ручного труда. Преподаватель может учить экономике двадцать студентов в маленьком классе, а может обучать одновременно сотни студентов, применяя компьютерные технологии дистанционного обучения.

Эффективность в производстве – это ситуация, когда при имеющихся ресурсах производится максимально возможное количество какого-либо товара без ущерба для производства других необходимых продуктов.

Вопрос «Для кого производить?» также имеет непосредственное отношение к эффективности. Но уже не производстваа распределения продукции

Ни одно общество не может обеспечить равное распределение благ, например, каждому желающему предоставить виллу у моря, автомобиль и набор эксклюзивной (брендовой) одежды. Производитель должен чётко представлять, кто будет покупать его продукцию, в каких товарах и услугах нуждается та группа населения, на удовлетворении потребностей которой он нацелен.

Некоторые экономисты считают, что есть ещё один, четвёртый, основной вопрос экономики: «Кто и какую работу должен выполнять?». Может ли каждый человек быть универсальным: водителем грузовика – утром, программистом – днём, актёром – вечером? Ответ и на этот вопрос связан с понятием эффективности. Разделение труда, кооперация более эффективны, так как позволяют любому данному количеству людей произвести больше, чем, если бы каждый из них работал в одиночку. Некоторые виды работ в одиночку делать сложно или вообще невозможно.

Специализируясь на одном виде деятельность, работник имеет возможность постоянно совершенствоваться. Например, гончар сразу может определить качество глины, придумать приспособления для облегчения своего труда, внести изменения в режим обжига или состав глазури, чтобы сделать посуду или вазу прочнее и красивее. Каждый из нас также может вылепить глиняный горшок. Но сможем ли мы сделать это также быстро и качественно?

Модели эко­номических систем

В зависимости от того, каким образом решаются основные вопросы экономики, принято выделять следующие виды экономических системтрадиционную, рыночную и командную (её еще называют централизованной или плановой).

-Для традиционной экономической системы характерно господство натурального хозяйства. То есть зачастую производитель и является потребителем изготовленной продукции и ориентируется на удовлетворение своих базовых потребностейРазделение труда слабо развито, обмен результатами труда носит эпизодический характер. Преобладает ручной трудтехнологии и способы производства не меняются веками. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать как раньше). Основной отраслью является сельское хозяйство, так как именно земледелие и животноводство удовлетворяют базовые потребности людей – в пище, одежде. Без их удовлетворения, человек не сможет существовать в биологическом смысле.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде лишь у некоторых племён Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Отдельные элементы такой экономики можно найти и в хозяйствах более развитых стран.

-Главной чертой рыночной экономической системы является свобода производителя и потребителя. Они самостоятельно решают, что и в каком количестве производить, что и у кого покупать. Преобладает частная собственностьпредприниматели конкурируют друг с другом. Влияние государства на экономику минимально, ограничивается обычно созданием правовой базы (законов, действующих в сфере экономики). Главная цель производителя –  получение экономической выгоды, прибыли. Он, разумеется, может производить всё, что угодно, но производит обычно то, что можно продать, что пользуется спросом, за что потребители готовы платить. Кроме того предприниматель должен организовать достаточно эффективное производство, применять новейшие достижения науки и техники, чтобы снизить свои затраты.

Классический рынок – это свободный рынок. То есть, все участники экономической деятельности самостоятельно, на свой страх и риск, принимают хозяйственные решения: что и в каких количествах производить, что и у кого покупать. Руководствуются они соображениями личной материальной выгоды.  Государство практически не вмешивается в экономические отношения: разве что устанавливает правовые рамки и налоги собирает.

Экономикой управляет «невидимая рука» рынка. Это выражение Адама Смита, пожалуй, самого известного экономиста всех времён и народов.

Он имел в виду, что выбрать правильный ответ на вопросы, что и как производить, помогают (или точнее сказать, заставляют) рыночные законы, которые действуют объективно, не зависимо от желаний людей. Попытки государства вмешаться в деятельность этих законов приведут лишь к сбою механизма саморегуляции. «Хорошее государство – это мало государства» – это выражение, пожалуй, можно считать лозунгом свободного рынка. Ещё одни характерный признак рыночной экономической системы – конкуренция. Именно наличие конкуренции приводит к настоящей гонке за повышением эффективности производства.

С точки зрения результатов хозяйствования – рынок наиболее эффективная экономическая система. Но он порождает массу социальных проблем – ужесточение эксплуатации, социальную дифференциацию, то есть, огромную разбежку в доходах и уровне жизни самой богатой и самой бедной части общества. А это – благодатная почва для социальных конфликтов. В общем, рынок и социальная справедливость – по разные стороны баррикады.

«Частная собственность на средства производства при общественном характере труда – вот главная причина всех бед!» Так утверждал Карл Маркс, проанализировав сущность капиталистического строя. Говоря проще, работают все, а прибылью распоряжаются единицы.

Отсюда простой вывод: заменить частную собственность общественной, капитализм – социализмом. Правда, как конкретно будет выглядеть новая экономическая система, Маркс не написал. А то, что получилось в реальности, например, в СССР, часто называют государственным социализмом. Командно-административной, централизованной, плановой экономической системой.

Таким образом, ответ на основные вопросы экономики даёт рынок, сложившееся на нём соотношение спроса и предложения.

-Командная экономика – это экономическая система, в которой основные решения принимаются государством. Что производить? – Государственный комитет по планированию. Кому продавать? – Государственный комитет по снабжению. По какой цене? – Государственный комитет по ценообразованию. Как производить? – министерства, управлявшие развитием отдельных отраслей. Государство является собственником средств производства. В этом есть свои достоинства.

 Рынок – это полная свобода, соответственно – такая же полная анархия. Каждый может производить всё, что угодно и в каких угодно количествах. И никто не знает, а сколько этого смогут купить. Поэтому рано или поздно наступает кризис перепроизводства.

Государство же может всё спланировать, держа в уме, в первую очередь, интересы общества в целом. Обеспечить стабильность развития. Разумно распорядиться прибылью. Вот только, когда у отдельных людей исчезает возможность распоряжаться прибылью, исчезает и самый мощный стимул работать наиболее эффективно. И спланировать всё – это оказывается, невозможно. 

Производители и потребители практически не имеют свободы выбора. При господстве государственной собственности, планирование носит директивный (то есть обязательный характер).  Производители не заинтересованы в результатах своей деятельности, в повышении её эффективности, так как не имеют возможности самостоятельно распоряжаться получаемым доходомГосударство регулирует также и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. В настоящее время командная экономика действует в Северной Корее, на Кубе, в некоторых странах Азии.

Каждая из перечисленных систем имеет и достоинства, и недостатки. Так, рыночная экономика, обеспечивая высокую эффективность производствациклична, то есть периоды подъёма сменяются спадом, кризисом; способствует неравномерному распределению доходов, что может привести к социальным конфликтамКомандная экономика позволяет преодолеть рыночную анархию, обеспечить стабильность, но медленно реагирует на изменения, происходящие в экономической сфере.





Как писал известный австрийский экономист и философ, лауреат Нобелевской премии Фридрих Хайек: «Сомнение вызывает не возможность планирования,  но возможность успешного планирования». Поэтому экономика большинства современных стран основана на смешанной системесочетание рыночных механизмов с государственным регулированием.

В настоящее время практически не существует ни классического свободного рынка, ни командно-административ­ной экономики (может быть, за исключением отдельных стран). Развиваются различные виды смешанной экономической системы. Когда действуют рыночные механизмы, а государство лишь регулирует, направляет развитие экономики, пытается предотвратить или помочь устранить кризисные явления. Иногда это получается, а иногда нет.

Выделяют также переходную экономическую систему, когда экономика находится в состоянии изменения, выбора. Переходной большинство экономистов считают экономику современной России.



Подведем итог.

·        Экономическая система – это совокупность принципов, правил, норм, которые определяют экономические отношения.

·        Главные вопросы экономикиЧто производить? Как производить? Для кого производить?

·        В зависимости от того, кто  и каким образом даёт ответы на эти вопросы, выделяют традиционную, рыночную и командную экономические системы.

·        Наиболее распространённой в современных странах является смешанная экономическая системагосударственное регулирование рыночной экономики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Экономические системы" Класс:10

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 24.01.2024

Номер свидетельства: 644627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100595"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385921"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 10класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(144) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-10klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132810"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410868"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект повторительно-обобщающего урока по обществознанию по теме "Экономическая сфера" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-ekonomichieskaia-sfiera"
    ["file_id"] => string(6) "243692"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445786336"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Обществознания» для 8 класса  основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(140) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniia-dlia-8-klassa-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132802"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410268"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 9 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(141) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-9-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132806"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства