kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Долг и совесть

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока по обществознанию 

Республика Крым 

Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«долг и совесть»

Тема : Долг и совесть.


Цель : сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.


Осн. задачи : продолжить знакомство уч-ся с категориями этики, обратить внимание на личностный смысл понятия «совесть», раскрыть суть общественного и морального долга.


  1. Орг. момент.

Для того, чтобы нам было комфортно работать с вами на уроке, я предлагаю выбрать настроение на урок. Сейчас прозвучат 2 мелодии и ту мелодию, которая вам больше всего понравится, обведите кружочком на самоклейках. В конце урока мы проверим, какое настроение вы выбрали.


  1. Повторение.

Предлагаю провести блиц – опрос : для экономии нашего драгоценного времени вы будете прочитывать вопросы на экране, отвечать, а скорректированные ответы будем проверять вместе.


1 слайд : - Что такое нравственность?

- Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.


2 слайд : - Как звучит золотое правило нравственности?

- Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе.


3 слайд : - Назовите одним словом : совокупность норм поведения.

- Этика.


4 слайд : - С какими понятиями этики вы уже знакомы?

- Добро и зло


  1. Сообщение темы.

Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.


- запись темы в тетради.


-) откройте учебник на стр. 334 – прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок :


  1. Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

  2. Раскрыть суть общественного и морального долга.


Решив эти задачи, вам легче будет готовиться дома. Запишем дом/задание.






-) постановка проблемы.

Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».


- Оцените поступок мужчины.

- Был ли у него выбор?

Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему :

«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»


  1. Изучение н / м.


1.Долг.

Эпиграф : «Сознавать долг и не исполнять его – это

трусость.» (Конфуций)

- Подумайте и составьте кластер к слову «долг».

- Проверим, но не повторяемся.

- Подберите однокоренные слова к слову «долг».

- А что каждый из вас должен?

- А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ.

- В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение?

- Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность.

- Обратите внимание на кластер , есть ли у вас слова :обязанность, ответственность?


Решаем первую часть задачи : Что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность)


5 слайд: Я предлагаю свой вариант определения:

Долг = обязанность + ответственность (запись в тетради)


Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом).

Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику.


- В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

-) раб. с учебником – с.336, 1ый абзац.


Решаем 1ую часть 2ой задачи: Что такое общественный долг?


6 слайд № 1 . (запись в тетради )- это совокупность объективно необходимых обязанностей человека.


- Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному.


- Что же такое моральный долг? Попробуем выяснить. (Пример: газета «Аргументы и факты» на протяжении долгого времени проводит акцию «А и Ф. Доброе сердце». В этой рубрике рассказывается о больных детях, которым нужна помощь. Эту помощь оказывает не только государство, но и простые граждане)


- Как вы думаете, в чём состоит высшее проявление морального долга? Зависит ли от этого чья-то судьба?


Решаем вторую часть 2ой задачи: В чём суть морального долга?


6 слайд № 2 (запись в тетради) – это сознательное предъявление моральных требований самому себе.


- Подумайте, в чём состоит отличие морального долга от долга общественного ? (моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, человек действует по внутреннему убеждению, мужественно , смело).

- Что нужно человеку для выполнения морального долга? Ответ в учебнике:

-) раб. с учебником – с.337, «Следовательно…».


Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена. (академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев и др.)


- Вернёмся к эпиграфу.


2. Совесть.


Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент : а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? (существует общественный контроль – общественное мнение, внутренний контроль человека – самоконтроль).


-) Разыгрывается ситуация между учителем и учеником, в которой учитель неправильно себя ведёт, выходит из себя, теряет самообладание (главное: предложить ученику участвовать в этой инсценировке минуты за 3 до начала урока, никто не должен больше об этом знать, тогда сработает эффект неожиданности).


- Давайте проанализируем данную ситуацию. Оцените моё поведение (отсутствовал внутренний самоконтроль, захлестнули эмоции, не извинилась).

- Если бы это случилось на самом деле, после урока, обсуждая эту ситуацию, как бы вы обо мне отозвались? ( нет совести).


Решаем вторую часть 1ой задачи: Что такое совесть?


7 слайд – Внутренний самоконтроль (запись в тетради).


- Могу предложить ещё одно определение: совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание.

- Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? ( с другими людьми).


8 слайд – У меня есть предложение – попробуем на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.


- Ролевая игра «Сам себе режиссёр»:

Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:


1 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»


2 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»


( уч-ся готовятся 2 – 3 мин. и разыгрывают предложенные ситуации)


- Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).


- Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.


4.Итог урока.


- Итак, подведём итоги.

- Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока?

- Обратимся ещё раз к ним:


9 слайд – закрепление.


- Теперь посмотрите на самоклейки: какое настроение вы выбрали? Послушаем ещё раз?


- Закончу урок стихотворением А.Вознесенского « Активная совесть»

Что с нашей страной становится?

Консерваторов моют в «Новости».

Мне хотелось бы в каждой области –

Интенсификации совести.

Пробивайтесь, острые повести!

Пускай кофе кипит несоевый.

Видный лоб летит с третьей скоростью –

Интенсификация совести.

Что-то с нашей душой становится?

С тёмной силою полуссорясь,

Кое в ком жила полусовесть.

Видно, совесть страной становится?

Ты на небе писала полосы.

Под полозьями с волчьей полостью

Достоевский был твоим голосом.

И Вавилов,

Травимый подлостью,

Продолжал растить

Зёрна совести.

Не дай бог, она успокоится,

Интенсификация совести.

Как препятствуют ей напористо

Интенсификаторы корысти!

Не талдычьте нам свои прописи,

Прохиндеи в духовной отрасли!

Люди борются беспокойные,

Чтоб из жизни ушла оскомина,

Чтоб ты, совесть моя, читатель,

Жизни в очередях не тратил.

Человек – наша цель,

А не средство к показателям синусоидным,

Стань счастливей,

Людское сердце!

Я иной не ведаю совести.





.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
долг и совесть

Автор: Дидус Алексей Васильевич

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "ОРКСЭ "Долг и совесть" 4 класс УМК "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(37) "orksedolghisoviest4klassumkshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "283064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453787008"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokalitieraturyzhitposoviestinravstviennyieprobliemyrasskazavpastafievakonsrozovoighrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "265523"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449976686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть.Долг""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_orkse_soviest_dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "424325"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500657109"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Долг и совесть открытый урок"
    ["seo_title"] => string(29) "dolgh_i_soviest_otkrytyi_urok"
    ["file_id"] => string(6) "357847"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478879241"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему :"Совесть.Долг" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-orkse-v-4-klassie-na-tiemu-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "160437"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422037716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства