Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель : сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.
Осн. задачи : продолжить знакомство уч-ся с категориями этики, обратить внимание на личностный смысл понятия «совесть», раскрыть суть общественного и морального долга.
Орг. момент.
Для того, чтобы нам было комфортно работать с вами на уроке, я предлагаю выбрать настроение на урок. Сейчас прозвучат 2 мелодии и ту мелодию, которая вам больше всего понравится, обведите кружочком на самоклейках. В конце урока мы проверим, какое настроение вы выбрали.
Повторение.
Предлагаю провести блиц – опрос : для экономии нашего драгоценного времени вы будете прочитывать вопросы на экране, отвечать, а скорректированные ответы будем проверять вместе.
1 слайд : - Что такое нравственность?
- Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
2 слайд : - Как звучит золотое правило нравственности?
- Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе.
4 слайд : - С какими понятиями этики вы уже знакомы?
- Добро и зло
Сообщение темы.
Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
- запись темы в тетради.
-) откройте учебник на стр. 334 – прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок :
Продолжая знакомство с категориями этики, выяснить, что такое долг и что такое совесть.
Раскрыть суть общественного и морального долга.
Решив эти задачи, вам легче будет готовиться дома. Запишем дом/задание.
-) постановка проблемы.
Однажды во дворе многоэтажного дома 5летняя девочка подошла к незнакомому мужчине и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Катя. А вас?». Мужчина ответил. «Хотите, я расскажу вам одну ужасную историю? Жила – была красивая кукла. Она любила гулять. И однажды, во дворе, на неё наступила чья – то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. Когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите ей, пожалуйста». Взрослый человек был очень занят, но он не смог огорчит этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?».
- Оцените поступок мужчины.
- Был ли у него выбор?
Мне кажется, что сейчас у нас с вами нет однозначного ответа на этот вопрос, поэтому предлагаю вынести его на урок, как проблему :
«Действительно ли свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора?»
Изучение н / м.
1.Долг.
Эпиграф : «Сознавать долг и не исполнять его – это
трусость.» (Конфуций)
- Подумайте и составьте кластер к слову «долг».
- Проверим, но не повторяемся.
- Подберите однокоренные слова к слову «долг».
- А что каждый из вас должен?
- А теперь выясним, что вы должны, но не обязаны, аргументируйте свой ответ.
- В ваших ответах что доминирует: обязанности или личное желание, убеждение?
- Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность.
- Обратите внимание на кластер , есть ли у вас слова :обязанность, ответственность?
Решаем первую часть задачи : Что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность)
5 слайд: Я предлагаю свой вариант определения:
Долг = обязанность + ответственность (запись в тетради)
Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом).
Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику.
- В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.
-) раб. с учебником – с.336, 1ый абзац.
Решаем 1ую часть 2ой задачи: Что такое общественный долг?
6 слайд № 1 . (запись в тетради )- это совокупность объективно необходимых обязанностей человека.
- Многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить её: нужно, чтобы к своему общественному долгу мы относились как к моральному.
- Что же такое моральный долг? Попробуем выяснить. (Пример: газета «Аргументы и факты» на протяжении долгого времени проводит акцию «А и Ф. Доброе сердце». В этой рубрике рассказывается о больных детях, которым нужна помощь. Эту помощь оказывает не только государство, но и простые граждане)
- Как вы думаете, в чём состоит высшее проявление морального долга? Зависит ли от этого чья-то судьба?
Решаем вторую часть 2ой задачи: В чём суть морального долга?
6 слайд № 2 (запись в тетради) – это сознательное предъявление моральных требований самому себе.
- Подумайте, в чём состоит отличие морального долга от долга общественного ? (моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, человек действует по внутреннему убеждению, мужественно , смело).
- Что нужно человеку для выполнения морального долга? Ответ в учебнике:
-) раб. с учебником – с.337, «Следовательно…».
Очень часто мы говорим: это человек высокого морального долга. Вы, конечно, знаете таких людей. Назовите их имена. (академик Сахаров, писатель Солженицын, музыкант Растропович, лётчик Маресьев и др.)
- Вернёмся к эпиграфу.
2. Совесть.
Мы с вами достаточно времени уделили рассуждениям о долге. Но мы не затронули один очень важный момент : а как контролировать, оценивать исполнение долга? А, может, и не существует никакого контроля, как вы думаете? (существует общественный контроль – общественное мнение, внутренний контроль человека – самоконтроль).
-) Разыгрывается ситуация между учителем и учеником, в которой учитель неправильно себя ведёт, выходит из себя, теряет самообладание (главное: предложить ученику участвовать в этой инсценировке минуты за 3 до начала урока, никто не должен больше об этом знать, тогда сработает эффект неожиданности).
- Давайте проанализируем данную ситуацию. Оцените моё поведение (отсутствовал внутренний самоконтроль, захлестнули эмоции, не извинилась).
- Если бы это случилось на самом деле, после урока, обсуждая эту ситуацию, как бы вы обо мне отозвались? ( нет совести).
Решаем вторую часть 1ой задачи: Что такое совесть?
7 слайд – Внутренний самоконтроль (запись в тетради).
- Могу предложить ещё одно определение: совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Кстати, в русском языке слово совесть происходит от слов «со» (т.е. совместно) и «весть» (т.е. ведать, знать). Значит, совесть – это ещё и сознание, совместное знание.
- Только вот вопрос: совместное знание – совместное с кем? ( с другими людьми).
8 слайд – У меня есть предложение – попробуем на конкретных примерах доказать, что мы ответственны за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- Ролевая игра «Сам себе режиссёр»:
Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше не видел вас. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий:
1 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться!»
2 группа: ваш спутник дома расскажет: «Ну и люди мне попались в купе – совсем совести нет!»
- Спасибо. Вы наглядно показали, что руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль даёт человеку сигнал, что он поступил правильно, честно, благородно, значит, он не совершил ничего предосудительного. Ну, а если человек не посчитался с голосом совести, что тогда ждёт его? (всем известны выражения «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть» или же «спокойная совесть»).
- Самое время вернуться к нашей проблеме. Попробуйте решить её.
4.Итог урока.
- Итак, подведём итоги.
- Как считаете, справились ли мы с задачами, поставленными в самом начале урока?
- Обратимся ещё раз к ним:
9 слайд – закрепление.
- Теперь посмотрите на самоклейки: какое настроение вы выбрали? Послушаем ещё раз?