kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть.Долг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект поможет учителю преподнести необходимую информацию учащимся, раскрыв понятия "долг", "совесть", представленная информация поможет учащимся осознать чувство долга и совести, как одного из морально-этических ценностей в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть.Долг"»

Класс: 4

Тема урока: «Совесть. Долг.»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование у учащихся представления о совести и долге, как о морально-этических ценностей в обществе.

Планируемые достижения:

предметные:

-умение отличать совесть от долга;

-понимание значение данных понятий;

-умение приводить примеры к данным понятиям.

метапредметные:

ЛУУД:

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- смыслообразование на этапе рефлексии урока;

- стремление к успешности в учебной деятельности, позитивный настрой, мотивация.

ПУУД:

- воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

-построение речевого высказывания;

- выделение необходимой информации при работе с учебником.

КУУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-изложение своего мнения и аргументирование своей точки зрения;

-умение формировать коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

РУУД:

- контролирование способа выполнения действия;

-принятие и сохранение учебной задачи;

-принятие оценки учителя и товарищей;

-планирование своих действий.

Задачи урока:

образовательные:

- раскрыть значение понятия «совесть», «долг»;

- формировать у учащихся осознание чувства совести и долга, как одного из морально-этических ценностей в обществе;

- обратить внимание на личностный смысл понятия «совесть»

развивающие:

-содействовать развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;

-развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять);

-развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

- развивать интерес к урокам ОРКСЭ;

- продолжить развивать монологическую и диалогическую речь.

воспитательные:

-воспитывать положительное отношения к знаниям, к процессу учения;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

-воспитывать культуру учебного труда.

Ресурсы: карточки, цветные карандаши, рабочая тетрадь, учебник, ручка

Этапы урока, содержание (задания)


Время

Деятельность учителя (описание, прямая речь)

Деятельность учащихся (описание, предполагаемые ответы)

Формы, методы и приёмы обучения

Формируемые УУД

I.Организационный момент

30 сек

-Здравствуйте, ребята!

-Садитесь.

-Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? (рабочая тетрадь, учебник, ручка)

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Приветствуют учителя, определяют свою готовность к уроку.








-Да




Словесный (вводная беседа), фронтальная работа, информационно-рецептивный

КУУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

ЛУУД: стремление к успешности в учебной деятельности, позитивный настрой, мотивация

II.Повторение ранее изученного материала


















1 мин


















Организует беседу с целью повторения ранее изученного материала

Начать урок я хочу с уже знакомой нам фразы: "Все в твоих руках…".

- Скажите, пожалуйста, так что же в наших руках?

- А что такое добро? А зло?

- Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. Четвертый пальчик. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)

-Скажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?

-Какой надежный щит поставить на пути зла?

- Сегодня мы узнаем, что нам помогает оценивать свои поступки с позиции добра и зла.

Отвечают на вопросы учителя, слушают рассказ, выполняют действия.



-Добро и зло.


- Добро – все положительное, хорошее, полезное; категория этики, характеризующая + нравственные ценности.

-Зло – нечто дурное, вредное.







-В самом начале, на мизинце.

- Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность)

Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа, информационно- рецептивный метод, объяснительно-иллюстративный, методы активизации учебно-познавательной деятельности.



КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

РУУД (анализ и сравнение примеров на этапе постановки проблемы, при решении проблемы, при составлении алгоритма)



III.Актуализация знаний

8 мин

Вспомните о поступке Марины. Давайте инсценируем его. Кто хочет играть Марину? Кто Рому? Кто будет автором?

Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С. Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Матвея, но его всё не было. А Матвей в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Матвей встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция. Привет! – сказал он ребятам. Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно! А чего ж не ушёл, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Максим. Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно! Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Саша.

- Давайте поаплодируем нашим актерам.

- Вы догадались, кто этот подсказчик?

- Какие сомнения мучили Матвея? - Что удивило Сашу?

То есть подсказчик Матвея внутренний, его собственный.

-Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации?

- Можно ли сказать, что Матвей поступил по совести?



- Приходилось ли вам слушать такой выражение «поступить по совести»?

- Как вы можете его объяснить?

Распределяют роли между собой, выходят к доске, инсценируют рассказ.





































-Совесть.

-Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.

-Что Матвей сам вернулся в класс.

-Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?

- Да, он пришел на репетицию и не бросил одноклассников.

- Да, это значит, поступить правильно.

Словесный (беседа), наглядный и практический (инсценировка), информационно - рецептивный метод, фронтальная работа, групповая работа, методы оценки и самооценки.

РУУД (постановка учебной задачи)

КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ПУУД (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель)

ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

IV.Изучение нового материала


11 мин

Работает вместе с детьми по учебнику на стр. 57 с целью ознакомления с новым материалом. Говорит детям, что необходимо сделать.

-Откройте учебник на стр.57.

-Давайте прочитаем определение совести.


- Что помогает делать нам совесть?

- Как еще называют совесть?


- Итак, откройте свои тетради и запишите число, тему из учебника и определение совести.





Отложите тетради.

Давайте прочитаем рассказ «Стыдно перед соловушкой». Читаем по предложению.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. 
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. 
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой,- тихо ответила Лида. 


- Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

- С каким чувством автор (В.А. Сухомлинский) связывал совесть?

- Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы.

Открывают учебник, отвечают на вопросы учителя, выполняют указания.



- Совесть – это способность человека осознавать свои поступки и намерения и оценивать их с позиции добра и зла. Совесть можно назвать внутренним голосом человека. Она помогает людям делать правильный выбор в ситуациях.

Записывают в тетради.

Читают текст.


























- Стыдно портить природу.



- Со стыдом.


- Это внутренний голос.

Словесный (беседа), практический и наглядный (работа с учебником, информационно - рецептивный метод, фронтальная работа

РУУД (контроль способа выполнения действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, анализ и сравнение примеров на этапе постановки проблемы, при решении проблемы, при составлении алгоритма, при решении примеров)

КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ПУУД ( выделение необходимой информации при работе с учебником)

ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)



V.Физминутка

1,5 мин

-Давайте немного отдохнем. Учитель показывает движения

Выполняют движения вместе с учителем

Словесный (объяснение), наглядный и практический (выполнение упражнений)

КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

VI.Изучение нового материала

6 мин

5. Работа с толковым словарем Даля.  

   - Мы нашли значение слова «стыд» и «совесть» Давайте посмотрим, какое определение подходит к совести, а какое к стыду..

   - Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость) 

   - Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

   - А есть ли в их значении какое-то различие?

Составление таблицы. Работа в тетради.


Поработаем в группах. Давайте составим пословицы и поговорки о совести( по 4 чел) Работаем тихо и спокойно. Затем объясняем значение поговорки.

1 гр.В ком стыд, в том и совесть.

2 г.Как ни мудри, а совести не перемудришь.

3 гр.Совесть без зубов загрызет.

4 гр. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

5 гр.Нечистая совесть спать не даёт.

6 гр. От человека утаишь, а от совести не утаишь

-Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали!















- Они помогают человеку поступать правильно.

Тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение(стыд).

Это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили(совесть)

Организуют работу в группах, составляют пословицы, объясняют значение.

Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа, информационно- рецептивный метод, метод контроля и самоконтроля, групповая работа, объяснительно-иллюстративный, метод контроля и самоконтроля.

КУУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ПУУД ( выделение необходимой информации при работе с учебником)

ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)


VII.Закрепление изученного материала

10 мин

Долг-круг действий, возложенных 

на кого-н. и безусловных для  выполнения. 

Я предлагаю свой вариант определения:

Долг = обязанность + ответственность (запись в тетради)

Давайте прочитаем сказку по цепочке. «Бабушка-медведица и внучка»

- Объясните, чему учит сказка о бабущке-медведице и ее внучках.

- Как вы считаете, связаны ли понятия «долг» и «совесть»? Обоснуйте свой ответ.

- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека? Подумайте, в чем заключается ваш долг по отношению к близким.

Работают в рабочих тетрадях







Читают сказку по цепочке.


- Всегда быть рядом с близкими, не оставлять их в трудную минуту.

- Связаны, совесть помогает нам исполнить свой долг.

- Да. Высказывают свое мнение.

Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа, наглядный и практический (работа с рабочей тетрадью, карточками), информационно - рецептивный метод, метод контроля и самоконтроля, индивидуальная работа

КУУД ( умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ПУУД ( выделение необходимой информации при работе с рабочей тетрадью)

ЛУУД (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)


VIII.Итог урока

6 мин

 Подводит итог урока

-Ребята, какую же тему мы сегодня изучали на уроке? Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас? Какие выводы вы сделали для себя? Что нового узнали? Где пригодятся знания?

Домашнее задание на выбор.

  • Найди 5 пословиц и поговорок о совести.

  • Нарисуй в тетради рисунок по теме урока.

- Давайте составим синквейн со словом совесть, поработайте в парах и запишите в тетрадь.

Существительное

2 прилагательных

3 глагола

Ключевая фраза

Или

  • Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них:

-  Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

- Было ли стыдно за свои поступки?

- Всегда ли вы поступали по совести?

Отвечают на вопросы учителя

- Долг и совесть.

- В жизни. При принятии решений.




Записывают домашнее задание

Составляют синквейн или отвечают на вопросы.

Словесный (беседа, объяснение), фронтальная работа

КУУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)


IX.Рефлексия

1 мин

- Вы довольны сегодня своей работой?

- Что вам удалось на уроке?

- Что вы узнали нового?

Оцените свою работу с помощью большого пальца. Если вы считаете, что справились отлично со всеми заданиями на уроке – поднимите палец вверх, если есть еще над чем поработать – палец сторону, а если считаете, что тема сегодняшнего урока усвоили плохо, то опустите палец вниз.

Оценивают работу на уроке




Словесный (беседа)

Фронтальная форма, словесный (объяснение)

КУУД (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)

ЛУУД (смыслообразование на этапе рефлексии урока)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть.Долг"

Автор: Лисова Ирина Юрьевна

Дата: 21.07.2017

Номер свидетельства: 424325

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства