kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Долг и совесть открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ставится задача раскрыть смысл понятий долг, совесть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Долг и совесть открытый урок»

Разработка урока:

Сидакова М.И

Учитель истории и

Обществознания

ГКОУ школы-

Интерната

Им. М.С.Бароева







Тема урока: «Долг и Совесть»

Класс : 8

Тип урока: урок изучения нового материала (1 час).

Цель урока: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»

Задачи урока:

образовательные:

1) рассмотреть понятия: объективные обязанности , долг общественный , долг моральный, совесть ,общественное мнение , внешний контроль ,внутренний контроль .

развивающие:

1) закрепить умение ставить и формулировать проблему;
2) продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 
3) способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

  1. стимулировать мотив к поиску новых знаний; 
    2) способствовать формированию толерантного мышления;
    3) воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме;.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах


Методы и приемы: словесный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в паре, беседа, самостоятельная работа с источником информации.


План урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Создание проблемной ситуации

IV. Сообщение темы урока

V. Получение новой информации

VI. Закрепление. Рефлексия - подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

1.Мораль относится к __________сфере

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д) неформальность; е) связь с религиозными нормами

1II. Создание проблемной ситуации. До объявления темы урока предложить прослушать притчу.

«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!

Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.

- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?

( Ему стало стыдно)

- Что проснулось в душе человека? (совесть)


IV. Сообщение темы урока

«Долг и совесть» тема нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

Попробуйте дать определение терминам «долг и совесть». Обратимся к этимологическому словарю.

Совесть – 1)от греч. «сознание, совесть»; 2) от ст.-слав. – «весть, сошедшая с небес».

Найдите значение термина « долг» в словаре.

Запись определения «долг» , «совесть».

Просмотр презентации «Долг и совесть»

V. Получение новой информации

В русском языке существует много пословиц о совести. Работа с приложением 1.

- Слово «совесть» часто встречается в оборотах речи. Работа с приложением 2.

Афоризмы о совести. Работа с приложением 3. Составляем схему.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).


Обратимся снова к термину «совесть». Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).

Работа с текстом учебника (стр. 46-47, ситуации).

Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? ( ответственность).

В тексте на стр. 47 найдите два вида долга. Прочитайте 1-й абзац. Как вы поняли суть общественного долга? Приведите примеры.

А теперь прочтём текст на стр. 49, раздел «Факты». Причина поступка Корчака – общественный долг? (моральный долг).

Моральный долг – выполнение моральных требований по внутреннему побуждению.

Общественный долг – обязанности, которые человеку необходимо выполнять в обществе.

Определите разницу.

VI. Закрепление. Рефлексия - подведение итогов урока

Составьте синквейн на слово «совесть» и «долг».

Притча

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет про­сить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы спра­вимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем пови­новаться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ниче­го не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: вы­берите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняй­те ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят же­ланием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. —Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял сво­его ученика.


VII. Домашнее задание: п. 6, вопросы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Долг и совесть открытый урок

Автор: Сидакова Мая Исламовна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "конспект урока литературы "Жить по совести... Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekturokalitieraturyzhitposoviestinravstviennyieprobliemyrasskazavpastafievakonsrozovoighrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "265523"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449976686"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему :"Совесть.Долг" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-orkse-v-4-klassie-na-tiemu-soviest-dolgh"
    ["file_id"] => string(6) "160437"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422037716"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Кейс - урок по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(38) "kieis-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "129174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415642812"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе "
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi-urok-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma-v-9-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "173227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423938925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства