kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория по теме типы экономических систем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическая заготовка по тебе типы экономических систем, которая может помочь при подготовке к экзаменам 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория по теме типы экономических систем»

Экономическая система - это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.


Цель экономической системы - организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.


Тип экономической системы характеризует:


формы собственности;

способы распределения ограниченных ресурсов;

способы регулирования экономики.


Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:


Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.


Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.


Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.


Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.


Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.


Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.


Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.


Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.



Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем

К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:


Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.


Взаимоотношения с другими странами. Между государствами можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.


Уровень развития экономики. Этот фактор показывает, на какой стадии сейчас находится экономика, ее макро и микро показатели.


Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.


Отличительные черты экономических систем

Черты традиционной экономики

  1. Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.


  1. Характерно натуральное хозяйство.


  1. Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.


  1. Широкое развитие обмена товарами и услугами без денег.


  1. Незначительная роль предпринимательства.


  1. Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.


  1. Совместный труд экономических субъектов.


  1. Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.


Особенности командно-административной экономики

  1. Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.


  1. Производители не могут решать, что им производить.


  1. У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.


  1. Преобладает государственная форма собственности практически на все средства производства.


  1. Управление всеми предприятиями из единого центра.


  1. Государство полностью контролирует производство, распределение продукции и возможность товарного дефицита.


Черты рыночной экономики

  1. Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.


  1. Рынок ориентируется на покупателя.


  1. Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.


  1. Преобладание частной собственности.


  1. Свободная конкуренция.


  1. Самостоятельный выбор производителей, поставщиков сырья и покупателей.


  1. Рыночная экономика развивается циклично, с падениями и ростом.


  1. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.


Характерные черты смешанной экономики

  1. Как мы уже выяснили, смешанная экономика называется так, потому что сочетает элементы других экономических систем. Теперь рассмотрим черты, которые характерны для нее:


  1. Зачастую сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.


  1. Наличие частного и государственного сектора экономики.


  1. Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.


  1. Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.


Достоинства и недостатки типов экономических систем

Традиционная система

Достоинства

  1. Стабильность в обществе. Значительные социальные потрясения случаются редко, а текущее положение дел может сохраняться столетиями.

  2. В тех городах, где располагаются ремесленные производства, товары изготавливаются по технологиям и секретам, которые передаются из поколения в поколение. При этом они сохраняют достойное качество веками.

Недостатки

  1. Медленный технологический и социальный прогресс (либо его отсутствие). Низкая производительность труда на протяжении многих веков.

  2. Частная собственность — шаткий институт. В обществе, где право собственности обеспечивают через насилие по отношению к тем, кто хочет на нее посягнуть, развитие частного предпринимательства тормозится не только низким уровнем технологий, но и низкими гарантиями безопасности для производителей.

  3. Общества плохо приспосабливается к внешним условиям. Они плохо сопротивляются внешним нападкам и природным катаклизмам.

  4. Укоренившиеся религиозные институты и монархический уклад усугубляют проблемы общества.


Командно-административная (плановая) система


Достоинства

  1. Устойчивость.

  2. Социальная стабильность — уверенность людей в завтрашнем дне.

  3. Примерно похожий уровень жизни людей.

  4. Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества.

  5. Нет проблем с трудоустройством, а значит, низкий уровень безработицы или ее отсутствие.

  6. Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных направлениях.

Недостатки

  1. Отсутствие самостоятельности производителей.

  2. Нет интереса к результатам труда из-за уравнительного способа оплаты.

  3. Дефицит товаров или их ограниченный выбор.

  4. Застои в экономике.

  5. Сильный бюрократический аппарат.


Рыночная экономическая система


Достоинства


  1. Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде.

  2. Вытеснение ненужного и неэффективного производства.

  3. Наличие больших прав у производителей и потребителей.

  4. Нет необходимости в большом аппарате управленцев.

  5. Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения.

  6. Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг.

  7. Появление новых продуктов на рынке.

  8. Широкое использование новых технологий производства.


Недостатки

  1. Усиление социального неравенства.

  2. Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.

  3. Нет интереса в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производств.

  4. Ориентированность производителя на обеспеченного клиента.

  5. Недостаточное финансирование социальных сфер: образования, здравоохранения.

  6. Монополизация экономики приводит к снижению конкуренции.


Смешанная система


Достоинства

  1. Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике.

  2. Гарантии социальной защиты населению.

  3. Поощрение инноваций.

  4. Инвестирование социальной сферы.


Недостатки


  1. Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики.

  2. Необходимость разработки модели с учетом национальных или религиозных особенностей государства.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Теория по теме типы экономических систем

Автор: Меркулов Роман Валерьянович

Дата: 22.10.2024

Номер свидетельства: 658254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Общие типы экономических систем"
    ["seo_title"] => string(39) "obshchiie_tipy_ekonomichieskikh_sistiem"
    ["file_id"] => string(6) "446530"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514209168"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "статья на тему "Технология модульного обучения" по экономике"
    ["seo_title"] => string(60) "statianatiemutiekhnologhiiamodulnoghoobuchieniiapoekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "261547"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449153794"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "10 кл10 класс ТЕМА -СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ"
    ["seo_title"] => string(104) "10_kl10_klass_tiema_sushchnost_i_osnovnyie_eliemienty_ekonomichieskoi_sistiemy_ekonomichieskiie_subiekty"
    ["file_id"] => string(6) "349861"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476694549"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему "Решение системы линейных неравенств с одной переменной" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-sistiemy-linieinykh-nieravienstv-s-odnoi-pieriemiennoi"
    ["file_id"] => string(6) "117978"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412969630"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Урок  по теме   «Демократия» "
    ["seo_title"] => string(27) "urok-po-tiemie-diemokratiia"
    ["file_id"] => string(6) "199267"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428559737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства