kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

10 кл10 класс ТЕМА -СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    10 класс

 ТЕМА  -СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ

Цель урока: выяснить, что такое экономическая система; ознакомить с основными элементами экономических систем; расширить знания учащихся о формах собственности, которые существуют ; продолжить формировать логичность и последовательность в изложении собственной мысли; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: экономическая система, экономические субъекты, собственность.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Творческое задание

Рассмотрим соотношение таких понятий, как владение, пользование и распоряжение, исходя из нижеследующих ситуаций и заполняя необходимые столбцы таблицы.

Ситуация № 1. Вы - фермер и владелец участка, сами копаете картошку.

Ситуация № 2. Вы - фермер, нанимаете работника, который выкопает вам картошку.

Ситуация № 3. Вы сдали участок в аренду.

Ситуация № 4. Тот, кто арендует участок земли, нанял работника, чтобы выкопать картошку.

№ ситуации

Владелец

Владение

Пользование

Распоряжение

1

2

3

4

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Определите, правильным или неправильным является утверждение, поставив против его номера соответственно «Да» или «Нет».

1. Собственность - это отношения между людьми по поводу распределения труда в процессе производства.

2. Право собственности касается возможностей личности использовать определенные вещи по их назначению.

3. Любое движимое и недвижимое имущество - это объект собственности.

4. Смешанная форма собственности означает, что имуществом владеют лица разного возраста.

5. Частная собственность исторически возникла раньше, чем государственная.

6. В стране  господствующей является частная собственность.

7. Коммунальная и общегосударственная собственность - это одно и то же.

8. Формы собственности отличаются между собой лишь объектом, что присваивается.

9. Способ организации экономической жизни общества называется экономической системой.

10. Разгосударствление и приватизация - это синонимы.

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков

Сущность экономической системы

В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми рассматриваются как определенная система. Особым образом упорядоченную систему связей между владельцами и потребителями материальных благ и услуг принято называть экономической системой. Итак, экономическая система - это способ организации экономической жизни общества или совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм хозяйствования.

Способ организации означает согласование деятельности многих субъектов экономических отношений по вопросу, кто является собственником производственных ресурсов и каким образом они попадают к производителям, превращаясь впоследствии на вещи и услуги для потребителей.

Как и любая другая система, экономическая характеризуется такими чертами, как целостность, организованность, управляемость, целенаправленность. Целостность означает органическое единство и совместимость различных сторон и элементов системы, доминирование в ней совокупности экономических отношений. Управляемость - это совокупность объективных и субъективных факторов, обеспечивающих ее равновесие. Целеустремленность экономической системы подразумевает четкое осознание целей, которые ставит перед собой общество.

Среди множества участников хозяйствования современная экономическая теория выделяет 3 основные группы субъектов экономических отношений:

1) домашние хозяйства;

2) предприятия (фирмы) разных видов, форм и хозяйственной специализации;

3) государство с его разветвленным аппаратом управления и защиты.

Элементы экономической системы

К составляющим экономической системы относятся:

1) структурные элементы;

2) отношения между субъектами собственности;

3) факторы функционирования системы (экономический кругооборот).

Структурными элементами в любой экономической системе выступают:

1. Производительные силы, которые включают предметы труда, средства труда, науку, информацию, рабочую силу; их уровень определяется уровнем развития науки и техники под влиянием НТП.

2. Социально-экономические отношения, которые основываются на определенной форме собственности на средства производства. Собственность характеризует отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства. Отношения собственности являются определяющими в структуре экономической системы, поскольку они предопределяют социально-экономическую специфику данного общества.

3. Технико-экономические отношения, которые определяются уровнем развития техники и технологии и характеризуют разделение труда и взаимоотношения людей в процессе производства. Они являются материально-вещественным содержанием производства и предполагают существование определенных форм и методов организации труда на уровне отдельных предприятий.

4. Организационно-экономические отношения - это отношения, касающиеся установления эффективных форм организации экономических связей между предприятиями, которые проявляются в процессах специализации, кооперации, комбинирования, концентрации производства.

5. Хозяйственный механизм - это совокупность форм, методов и систем управления хозяйством на макроуровне на основе использования экономических законов и экономических рычагов.

6. Тип экономических связей между хозяйственными субъектами. Этот элемент показывает, каким образом преимущественно устанавливаются экономические связи: или через систему цен и рынков, или через административно установленные структуры, или через долгосрочные соглашения, заключаемые между партнерами.

Все эти элементы в определенной степени присутствуют в каждой экономические системе, их специфика как раз и определяет суть определенного типа экономической системы.

Способы координации деятельности субъектов экономической деятельности

В экономике действует огромное число субъектов, участников экономической деятельности. Все они заняты поиском лучших вариантов экономических решений. В силу того, что каждый экономический субъект самостоятельно оценивает свои выгоды и потери, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

1) согласовывать решения производителей;

2) согласовывать решения потребителей;

3) согласовывать решения о производстве и потреблении в целом.

В каждой национальной экономике производятся адекватные ее условиям методы координации деятельности субъектов экономической деятельности. Эта необходимость порождается вследствие существования конкретной экономической системы. На разных этапах экономического развития доминирующими способами координации были натуральные, рыночные, централизованные и смешанные координационные механизмы.

В натуральном хозяйстве, где хозяйственные единицы разобщены, а связь между ними не носит систематического характера, координация деятельности носит случайный характер, а внутри единиц распределение ресурсов определяется естественно, через нормы и правила, которые сложились.

Координация хозяйственной деятельности в условиях рыночной системы осуществляется через рынки, путем установления цен в соответствии со спросом и предложением.

В централизованной системе координация деятельности отдельных единиц осуществляется через единый экономический центр, который имеет право распределять ресурсы между отраслями и сферами производства, оценивать эффективность деятельности единиц.

Типичными для современных национальных экономических систем являются смешанные системы координации. В этом случае рыночные принципы координации экономической деятельности сочетаются с принципами регулирования экономической жизни, что осуществляется при активном участии государства.

Формы собственности

Фундаментом всей системы экономических отношений являются отношения собственности.

С экономической точки зрения собственность отражает, с одной стороны, отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, а с другой - способ соединения рабочей силы со средствами производства.

С юридической точки зрения собственность характеризует отношения по поводу присвоения, владения и использования человеком различных ценностей (материальных, духовных).

Право собственности - это урегулированные законом общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности определяется отношением человека к тому или иному объекту, который она может назвать своим или чужим.

Отношения собственности - это отношения, которые возникают между людьми по поводу владения теми или иными предметами по поводу присвоения или отчуждения факторов производства, результатов труда.

Формы собственности

1. Индивидуальная, которая делится на:

· личную собственность,

· частную собственность (приносит владельцу доход).

2. Коллективная собственность, то есть собственность нескольких лиц, трудового коллектива, членов одного кооператива и т.д.

3. Государственная собственность, которая в свою очередь подразделяется:

· на коммунальную собственность местных органов власти;

· общегосударственную - объекты собственности, которые находятся в распоряжении центральных органов власти.

Собственниками являются лица, имеющие права владения, пользования и распоряжения объектом собственности. Именно они могут передавать свои права другим лицам.

Любая страна, ступив на путь рыночных реформ, должна решить вопросы разгосударствления и приватизации. Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны.

Разгосударствление - это ряд мероприятий, направленных на устранение монополии государства на собственность, сокращение государственного сектора и создания многоукладной экономики, усиление процессов саморегулирования экономики. Разгосударствление не означает, что государство оставляет экономику, она лишь меняет форму деятельности, пытаясь лучше приспособиться к требованиям рыночной экономики.

Приватизация - это передача государственной собственности за плату или бесплатно в частную собственность. Она должна стимулировать развитие малого бизнеса, арендных и совместных предприятий и т.д.

 5. Закрепление

Закончите предложения.

1. Лицо, взявшее на прокат холодильник, есть его _________________________________________________.

2. Если папа купил своему сыну велосипед, то сын есть ______________________________________________.

3. Если вы покупаете на рынке «пиратские» диски любимой группы, то вы нарушаете право ______________________.

Установите соответствие между составляющими.

1. Право владения.

2. Право использования.

3. Право распоряжения.

A. Семья Семиренко  проживает в двухкомнатной квартире в городе.

Б. Федор Иваненко приобрел трехкомнатную квартиру в городе, что подтверждается актом купли-продажи.

B. Федор Иваненко сдал в аренду квартиру в городе на один год.

Г. Строительное управление сдает в эксплуатацию 36-квартирный жилой дом.

VI. Итог урока

Обоснуйте ваше согласие или несогласие со следующим утверждением.

1. Владелец дачного участка обязательно является ее пользователем.

2. Лицо, которое является собственником имущества, без исключений, является его распорядителем.

3. Субъектом собственности может быть и человек, и предприятие, и государство.

VII. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Найти информацию о приватизационные сертификаты. Узнать у родителей, как ваша семья ими воспользовалась. Или вы стали владельцами каких-то объектов?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«10 кл10 класс ТЕМА -СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ»

10 класс

ТЕМА -СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ, СПОСОБЫ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

 

Цель урока: выяснить, что такое экономическая система; ознакомить с основными элементами экономических систем; расширить знания учащихся о формах собственности, которые существуют ; продолжить формировать логичность и последовательность в изложении собственной мысли; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: экономическая система, экономические субъекты, собственность.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Творческое задание

Рассмотрим соотношение таких понятий, как владение, пользование и распоряжение, исходя из нижеследующих ситуаций и заполняя необходимые столбцы таблицы.

Ситуация № 1. Вы - фермер и владелец участка, сами копаете картошку.

Ситуация № 2. Вы - фермер, нанимаете работника, который выкопает вам картошку.

Ситуация № 3. Вы сдали участок в аренду.

Ситуация № 4. Тот, кто арендует участок земли, нанял работника, чтобы выкопать картошку.

 

№ ситуации

Владелец

Владение

Пользование

Распоряжение

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Определите, правильным или неправильным является утверждение, поставив против его номера соответственно «Да» или «Нет».

1. Собственность - это отношения между людьми по поводу распределения труда в процессе производства.

2. Право собственности касается возможностей личности использовать определенные вещи по их назначению.

3. Любое движимое и недвижимое имущество - это объект собственности.

4. Смешанная форма собственности означает, что имуществом владеют лица разного возраста.

5. Частная собственность исторически возникла раньше, чем государственная.

6. В стране господствующей является частная собственность.

7. Коммунальная и общегосударственная собственность - это одно и то же.

8. Формы собственности отличаются между собой лишь объектом, что присваивается.

9. Способ организации экономической жизни общества называется экономической системой.

10. Разгосударствление и приватизация - это синонимы.

 

IV. Формирование новых знаний, умений и навыков

Сущность экономической системы

В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми рассматриваются как определенная система. Особым образом упорядоченную систему связей между владельцами и потребителями материальных благ и услуг принято называть экономической системой. Итак, экономическая система - это способ организации экономической жизни общества или совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм хозяйствования.

Способ организации означает согласование деятельности многих субъектов экономических отношений по вопросу, кто является собственником производственных ресурсов и каким образом они попадают к производителям, превращаясь впоследствии на вещи и услуги для потребителей.

Как и любая другая система, экономическая характеризуется такими чертами, как целостность, организованность, управляемость, целенаправленность. Целостность означает органическое единство и совместимость различных сторон и элементов системы, доминирование в ней совокупности экономических отношений. Управляемость - это совокупность объективных и субъективных факторов, обеспечивающих ее равновесие. Целеустремленность экономической системы подразумевает четкое осознание целей, которые ставит перед собой общество.

Среди множества участников хозяйствования современная экономическая теория выделяет 3 основные группы субъектов экономических отношений:

1) домашние хозяйства;

2) предприятия (фирмы) разных видов, форм и хозяйственной специализации;

3) государство с его разветвленным аппаратом управления и защиты.

 

Элементы экономической системы

К составляющим экономической системы относятся:

1) структурные элементы;

2) отношения между субъектами собственности;

3) факторы функционирования системы (экономический кругооборот).

Структурными элементами в любой экономической системе выступают:

1. Производительные силы, которые включают предметы труда, средства труда, науку, информацию, рабочую силу; их уровень определяется уровнем развития науки и техники под влиянием НТП.

2. Социально-экономические отношения, которые основываются на определенной форме собственности на средства производства. Собственность характеризует отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства. Отношения собственности являются определяющими в структуре экономической системы, поскольку они предопределяют социально-экономическую специфику данного общества.

3. Технико-экономические отношения, которые определяются уровнем развития техники и технологии и характеризуют разделение труда и взаимоотношения людей в процессе производства. Они являются материально-вещественным содержанием производства и предполагают существование определенных форм и методов организации труда на уровне отдельных предприятий.

4. Организационно-экономические отношения - это отношения, касающиеся установления эффективных форм организации экономических связей между предприятиями, которые проявляются в процессах специализации, кооперации, комбинирования, концентрации производства.

5. Хозяйственный механизм - это совокупность форм, методов и систем управления хозяйством на макроуровне на основе использования экономических законов и экономических рычагов.

6. Тип экономических связей между хозяйственными субъектами. Этот элемент показывает, каким образом преимущественно устанавливаются экономические связи: или через систему цен и рынков, или через административно установленные структуры, или через долгосрочные соглашения, заключаемые между партнерами.

Все эти элементы в определенной степени присутствуют в каждой экономические системе, их специфика как раз и определяет суть определенного типа экономической системы.

 

Способы координации деятельности субъектов экономической деятельности

В экономике действует огромное число субъектов, участников экономической деятельности. Все они заняты поиском лучших вариантов экономических решений. В силу того, что каждый экономический субъект самостоятельно оценивает свои выгоды и потери, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

1) согласовывать решения производителей;

2) согласовывать решения потребителей;

3) согласовывать решения о производстве и потреблении в целом.

В каждой национальной экономике производятся адекватные ее условиям методы координации деятельности субъектов экономической деятельности. Эта необходимость порождается вследствие существования конкретной экономической системы. На разных этапах экономического развития доминирующими способами координации были натуральные, рыночные, централизованные и смешанные координационные механизмы.

В натуральном хозяйстве, где хозяйственные единицы разобщены, а связь между ними не носит систематического характера, координация деятельности носит случайный характер, а внутри единиц распределение ресурсов определяется естественно, через нормы и правила, которые сложились.

Координация хозяйственной деятельности в условиях рыночной системы осуществляется через рынки, путем установления цен в соответствии со спросом и предложением.

В централизованной системе координация деятельности отдельных единиц осуществляется через единый экономический центр, который имеет право распределять ресурсы между отраслями и сферами производства, оценивать эффективность деятельности единиц.

Типичными для современных национальных экономических систем являются смешанные системы координации. В этом случае рыночные принципы координации экономической деятельности сочетаются с принципами регулирования экономической жизни, что осуществляется при активном участии государства.

Формы собственности

Фундаментом всей системы экономических отношений являются отношения собственности.

С экономической точки зрения собственность отражает, с одной стороны, отношения между людьми по поводу присвоения средств производства, а с другой - способ соединения рабочей силы со средствами производства.

С юридической точки зрения собственность характеризует отношения по поводу присвоения, владения и использования человеком различных ценностей (материальных, духовных).

Право собственности - это урегулированные законом общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности определяется отношением человека к тому или иному объекту, который она может назвать своим или чужим.

Отношения собственности - это отношения, которые возникают между людьми по поводу владения теми или иными предметами по поводу присвоения или отчуждения факторов производства, результатов труда.

Формы собственности

1. Индивидуальная, которая делится на:

· личную собственность,

· частную собственность (приносит владельцу доход).

2. Коллективная собственность, то есть собственность нескольких лиц, трудового коллектива, членов одного кооператива и т.д.

3. Государственная собственность, которая в свою очередь подразделяется:

· на коммунальную собственность местных органов власти;

· общегосударственную - объекты собственности, которые находятся в распоряжении центральных органов власти.

Собственниками являются лица, имеющие права владения, пользования и распоряжения объектом собственности. Именно они могут передавать свои права другим лицам.

Любая страна, ступив на путь рыночных реформ, должна решить вопросы разгосударствления и приватизации. Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны.

Разгосударствление - это ряд мероприятий, направленных на устранение монополии государства на собственность, сокращение государственного сектора и создания многоукладной экономики, усиление процессов саморегулирования экономики. Разгосударствление не означает, что государство оставляет экономику, она лишь меняет форму деятельности, пытаясь лучше приспособиться к требованиям рыночной экономики.

Приватизация - это передача государственной собственности за плату или бесплатно в частную собственность. Она должна стимулировать развитие малого бизнеса, арендных и совместных предприятий и т.д.

 5. Закрепление

Закончите предложения.

1. Лицо, взявшее на прокат холодильник, есть его _________________________________________________.

2. Если папа купил своему сыну велосипед, то сын есть ______________________________________________.

3. Если вы покупаете на рынке «пиратские» диски любимой группы, то вы нарушаете право ______________________.

 

Установите соответствие между составляющими.

1. Право владения.

2. Право использования.

3. Право распоряжения.

A. Семья Семиренко проживает в двухкомнатной квартире в городе.

Б. Федор Иваненко приобрел трехкомнатную квартиру в городе, что подтверждается актом купли-продажи.

B. Федор Иваненко сдал в аренду квартиру в городе на один год.

Г. Строительное управление сдает в эксплуатацию 36-квартирный жилой дом.

 

VI. Итог урока

Обоснуйте ваше согласие или несогласие со следующим утверждением.

1. Владелец дачного участка обязательно является ее пользователем.

2. Лицо, которое является собственником имущества, без исключений, является его распорядителем.

3. Субъектом собственности может быть и человек, и предприятие, и государство.

 

VII. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Найти информацию о приватизационные сертификаты. Узнать у родителей, как ваша семья ими воспользовалась. Или вы стали владельцами каких-то объектов?

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Дегтярёва Светлана Георгиевна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Практическое обществознание"
    ["seo_title"] => string(35) "praktichieskoie-obshchiestvoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "255644"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447956234"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Календарно – тематическое планирование по обществознанию 11 класс (базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(90) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "117458"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412790269"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Предпринимательство в России "
    ["seo_title"] => string(30) "priedprinimatiel-stvo-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "230186"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442035690"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Личностно-ориентированный подход в результате профильного обучения по географии "
    ["seo_title"] => string(91) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-riezul-tatie-profil-nogho-obuchieniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "154347"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421152015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства