kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Демократия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогическая цель:  воспитание социально-компетентной  личности.

Планируемые результаты (предметные):

 раскрыть смысл понятий «демократия», «парламентаризм», «избирательная система»; учиться анализировать текстовый и схематический материал; формировать умение формулировать определения; учиться формулировать и аргументировать собственную позицию по изучаемому вопросу.

Личностные результаты:

формирование активной гражданской позиции, способности к отстаиванию общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

развивать умения самостоятельно выполнять практические и познавательные задания; формировать навыки познавательной рефлексии от постановки цели до получения и оценки результата.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД :

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.

Организационная структура урока

I. Мотивационный блок

Учащимся предлагается прочитать суждения, определить пропущенное слово, выбрать приемлемое для себя высказывание и сформулировать тему урока.

  1. … - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения. Лорен Питер.
  2. … - это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого сомнения. Генри Луис Менкен.
  3. … не может встать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены избиратели. Джордж Бернард Шоу.
  4. … - это форма правления, при которой каждый получает то, чего заслуживает. Джеймс Дэвидсон.
  5. Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже ….Вудро Вильсон.
  6. При … одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной, и обычно обеим удается и то и другое. Генри Луис Менкен.
  7. … спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того, чтобы прямо и без запинок идти в тупик. Лоренс Питер.
  8. … - это когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством. Джордж Бернард Шоу.
  9. … - самый плохой способ правления, не считая остальных. У.Черчилль.

II. Информационный блок

Задание: дать определение понятию демократия из предложенных слов (общество, форма, признание, источник, народ, власть, основанная, устройство, экономическое, политическое, качество).

Демократия - форма политического, экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Задание: выберите признаки, характеризующие демократию.

Признаки:

  1. разделение властей;
  2. отсутствие политических свобод;
  3. многопартийность;
  4. свободные выборы;
  5. централизация экономики;       
  6. одна идеология;
  7. гарантированные политические права и свободы;
  8. монополия политической власти на информацию;
  9. политический плюрализм.

Ответы: 1, 3, 4, 7, 9.

Задание: конкретизируйте признаки примерами.

Учитель кратко характеризует представительную и прямую формы демократии.

Задание: выберите признаки, характеризующие:

а) прямая демократия;

б) представительная демократия.

Признаки:

  1. деятельность депутатов в парламенте;
  2. участие в митингах и демонстрациях;
  3. участие в референдумах;
  4. участие в выборах президента;
  5. участие в выборах в законодательные органы власти.

Ответы: а-2, 3, 4, 5; б-1.

Далее вводятся понятия: избирательная система, типы избирательных систем. Учащиеся анализируют схему и отвечают на вопрос: Какой вариант реализован в РФ? Какая из двух избирательных систем представляется справедливее?

Избирательные системы

Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, со способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Мажоритарная система

Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Пропорциональная система

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.

Разновидности

Принцип абсолютного

большинства

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос.

Принцип относительного

большинства

Побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.

Объединение различных интересов происходит обычно до выборов в парламент

Применяется в США, Индии, Японии

Действует на основании создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двух партийной или двух коалиционной систем

Объединение различных интересов происходит после выборов в парламент

Применяется в Италии, Израиле

Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции

Работа в группах

Задание: сформулировать принципы демократических выборов.

После обсуждения формулируются принципы:

- принцип равенства;

- принцип тайного голосования;

- принцип всеобщности;

- принцип состязательности;

- принцип гласности;

- принцип свободы выборов;

- принцип ограничения срока выборов.

Каждый принцип раскрывается на примерах.

Для конкретизации теоретических положений урока можно предложить учащимся вопросы для беседы.

  1. В государстве существует одна партия. Можно ли там провести демократические выборы?
  2. Правомерны ли избирательные цензы? Если да, то, какие цензы на Ваш взгляд наиболее разумны?
  3. Как осуществляется связь парламентариев с избирателями?
  4. Выдержан ли принцип справедливости, если какое-то решение в парламенте принято 51% голосов?

 

III. Аналитический блок

Игра «Свободный микрофон». Каждому выступающему дается 30 секунд, чтобы выступить по проблеме: «Демократия: за и против?». Можно предположить, что в преимуществах демократии будут названы уважение прав и свобод человека, активное участие народа в политической жизни, ограничение всевластия государства. Среди недостатков демократии прозвучит коррупция, лоббизм, зависимость политиков от финансово - промышленных групп, отсутствие реального равенства.

IV. Рефлексия и оценивание

Заполнение карты самодиагностики.

Критерии самодиагностики

Да

Нет

1. Я участвовал в рабочих диалогах

2. Я самостоятельно формулировал понятия

3. Я принимал активное участие в принятии рабочих решений

4. Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты

Домашнее задание: написать эссе по одному из предложенных выше  афоризмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Демократия» »

5

Урок обществознания по теме «Демократия» (10 класс)



Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогическая цель: воспитание социально-компетентной личности.

Планируемые результаты (предметные):

раскрыть смысл понятий «демократия», «парламентаризм», «избирательная система»; учиться анализировать текстовый и схематический материал; формировать умение формулировать определения; учиться формулировать и аргументировать собственную позицию по изучаемому вопросу.

Личностные результаты:

формирование активной гражданской позиции, способности к отстаиванию общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

развивать умения самостоятельно выполнять практические и познавательные задания; формировать навыки познавательной рефлексии от постановки цели до получения и оценки результата.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные УУД :

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.

Организационная структура урока

I. Мотивационный блок

Учащимся предлагается прочитать суждения, определить пропущенное слово, выбрать приемлемое для себя высказывание и сформулировать тему урока.

  1. … - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения. Лорен Питер.

  2. … - это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого сомнения. Генри Луис Менкен.

  3. … не может встать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены избиратели. Джордж Бернард Шоу.

  4. … - это форма правления, при которой каждый получает то, чего заслуживает. Джеймс Дэвидсон.

  5. Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже … .Вудро Вильсон.

  6. При … одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной, и обычно обеим удается и то и другое. Генри Луис Менкен.

  7. … спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того, чтобы прямо и без запинок идти в тупик. Лоренс Питер.

  8. … - это когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством. Джордж Бернард Шоу.

  9. … - самый плохой способ правления, не считая остальных. У.Черчилль.



II. Информационный блок

Задание: дать определение понятию демократия из предложенных слов (общество, форма, признание, источник, народ, власть, основанная, устройство, экономическое, политическое, качество).

Демократия - форма политического, экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Задание: выберите признаки, характеризующие демократию.

Признаки:

  1. разделение властей;

  2. отсутствие политических свобод;

  3. многопартийность;

  4. свободные выборы;

  5. централизация экономики;

  6. одна идеология;

  7. гарантированные политические права и свободы;

  8. монополия политической власти на информацию;

  9. политический плюрализм.

Ответы: 1, 3, 4, 7, 9.

Задание: конкретизируйте признаки примерами.

Учитель кратко характеризует представительную и прямую формы демократии.

Задание: выберите признаки, характеризующие:

а) прямая демократия;

б) представительная демократия.

Признаки:

  1. деятельность депутатов в парламенте;

  2. участие в митингах и демонстрациях;

  3. участие в референдумах;

  4. участие в выборах президента;

  5. участие в выборах в законодательные органы власти.

Ответы: а-2, 3, 4, 5; б-1.

Далее вводятся понятия: избирательная система, типы избирательных систем. Учащиеся анализируют схему и отвечают на вопрос: Какой вариант реализован в РФ? Какая из двух избирательных систем представляется справедливее?



Работа в группах

Задание: сформулировать принципы демократических выборов.

После обсуждения формулируются принципы:

- принцип равенства;

- принцип тайного голосования;

- принцип всеобщности;

- принцип состязательности;

- принцип гласности;

- принцип свободы выборов;

- принцип ограничения срока выборов.

Каждый принцип раскрывается на примерах.

Для конкретизации теоретических положений урока можно предложить учащимся вопросы для беседы.

  1. В государстве существует одна партия. Можно ли там провести демократические выборы?

  2. Правомерны ли избирательные цензы? Если да, то, какие цензы на Ваш взгляд наиболее разумны?

  3. Как осуществляется связь парламентариев с избирателями?

  4. Выдержан ли принцип справедливости, если какое-то решение в парламенте принято 51% голосов?



III. Аналитический блок

Игра «Свободный микрофон». Каждому выступающему дается 30 секунд, чтобы выступить по проблеме: «Демократия: за и против?». Можно предположить, что в преимуществах демократии будут названы уважение прав и свобод человека, активное участие народа в политической жизни, ограничение всевластия государства. Среди недостатков демократии прозвучит коррупция, лоббизм, зависимость политиков от финансово - промышленных групп, отсутствие реального равенства.



IV. Рефлексия и оценивание

Заполнение карты самодиагностики.

Критерии самодиагностики

Да

Нет

1. Я участвовал в рабочих диалогах



2. Я самостоятельно формулировал понятия



3. Я принимал активное участие в принятии рабочих решений



4. Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты





Домашнее задание: написать эссе по одному из предложенных выше афоризмов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме «Демократия»

Автор: Рудакова Марина Михайловна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199267

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "План – конспект Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»"
    ["seo_title"] => string(58) "plan_konspekt_tema_uroka_afinskaia_demokratiia_pri_perikle"
    ["file_id"] => string(6) "583436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623746207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Технологическая карта урока "Афинская демократия при Перикле""
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-afinskaia-diemokratiia-pri-pieriklie"
    ["file_id"] => string(6) "319623"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460901774"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Зарождение демократии в Афинах. "
    ["seo_title"] => string(37) "zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "233187"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443021638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока "Зарождение демократии в Афинах""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-zarozhdieniie-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "247928"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446643938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект + презентация урока истории 5 класса на тему «Расцвет демократии в Афинах»"
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-istorii-5-klassa-na-tiemu-rastsviet-diemokratii-v-afinakh"
    ["file_id"] => string(6) "258709"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448553044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства