Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогическая цель: воспитание социально-компетентной личности.
Планируемые результаты (предметные):
раскрыть смысл понятий «демократия», «парламентаризм», «избирательная система»; учиться анализировать текстовый и схематический материал; формировать умение формулировать определения; учиться формулировать и аргументировать собственную позицию по изучаемому вопросу.
Личностные результаты:
формирование активной гражданской позиции, способности к отстаиванию общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
развивать умения самостоятельно выполнять практические и познавательные задания; формировать навыки познавательной рефлексии от постановки цели до получения и оценки результата.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Коммуникативные УУД :
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.
Организационная структура урока
I. Мотивационный блок
Учащимся предлагается прочитать суждения, определить пропущенное слово, выбрать приемлемое для себя высказывание и сформулировать тему урока.
- … - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения. Лорен Питер.
- … - это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого сомнения. Генри Луис Менкен.
- … не может встать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены избиратели. Джордж Бернард Шоу.
- … - это форма правления, при которой каждый получает то, чего заслуживает. Джеймс Дэвидсон.
- Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже ….Вудро Вильсон.
- При … одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной, и обычно обеим удается и то и другое. Генри Луис Менкен.
- … спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению, вместо того, чтобы прямо и без запинок идти в тупик. Лоренс Питер.
- … - это когда власти уже не назначаются горсткой развращенных, а выбираются невежественным большинством. Джордж Бернард Шоу.
- … - самый плохой способ правления, не считая остальных. У.Черчилль.
II. Информационный блок
Задание: дать определение понятию демократия из предложенных слов (общество, форма, признание, источник, народ, власть, основанная, устройство, экономическое, политическое, качество).
Демократия - форма политического, экономического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Задание: выберите признаки, характеризующие демократию.
Признаки:
- разделение властей;
- отсутствие политических свобод;
- многопартийность;
- свободные выборы;
- централизация экономики;
- одна идеология;
- гарантированные политические права и свободы;
- монополия политической власти на информацию;
- политический плюрализм.
Ответы: 1, 3, 4, 7, 9.
Задание: конкретизируйте признаки примерами.
Учитель кратко характеризует представительную и прямую формы демократии.
Задание: выберите признаки, характеризующие:
а) прямая демократия;
б) представительная демократия.
Признаки:
- деятельность депутатов в парламенте;
- участие в митингах и демонстрациях;
- участие в референдумах;
- участие в выборах президента;
- участие в выборах в законодательные органы власти.
Ответы: а-2, 3, 4, 5; б-1.
Далее вводятся понятия: избирательная система, типы избирательных систем. Учащиеся анализируют схему и отвечают на вопрос: Какой вариант реализован в РФ? Какая из двух избирательных систем представляется справедливее?
Избирательные системы
Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, со способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Мажоритарная система
Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.
Пропорциональная система
Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов.
Разновидности
Принцип абсолютного
большинства
Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос.
Принцип относительного
большинства
Побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.
Объединение различных интересов происходит обычно до выборов в парламент
Применяется в США, Индии, Японии
Действует на основании создания коалиций групп интересов, стимулирует существование двух партийной или двух коалиционной систем
Объединение различных интересов происходит после выборов в парламент
Применяется в Италии, Израиле
Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции
Работа в группах
Задание: сформулировать принципы демократических выборов.
После обсуждения формулируются принципы:
- принцип равенства;
- принцип тайного голосования;
- принцип всеобщности;
- принцип состязательности;
- принцип гласности;
- принцип свободы выборов;
- принцип ограничения срока выборов.
Каждый принцип раскрывается на примерах.
Для конкретизации теоретических положений урока можно предложить учащимся вопросы для беседы.
- В государстве существует одна партия. Можно ли там провести демократические выборы?
- Правомерны ли избирательные цензы? Если да, то, какие цензы на Ваш взгляд наиболее разумны?
- Как осуществляется связь парламентариев с избирателями?
- Выдержан ли принцип справедливости, если какое-то решение в парламенте принято 51% голосов?
III. Аналитический блок
Игра «Свободный микрофон». Каждому выступающему дается 30 секунд, чтобы выступить по проблеме: «Демократия: за и против?». Можно предположить, что в преимуществах демократии будут названы уважение прав и свобод человека, активное участие народа в политической жизни, ограничение всевластия государства. Среди недостатков демократии прозвучит коррупция, лоббизм, зависимость политиков от финансово - промышленных групп, отсутствие реального равенства.
IV. Рефлексия и оценивание
Заполнение карты самодиагностики.
Критерии самодиагностики
Да
Нет
1. Я участвовал в рабочих диалогах
2. Я самостоятельно формулировал понятия
3. Я принимал активное участие в принятии рабочих решений
4. Мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты
Домашнее задание: написать эссе по одному из предложенных выше афоризмов.