Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках обществознания»
Министерство образования Рязанской области
филиала МОУ Тумская СОШ № 46 «Оськинская ООШ»
Методические указания
для самостоятельной работы
по учебной дисциплине
«Обществознание»
Для студентов 1 курса специальность 46.02.01
Документационное обеспечение управления и архивоведение
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………...…4
Задания для самостоятельной работы школьников………………………7
Составление конспекта………………………………………………..…..14
Выделение главной мысли………………………………………....14
Способы конспектирования……………………………………..…14
Критерии оценки конспекта…………………………………...…...15
Реферат………………………………………………………………….….15
Структура реферата……………………………………………....…15
Этапы работы над рефератом………………………………………16
Требования к оформлению реферата………………………….…..17
Критерии оценки реферата………………………………………....17
Написание эссе……………………………………………………………..18
Алгоритм написания эссе…………………………………………..18
Критерии оценки эссе…………………………………………..…..18
Подготовка доклада……………………………………………………..…19
Этапы подготовки к докладу……………………………………….19
Структура публичного выступления……………………………....19
Принципы успешного выступления…………………………….....20
Критерии оценки доклада…………………………………………..21
Составление тестовых заданий………………………………………...…21
6.1. Правила составления тестов…………………………………..……21
6.2. Критерии оценки составленных тестов…………………………....22
Составление кроссвордов……………………………………………..…..22
7.1. Правила составления кроссвордов…………………………..……….22
7.2. Критерии оценки кроссвордов………………………………..……...23
Рекомендуемая литература и нормативные акты для обучающихся……....23
Список литературы и электронных ресурсов…………………………….…25
Приложение 1……………………………………………………………….…27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы учащихся в помощь преподавателям и учащимся, обучающихся по образовательной программе среднего (полного) общего образования.
Современная система образования увеличивает значимость текущего контроля знаний, в том числе с использованием письменных работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить учащихся работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и активному участию в исследовательской работе.
Методические указания основаны на требованиях к знаниям, умениям и навыкам, предусмотренными государственным стандартом и ориентированы на достижение следующих целей:
развитие личностив, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоениеспособов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В методических указаниях содержатся задания для самостоятельной работы по разделам и темам, рекомендации по составлению конспекта, тестов, кроссвордов, написанию реферата и эссе, подготовке доклада, приведен список литературы и нормативных актов для обучающихся, а также предложены критерии оценки для каждого вида работы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа
Виды самостоятельной работы
конспект
Работа с
литерат.
реферат
Сообще-ние
Вопрос-ответ
1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
2. Цель и смысл жизни человека. Самореализация.
Тема 1.2
1. Исторический процесс и его участники.
+
+
+
Раздел 2.
Тема 2.1
1.Духовная культура общества и личности.
Тема 2.2
1.Научное познание. Наука о человеке и обществе.
Образование и его роль в развитии общества.
Тема 2.3
1. Самоконтроль личности.
+
+
+
+
+
+
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные знания
1. Подготовка сообщения, используя СМИ, о молодежных проблемах (см. п. 2, п. 5).
2. Составление схемы связей человека с окружающим миром.
В данном задании изобразите схематически свои основные роли в обществе. Например:
Студент
( учеба)
Дочь
( семья) и т. д.
3. Решение межличностных конфликтных ситуаций с учетом опыта студентов.
Ситуация 1. Назовите известные вам правила этикета в общении педагога и студента. Нарушение каких правил может привести к конфликтной ситуации?
Ситуация 2. Проблема отцов и детей существовала всегда. Как вы видите эту ситуацию. Объясните причины и последствия конфликтов между родителями и детьми.
Тема 1.2. Общество как сложная система
1. Творческое сочинение (эссе) «Роль насилия в жизни общества» или международный терроризм» (см. п. 4).
2. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика разных типов обществ». Используя дополнительную литературу, заполните таблицу, выделяя основные отличительные черты трех типов обществ:
Аграрное общество
Индустриальное общество
Информационное общество
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕ
Тема 2.2. Наука и образование
1. Изложение собственных суждений о роли образования в жизни каждого человека в форме эссе (см. п. 4).
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Самостоятельная работа – 4 часа:
1. Работа с источниками – заполнение сравнительной таблицы по мировым религиям.
Используя дополнительную литературу, Интернет – ресурсы, заполните таблицу по признакам: дата появления, мессия, священная книга, основные заповеди, количество верующих:
признаки
христианство
буддизм
ислам
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи
1. Решение задачи – рассчитать семейный бюджет на месяц.
В расчетах необходимо использовать конспект урока по теме «Экономика потребителя».
2.Определение алгоритма поведения при реализации прав потребителя.
Опираясь на «Закон о правах потребителя», определите порядок действий потребителя при нарушении его прав производителем или продавцом.
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Подготовка реферата по темам на выбор – «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России», «Конкуренция и ее роль в рыночной экономике» (см. пп.. 2,3)
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
1. Работа с изученными понятиями – составление тестовых заданий, кроссвордов (см. пп.. 6, 7).
2. Решение познавательных задач по теме:
Задача 1.Постройте графики, показывающие зависимость спроса и предложение от цены:
Ц ена Цена
Спрос Предложение
Задача 2.Исправьте ошибки в предложениях:
В экономической науке сформулирован закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере уменьшения потребления блага его полезность увеличивается.
Действующий на рынке закон спроса состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
1. Работа с источниками – подготовка сообщения по экономике(см. п. 5).
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
1. Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного опыта.
Ситуация 1.Перечислите основные характеристики личности. Какие из них вы считаете социально важными? Приведите примеры.
Ситуация 2. Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации?
М. Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего».
А. Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы».
2. Определение алгоритма исполнения основных социальных ролей.
На основании конспекта урока по теме «Социальные роли, их многообразие» дать характеристику своим социальным ролям и ожидаемому поведению внутри каждой роли.
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
1. Анализ типичных социальных ситуаций. Решение познавательных задач.
Задача 1. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Объясните на примерах.
Задача 2. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами коллективных действий, например паникой и истерией? Расскажите, как они протекают, приведите примеры.
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
1. Подготовка реферата на тему «Общество и его регуляторы» (см. п. 3).
2. Изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни – написание эссе на тему: «Проблемы семьи в современной России» или «Межнациональные проблемы в России» (см. п. 4).
3. Анализ современной демографической ситуации в России, Кузбассе. Подготовка доклада (см. п. 5).
РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
1. Подготовка доклада на тему «Политические партии и лидеры в современной России, Кузбассе» (см. п. 5).
2. Заполнение сравнительной таблицы политических режимов.
Используя дополнительную литературу или Интернет-ресурсы, заполните таблицу. Приведите примеры на каждый признак из истории или современности (в той же колонке таблицы).
признаки
тоталитаризм
авторитаризм
демократия
глава государства
политические партии
права и свободы
политическая идеология
3. Работа с Конституцией РФ – отражение признаков демократии в конституции.
Опираясь на конспект темы «Демократия, правовое государство», выпишите из Конституции РФ (статьи № 2, 3, 6, 7, 10, 13, 29, 30, 32) положения, подтверждающие признаки демократии.
Тема 5.2. Участники политического процесса
1. Работа с Конституцией, другими нормативными актами.
Задание 1. Выписать из Конституции РФ (глава 2) политические права граждан.
Задание 2. Выписать из УК РФ виды ответственности, наступающих за политические правонарушения.
2. Подготовка реферата по темам на выбор: «Четвертая власть, ее роль в политической жизни», «Свободные выборы – утопия или реальность» (см. п. 3).
РАЗДЕЛ 6. ПРАВО
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений
1. Работа с нормативными актами – решение познавательных задач.
Задание 1.Житель Чечни Н. совершил убийство другого жителя Чечни М. и был задержан сотрудниками чеченской милиции. Начальнику РОВД Н. заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу М., поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Н. был отпущен. Опираясь на УК РФ, определите, прав ли был начальник РОВД. Поясните, как влияют обычаи на нормы права.
Задание 2. УК РФ, ст. 161: «Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет». Выделите структурные части нормы права.
Задание 3. В ч. 1 ст. 89 Семейного кодекса сказано: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга». Определите способ правового регулирования.
2. Анализ типичных ситуаций в правовой сфере.
Задание 1. На занятии в классе одного их колледжей Москвы преподавателем были вынесены на обсуждение две формулировки права:
а) право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
б) право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Преподаватель утверждал, что одна из этих формулировок не верна. Дайте определение, что такое право, и определите, какая формулировка является неверной.
Задание 2. Постановлением правительства Н-ской области было установлено, что на работу на предприятия, учреждения, организации могут приниматься только лица, имеющие городскую, либо областную прописку. Определите, какой принцип права нарушен данным нормативным актом.
Тема 6.2. Основы конституционного права РФ
1. Работа с Конституцией РФ. Глава 2. Заполните таблицу:
Личные права граждан
Социально-экономические права граждан
Обязанности граждан
Гарантии прав
2. Решение познавательных задач по правам и обязанностям человека.
Задание 1. Объясните, какие права человека были нарушены в ситуациях:
- уборщица, мывшая лестницу, облила водой прохожего;
- милиция не пустила в храм верующих.
Задание 2. Прочитайте текст. Проанализируйте жизнь спартанцев с точки зрения современных представлений о правах и свободах человека:
Полнокровные спартиаты – потомки завоевателей, пришедших с севера, - составляли только 10 % от всего населения Спарты. Только спартиаты владели землей, на их земле трудились рабы – илоты. Они были из числа покоренных местных жителей. Торговлей и ремеслами занимались свободные, но лишенные многих прав обитатели близлежащих городов – периэки.
Спартиаты не трудились, посвящая время физическим упражнениям и военной подготовке. Родители новорожденных обязаны были предъявлять младенцев старейшинам. Слабых и больных те приказывали сбрасывать в пропасть. Мальчики старше 7 лет воспитывались вне дома. Юноши объединялись в товарищества: они вместе жили, питались, охотились, участвовали в военных предприятиях.
Гражданам Спарты запрещалось без специального разрешения покидать государство, вступать в браки с иноземцами, воспитывать сыновей в семье. Спартанцы считали свое государственное устройство наилучшим, а себя – свободными жителями Греции.
Тема 6.3. Отрасли российского права
1. Работа с нормативными актами.
Задание 1. Работа с кодексом РФ об административных правонарушениях (статьи 2,3): дайте определение административному правонарушению, с какого возраста наступает административная ответственность? Назовите цели и виды административных наказаний.
Задание 2. Прочитайте статьи 26, 27 ГК РФ. В чем состоят особенности дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет? Какие права эти лица могут осуществлять самостоятельно, а какие с согласия родителей? Что такое эмансипация? Как ограничена дееспособность малолетних (детей в возрасте до 14 лет)?
Задание 3. Прочитайте статьи 63-65 Трудового кодекса РФ. С какого возраста гражданин может заключать трудовой договор? Какие документы необходимы для заключения трудового договора?
2. Решение познавательных и ситуационных задач.
Задание 1. Гражданин Кононенко, являвшийся в прошлом индивидуальным предпринимателем, был признан по решению суда банкротом. Судебный пристав, пришедший описывать имущество Кононенко, арестовал все находившееся в квартире имущество (мебель, книги, одежду, детские вещи), а заодно и саму квартиру, принадлежащую на праве собственности семье Кононенко, состоявшей из жены, матери и двух детей. Кроме того, в опись был включен и автомобиль, зарегистрированный на имя жены Кононенко.
Какое имущество судебный пристав не должен был описывать?
Задание 2. Артемов, находясь в нетрезвом состоянии, украл у своей соседки, в одиночку воспитывающей двоих детей, десять мешков картошки, что составляло весь их зимний запас. Поскольку ранее Артемов был дважды судим за хищения, суд применил к нему дополнительное наказание – конфискация имущества. При производстве конфискации в опись имущества Артемова был включен плуг, доставшийся ему при распределении имущества колхоза, а затем внесенный им в качестве вклада в уставной капитал колхоза, ставшего обществом с ограниченной ответственностью. Председатель колхоза предъявил иск об исключении из описи плуга, мотивируя тем, что предстоит посевная и есть крайняя необходимость колхоза в сельхозтехнике.
Кто является собственником плуга? Как председателю колхоза необходимо обосновать свой иск?
Задание 3. После смерти Кузовлева с целью получения наследства к нотариусу обратилась его жена, отец и брат. Кроме этого, в нотариальную контору обратился сын Кузовлева от первого брака и внук, отец которого, т.е. сын Кузовлева, погиб в автокатастрофе. Запишите имена претендентов на наследство первой очереди.
3. Подготовка сообщений по отраслям права (см. п. 5).
4. Составление тестовых заданий (см. п. 6).
5. Подготовка презентаций по теме. Используя дополнительную литературу, Интернет-ресурсы; навыки, полученные при изучении дисциплины «Информатика», составить презентацию по одной из отраслей права.
2. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
2.1. Выделение главной мысли
Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии. Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.
2.2. Способы конспектирования
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте. Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.
Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально – лаконичного и запоминающегося конспекта. Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).
2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.
3. Выделение главной мысли, определение деталей.
4. Умение переработать и обобщить информацию.
3. РЕФЕРАТ
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
3.1. Структура реферата
1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1).
2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
3.2. Этапы работы над рефератом
Подготовительный этап работы. Формулировка темы
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.
Создание текста. Общие требования к тексту
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы. Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата. Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.
Заключение. Заключение — последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы. Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.
3.3. Требования к оформлению реферата
Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По всем сторонам листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт 12-14, интервал – 1или 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
3.4. Критерии оценки реферата
- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- использование литературных источников;
- культура письменного изложения материала;
- культура оформления материалов работы.
4. НАПИСАНИЕ ЭССЕ
Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство.
4.1. Алгоритм написания эссе
Внимательно прочитать тему эссе. Для того чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, студент должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль.
В обязательном порядке студент должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобными по значению и смыслу фразами).
В обязательном порядке студент должен изложить свое понимание смысла высказывания.
Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.
Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
4.2. Критерии оценки эссе
- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы
- раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА
Доклад—это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
5.1. Этапы подготовки к докладу
• выбрать под контролем преподавателя тему;
• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;
• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;
• вычленить основные идеи будущего выступления;
• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;
• составить план доклада или сообщения;
• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;
• составить тезисы выступления;
• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;
• подготовить текст доклада (сообщения);
• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;
• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).
Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.
5.2. Структура публичного выступления
В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.
Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.
Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.
Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.
Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса на другой.
Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.
Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.
5.3. Принципы успешного выступления
1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.
2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или трижды.
3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая основные элементы ее структуры. Для короткого выступления - это перечень основных мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного – развернутый план, отражающий завершенную форму будущей речи.
4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.
5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.
6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.
7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.
8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления – помещение, слушателей.
9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.
5.4. Критерии оценки доклада
1. Практическая значимость работы.
2. Использование презентации.
3. Оригинальность работы.
4. Соответствие результатов работы современным тенденциям развития науки.
5. Глубина изучения состояния проблемы.
6. Использование современной научной литературы при подготовке работы.
9. Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы).
6. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тест определяется как система вопросов определенного содержания, специфической формы. Тест состоит из тестовых заданий и ответов к ним.
6.1. Правила составления тестов
- в задании формулируется вопрос или утверждение, содержащее постановку проблемы, и готовые ответы, которые студент подбирает самостоятельно;
- среди ответов правильным обычно бывает только один, неправильных ответов должно быть 2-3;
- в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
- в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
- частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
- из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
- правильный ответ необходимо выделить.
6.2. Критерии оценки составленных тестов
1. Соответствие правилам составления тестов.
2. Выбор верного варианта правильного ответа.
3. Ясность формулировок.
7. СОСТАВЛЕНИЕ КРОССВОРДОВ
Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов). Крестословица - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры
7.1. Правила составления кроссвордов
1. Допускается использование только нарицательных и собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа. 2. Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску. 3. В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.
4. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры. 5. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
6. Сетка кроссворда выполняется в двух экземплярах: первый экземпляр с заполненными словами, второй – только с цифрами позиций.
7. Вопросы к кроссворду записываются на втором экземпляре.
7.2. Критерии оценки кроссвордов
- объем, количество слов;
- информативная точность;
- четкость рисунка кроссворда;
- оформление в электронном виде.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Боровик, В.С. Боровик, С.С. Обществознание [Текст] : учебник / В. С. Боровик, С. С. Боровик. – Москва : Дрофа, 2004. – 386 с.
2. Важенин, А. Г. Обществознание [Текст] : учебник для СПО / А. Г. Важенин. – Москва : Академия, 2005. – 368 с. – (Серия «СПО»).
3. Дианова, Р. И. Тесты по обществознанию. 11 кл. [Текст] : учебно-метод. пособие / Р. И. Дианова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2000. – 96 с.
4. Касьянов, В. В. Обществознание [Текст] : учебник для СПО / В. В. Касьянов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 416 с. – (Серия «Учебники и учебные пособия»).
5. Кравченко, А. И. Обществознание [Текст] : учебник для СПО / А. И. Кравченко. – Москва : Академия, 2000 г. – 240 с. – (Серия «СПО»).
6. Кишенкова, О.В. Лискова, Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля [Текст] / О. В. Кишенкова, Т. Е. Лискова. – Москва : Академия, 2006. – 232 с.
7. Кишенкова, О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. [Текст] / О. В. Кишенкова.– Москва : Дрофа, 2005. – 112 с.
8. Мушинский, В.О. Обществознание. 10–11 кл.[Текст] / В. О. Мушинский.– Москва : Просвещение, 2002. – 372 с.
9. Обществознание. 10-11 кл. [Текст] / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: Академия, 2003.- 432 с.
10. Практикум по обществознанию [Текст] : учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2005. -173 с.
11. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание [Текст] : учебник / И. П. Смирнов. – М.: Академия, 2005. – 215 с.
12. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание [Текст] – М., 2003–2010.
13. Человек и общество [Текст] : учебник для 10-11 класса / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. – 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006 г. – 360 с.
14. Школьный словарь по обществоведению [Текст] : учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М. : Академия, 2002. – 214 с.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Баранов, П.А. и др. Обществознание. Полный курс [Текст] / П. А. Баранов. – М.: Колос, 2010.- 271 с.
2. Бахтина, Л.Н. Кузьмич, И.П. Лариохина, Н.М. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык [Текст] / Л. Н. Бахтина и др.- М.: Изд-во МГУ, 1988. – 314 с.
3. Борикова, Л.В. Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова.- М.: Издат. Центр "Академия", 2000. – 243 с.
4. Введенская Л.А. , Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст]/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 197 с.
5. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности [Текст] / Т. Г. Галактионова. - СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 1999. – 254 с.
6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы [Текст]: учебное пособие / А. К. Демилова. - М.: Рус. яз., 1991.- 343 с.
7. «Единый государственный экзамен 2004—2005: Обществознание: Репетитор [Текст] / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, М. Ю. Брандт, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, О. А. Котова, Т. Е. Лискова.— М.: Просвещение, Эксмо, 2005. – 276 с.
8. «Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки [Текст] / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др.— М.: Просвещение, 2006. См. главу IV «Учимся писать эссе».
9. «ЕГЭ 2010. Обществознание. Репетитор [Текст]— М.: Просвещение, «Эксмо», 2010. – 187 с.
10. Кишенкова, О. В. Обществознание: Руководство для подготовки к экзаменам. [Текст] / О. В. Кишенкова. - М.: Издательство АСТ, 2004.- 142 с.
11. Колесникова Н.И. "От конспекта к диссертации [Текст] : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. - М.: Флинта: Наука, 2002.-288с.
12. Мамина, О.Н. Эссе по обществознанию [Текст] / О. Н. Мамина. – М., Просвещение, 2009. – 147 с.
13. Митрофанова, О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения [Текст] / О. Д. Митрофанова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985.- 294 с.
14. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь[Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М., 2002.
15. Сенкевич, М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений [Текст] / М. П. Сенкевич.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. Шк, 1984. – 274 с.