~Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.05 Обществознание по теме: «Основы конституционного права Российской Федерации»
Цель: Определить правомерные формы поведения и способы защиты прав и интересов личности.
Теоретические основы:
Правовое поведение определяют как социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, подконтрольное их сознанию или воле, предусмотренное нормами права и влекущее, либо способное повлечь, юридические последствия. Правомерное поведение мотивируется, как правило, сознанием долга, общественной потребности либо личными интересами, которые соответствуют интересам других лиц (если это возможно) и общества в целом или, во всяком случае, не противоречат им Если правомерное поведение в целом укрепляет общественные отношения, в которых заинтересованы государство и общество, то противоправное поведение нарушает, ослабляет эти отношения, расшатывает социальную, экономическую, политическую систему. Правомерное поведение заключается в соблюдении, исполнении норм, оно нормативно, то есть соответствует той или иной правовой норме. Для правомерного поведения в значительном большинстве не требуется полного, детального знания нормативных предписаний. Достаточно знать правовые принципы, общие требования права и руководствоваться ими в своем поведении. В тоже время, при признании поведения правонарушающим действует принцип: «незнание человеком закона, вступившего в силу, не освобождает его от ответственности за его нарушение».
Рекомендации по выполнению задания:
1. Внимательно прочитайте ситуации.
2. Определите, с какими разделами курса обществознания связаны рассматриваемые ситуации, что необходимо вспомнить, чтобы найти их решение? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).
3. Подберите решение данных ситуаций с опорой на правовые нормы.
4. Прочтите содержание, проверьте стиль и грамотность;
Задание: Рассмотрите приведенные ниже ситуации, найдите пути их решения.
• Статья 54 Конституции РФ гласит: «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Определите, как в статье регулируется действие закона во времени.
• Министерству юстиции было поручено правотворческим органом упорядочить действующие нормативно-правовые акты последних 5 лет без изменения их содержания в соответствующем собрании. Как называется такая форма систематизации?
• Правительством одной из входящих в состав РФ республик было принято и опубликовано постановление о снижении цен на хлебобулочные и молочные изделия за счет дотаций. При проверке в одном из магазинов было установлено, что цены на эти продукты не снижены. Директор объяснил ситуацию тем, что после принятия постановления не прошло еще 10 дней, а значит, оно не вступило в силу, кроме того, в районном центре Н. цены также не были снижены (райцентр Н. в состав республики не входит). Прав ли директор магазина? Какие правила действия закона обозначены в ситуации?
• В газете «Будни города» был опубликован Указ Президента РФ, содержащий атрибуты юридического документа: место издания, дату принятия, заголовок, подпись официального лица. Является ли издание Указа официальным? Можно ли его считать вступившим в силу?
• Иностранный гражданин, студент одного из университетов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его в изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он иностранец, имеющий гражданство другой страны, по законам которой он и будет отвечать. Правомерно ли поведение правоохранительных органов? Как в этом случае действуют нормативно-правовые акты?
• На борту российского теплохода, совершающего круиз по Средиземному морю в территориальных водах Греции, гражданин Украины совершил кражу. Охарактеризуйте действие закона в пространстве. По закону какого государства будет нести ответственность гражданин Украины?
Форма отчета: Письменное решение предложенных ситуаций.
Критерии оценки:
Оценка «5» - правовые ситуации решены в соответствии с правовыми нормами, не нарушена логичность, решение оформлено аккуратно.
Оценка «4» - правовые ситуации решены в соответствии с правовыми нормами, не нарушена логичность, допущены небольшие помарки.
Оценка «3» - правовые ситуации решены с ошибками, не нарушена
логичность, решение оформлено не аккуратно.
Оценка «2» - правовые ситуации решены с ошибками, нарушена
логичность, решение оформлено не аккуратно.
Литература:
1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.
общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
3 . Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл.
общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова
и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
5.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010
6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
9. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
11. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
12. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
14. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
15.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.