Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории и обществознания
Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории и обществознания
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории и обществознания»
Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории и
обществознания
Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории и
обществознания.
Плохой учитель сообщает истину,
Хороший учит её находить.
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);
готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
соединение собственных мыслей с действием;
проявление инициативы и творчества.
Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?
Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.
В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по
алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:
выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
Таблица
Этапы урока
Виды самостоятельной работы
Подготовка к
восприятию
материала
Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы.
Изучение новых
знаний
При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская буржуазная революция). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику.
Применение
знаний
Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты.
Обобщение и
систематизация
знаний
Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов.
Проверка знаний,
умений и навыков
Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; I вопросы, требующие анализа и синтеза данных).
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Моя многолетняя учительская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке. Например, на уроке изучения нового материала я планирую деятельность учащихся так:
Время
Формы организации деятельности учащихся
10-15
минуты
урока
Фронтальная работа
15-20
минуты
урока
Самостоятельная работа для группы сильных учащихся
Работа средних и слабых учащихся с учителем
20-30
минуты
урока
Работа группы с учителем
Разноуровневая самостоятельная работа
30-35
минуты
урока
Фронтальная работа для обобщения и систематизации знаний
По-другому это будет выглядеть на этапе закрепления учебного материала:
Время
Формы организации деятельности учащихся
15-25
минуты
урока
Самостоятельная работа группы
Работа групп с учителем
25-35
минуты
урока
Работа с учителем
Самостоятельное выполнение разноуровневых заданий
35-40
минуты
урока
Групповая работа: однородные группы или группы разноуровнего состава - выполнение одинаковых заданий
Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в реализации поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Цели и задачи методической системы
Повышение интереса у школьников к истории и обществознанию.
Активизация деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла. Повышение эффективности уроков истории и обществознания.
Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Чтобы достичь этих целей, я ежеурочно решаю следующие задачи:
Создаю условия для творческого изучения учебного материала и прочного усвоения знаний.
Нацеливаю учащихся на владение понятиями, фактами, научной проблематикой, известными научными теориями, историческими закономерностями и правилами.
Формирую устойчивые как учебные, так и фундаментальные знания, умения и навыки. Так как эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний.
Воспитываю знающих и желающих знать больше, самостоятельно мыслящих, культурных, ответственных молодых людей - будущего нашей страны.
Основные направления работы:
Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.
Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.
Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.
Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.
Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Ожидаемые результаты:
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:
Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.
Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.
Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
Достижения высокого уровня развития личности ученика.
Моя методическая система признана коллегами на школьном, муниципальном и областном уровнях.