Просмотр содержимого документа
«Работа над проектом на уроке обществознания»
Что такое проект и для чего он нужен
Проект – это самостоятельная творческая разработка. Он отличается от обычного учебного задания тем, что:
его можно выполнять в группе, распределяя задачи между всеми участниками
тему можно выбрать абсолютно любую, даже выходящую за рамки учебного предмета, в зависимости от интересов участников
работа над проектом предполагает более длительный промежуток времени подготовки, что дает возможность использовать различные методы исследования и более глубоко проникнуть в суть проблемы.
Проект помогает развить творческие способности и показать себя с лучшей стороны.
Как выбрать тему проекта?
Работа над проектом – это один из видов творчества. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением проблемы. Прежде чем начать работу над проектом, необходимо определить проблему, то есть главный вопрос, на который необходимо найти ответ. Что такое проблема? В философском словаре древнегреческое слово проблема (problema) переводится как преграда, трудность, задача, это вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблему необходимо исследовать. Значит проблема – это трудность, требующая решения. Но не всякий вопрос является проблемой. Но что же значит – поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан тому или иному индивидууму. Проблема – это загадка, противоречивая ситуация, вопрос, на который нет однозначного ответа. Задача исследователя – найти эти противоречия и их изучить.
Рекомендации ученику при определении проблемы проекта
Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют.
Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, философией или экономикой, политикой или социальной психологией)?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
Что из изученного по обществознанию хотелось бы узнать глубже?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, кроме учителей можно обратиться за помощью к родителям, поговорить об этом с одноклассниками, друзьями, знакомыми. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.
Какими могут быть темы исследования? Все темы можно условно распределить на три группы:
фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Выбранная для проекта тема должна соответствовать следующим требованиям:
содержательность, информативность, разработанность в науке
наличие новизны (работа должна выходить за рамки изученного)
формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему
тема должна быть конкретной.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
между известным и неизвестным
между знаниями и умениями
между сложностью задачи и наличием способа ее решения
между потребностями и возможностями их реализации
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия – расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
Таким образом, ситуация может приобрести проблемный характер, если:
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить
требуется установить сходства и различия, а также причинно-следственные связи
необходимо обосновать выбор
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения
Проблема обязательно должна отражать реальную жизнь, быть знакомой и значимой для ученика, а ее решение должно быть важно для учащегося.
Цель проекта – это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и, по возможности, решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации проекта.
Планирование проекта
Класс _______________
План проекта на тему:____________________________________________________________________
Цель __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вид информации ________________________________________________________________________________
Конечный продукт ________________________________________________________________________________
Ответственный за работу в группе ________________________________________________________________________________
Распределение обязанностей в группе
Ход работы
ФИ ученика
ФИ ученика
ФИ ученика
ФИ ученика
Что нужно сделать?
Результат выполнения задания
Рекомендации по защите учебного проекта
Презентация проекта – это представление своей деятельности на суд зрителей. Важно помнить, что наглядность важна даже в том случае, если продуктом проектной деятельности является реферат, эссе или сочинение. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы.
Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, - важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении определенного времени и была связана с обработкой большого количества информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Очень важно научиться выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. Автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность). Презентацию желательно отрепетировать.
Структура речи должна состоять из следующих элементов:
Вступление
Основная часть
Заключение
Во вступлении слушателей необходимо познакомить с темой проекта, ее автором (авторами), озвучить имя докладчика. Далее следует сообщить цели проекта, представить выдвинутую гипотезу, ответить на вопрос, была ли она подтверждена или опровергнута в ходе реализации проекта.
В основной части обосновывается необходимость задач, которые были поставлены и решены для достижения цели, приводятся аргументы в пользу оптимальности выбора методов исследования. Упоминается вклад каждого участника проекта.
В заключении речи дается оценка результатов проекта, особенностей работы над ним, возможные перспективы представленного проекта. Возможности участия с данным проектом в конференции, конкурсе, в работе школьного музея.