kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учащихся к итоговой аттестации и единому государственному экзамену из опыта работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию»

МКОУ «Караванненская СОШ»












Доклад

на районном методическом объединении учителей историков

на тему: «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Из опыта работы».












Подготовила:

Учитель истории и обществознания

Конова О.В.


















2016 год


С 2016 г. в перечень Основного государственного экзамена добавили два предмета по выбору для выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. Как показала практика экзамен по обществознанию среди учащихся Караванненской СОШ самый востребованный и массовый из тех, что сдавали по выбору в 2015-2016 уч. году из 15 учащихся 12 сдавали обществознание по выбору. Так же не менее популярен экзамен по обществознанию и 11-х классах в 2013-2014 уч. году 3 из 3; в 2014-2015 уч. году 5 из 7 и 2015-2016 уч. году 1 из 5 учащихся сдавали обществознание по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах и ссузах, принимающих результаты ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей.

В связи с этим подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию стала не менее актуальна, чем подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку. Естественно, что это подвигло к выработке определенной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:

- первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;

- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;

- третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.

Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. На 2016-2017 уч. год обществознание выбрали в 9 классе 18 из 21 и в 11 классе 1 из 4 учащихся.

На сегодняшний день передо мной стоит задача подготовки данных учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по предмету обществознание. Для поддержания нацеленности учащихся на высокий результат, мной проведена работа по определению структуры, способов и форм внеурочной деятельности в классе. В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки.

Методика подготовки к сдачи ОГЭ и ЕГЭ преследует следующие цели:

  1. Достаточно полно и фундаментально усвоить теоретический курс данного предмета.

  2. Закрепить все необходимые навыки практического применения полученных знаний.

  3. Научиться работать со всеми типами тестовых заданий.

  4. Выработать умения выполнять творческие задания.

  5. Научить учащихся психологическим особенностям собственного восприятия ОГЭ и ЕГЭ.

Как показывает практика, сложности возникают в первую очередь у тех учащихся, которые при подготовке к экзамену не уделяют времени для знакомства с форматом экзамена. То есть невнимательно смотрят демоверсию, в которой даны критерии оценивания заданий второй части, либо вообще не знакомятся с ней. Кто должен обратить их внимание на существование контрольно-измерительных материалов? Ответ на этот вопрос однозначный – учитель. Но с другой стороны каждый ученик несет ответственность за собственный выбор экзамена. В рамках основного курса подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ на приличном уровне сложно. И вот здесь есть моменты, которые помогают преодолеть эту сложность. Очень важно для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ сформированный интерес и мотивация учащихся. Можно предположить, что результаты экзамена по обществознанию у учащихся с высокой мотивацией, возможно, будут выше, чем у остальных учащихся класса.

Применяются: школьная лекция, семинары по проблемным темам, комбинированные занятия, дискуссии, зачёты по изученным блокам, работа со схемами и таблицами, устные ответы. В школьной лекции даётся в концентрированной форме фактический материал, основной понятийный аппарат, примеры из общественной жизни. Комбинированное занятие включают в себя элементы лекции, дискуссии, индивидуальных заданий, работы с тестами. По итогам больших разделов учебного материала учащиеся пишут письменные фронтальные зачёты, которые проводятся в тестовой форме, а так же задания из второй части экзаменационных работ. Учащиеся получают навыки выполнения заданий 1-го и 2-го уровня сложности. Тестовые задания подбираются в соответствии с изученными темами. После теста делается работа над ошибками. В тетрадь выписываются проигрышные вопросы и правильные ответы к ним. Анализ выполнения работы позволяет выявить типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего и нюансы в освоении материала и доработать их во время консультационного часа и элективного курса. В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть. В тестах выполняются все типы заданий. Особое внимание уделяется навыкам выполнения творческих заданий (план к теме, эссе.). Учащиеся получают алгоритм работы с этими заданиями. Уже два года в при подготовке учащихся 11-ого класса к экзамену я использую стенд «Россия сегодня». Это стенд где учащиеся еженедельно освещают все события происходящие в России. Данный стенд включает в себя четыре раздела: экономика, политика, культура, спорт. Это позволяет учащимся свободно ориентироваться в современной жизни страны, правильно приводить примеры для заданий второй части. Для закрепления пройденных тем, наряду со стандартными тестами применяются тематические со всеми типами заданий.

Для тренировки работы с тестами используются КИМ(ы) демоверсий, сборники ОГЭ и ЕГЭ, тематические сборники ОГЭ и ЕГЭ. Все тесты ЕГЭ, которые применяются для тренировки, составлены только ФИПИ.

Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Подготовка к ЕГЭ», индивидуальные консультации. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ» направлен, прежде всего, на формирование у учащихся тех знаний и навыков, которые необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена. Курс разбит на два модуля. В 10 классе изучается модуль 1, в 11 классе - модуль 2, исходя из тех вопросов, которые рассматриваются в курсе обществознания в 10 и 11 классах. Элективный курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Поэтому после каждой темы предполагается выполнение тренировочных заданий. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Курс предполагает проблемное изложение учебного материала, чередование фронтальных бесед с групповой работой на занятиях, использование интерактивных форм обучения и т. д.

В ходе консультационных часов углубляются знания основных восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения. В течение 10-11 классов стараюсь пройти на внеурочных занятиях все темы кодификатора, затрагивая уровень повышенной сложности и больше заниматься практическим выполнением заданий.

Вне зависимости от профиля, все учащиеся испытывают трудности в написании эссе. Начиная с первых дней обучения, в старшей школе ребята получают домашнее задание написать эссе. Естественно, что перед этим каждый учащийся получает консультацию по алгоритму выполнения этого задания с разбором возможных ошибок и определением необходимых элементов, получает памятку. В 10-м классе высказывания соответствуют изученной теме. Только в конце 10-го класса - начале 11-го даются высказывания по всем изучаемым линиям. Эссе разбираются с учетом критерий оценивания, как в ходе учебных занятий, так и в ходе элективного курса.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в течение 2-3 лет (9-11 классы), в идеале, должна подвести учащихся к пониманию обыденности экзамена, убрать составляющую страха и нивелировать волнение. Необходимо научить учащихся внимательно читать тесты и задания, работать над пониманием формулировки вопроса, умением точно отвечать на поставленный вопрос. Этого можно добиться постоянным тренингом, прорешивая задания прошлых лет и постоянно анализируя формулировки вопросов.

Несмотря на все сложности, ЕГЭ сегодня является основной формой итоговой аттестации, дающий мощный стимул для самосовершенствования, как педагогу, так и учащимся. Самый простой анализ поступления выпускников школы позволяет сделать вывод, что количество учащихся поступающих в различные вузы страны выросло и неизменно растет. Ответственность за результат подвигает педагогов к выработке эффективных систем подготовки к ЕГЭ, постоянному профессиональному совершенствованию и самообразованию.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

Автор: Конова Ольга Владимировна

Дата: 03.09.2017

Номер свидетельства: 427206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ОГЭ по обществознанию"
    ["seo_title"] => string(46) "sistema_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "486544"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542649032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Мастер – класс                        для учителей истории и обществознания   9 -11 классов          «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории. "
    ["seo_title"] => string(139) "mastier-klass-dlia-uchitieliei-istorii-i-obshchiestvoznaniia-9-11-klassov-poetapnaia-podghotovka-obuchaiushchikhsia-k-iege-i-gia-po-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "221670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435510785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методика и практика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodika-i-praktika-podghotovki-uchashchikhsia-k-iege-po-istorii-i-obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "104935"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402771163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Тема выступления: «Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию»"
    ["seo_title"] => string(80) "tema_vystupleniia_sistema_podgotovki_uchashchikhsia_k_sdache_oge_po_obshchestvoz"
    ["file_id"] => string(6) "518655"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1567056492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Как подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(78) "kak_podghotovit_uchashchikhsia_k_sdachie_iege_po_istorii_i_obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "450467"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516175783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства