kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема выступления: «Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении сказано о Система подготовки  учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.Выбранная тема выступления является актуальной, т к. данный предмет входит в основную часть Федерального базисного плана и является предметом по выбору в рамках ГИА. Обществознание – самый популярный предмет из «выборных» ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Тема выступления: «Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию»»

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик

Выбранная тема выступления является актуальной, т к. данный предмет входит в основную часть Федерального базисного плана и является предметом по выбору в рамках ГИА. Обществознание – самый популярный предмет из «выборных» ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

Сдать экзамен по обществознанию не просто еще и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

• развитие мотивации и целеполагания;

• формирование умения решать задания разного уровня;

• развитие самоконтроля;

• формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организовать системную продуманную работу по предмету с 6 по 9 классы;

• работать в тесном контакте с родителями.

1.Система подготовки к ОГЭ по обществознанию . Выстраивание системы подготовки

Построение системы подготовки к ОГЭ началось с изучения опыта моих коллег, а именно, учителей нашей школы, нашего района и других регионов

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает такие этапы:

  1. вводный

  2. диагностический

  3. функциональный

  4. контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из 31 задания.

Задания 1-20 тестовые, из предложенных ответов нужно выбрать один верный.

На задания 21-25 ответом будет последовательность цифр (задание на сравнение, соотношение, установления соответствия, анализ статистических данных, положение текста). Задания 1-25 выполняются на бланке №1

Задания 26-31 включает в себя текст и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо : выбрать нужную информацию из текста , раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

В этом учебном году нам предстоит изучение уже новой структуры(перспективная), так ее назвали в прошлом году. Пример(работа с восьмиклассниками)

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

Так же на данном этапе происходит формирование психологической устойчивости учащихся. Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.

В чем я вижу важность психологической подготовки?

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ. Поэтому в рамках психологической подготовки обучающиеся проходят тестирование «Определение уровня тревожности» в формате Excel, по методике предложенной Ч.Д. Спилбергером (на русском языке шкала адаптирована Ю.Л. Халкиным).

Работа с родителями.

Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

В начале учебного года классные руководители 9-х классов проводят родительское собрание, посвященное итоговой аттестации обучающихся, и посещение такого собрания является неотъемлемой частью данного этапа.

Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ОГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Основного государственного экзамена, знакомство с нормативно - правовыми докуменами по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Полноценная психологическая поддержка выпускников возможна только в том случае, когда педагогам и родителям удается совместно выработать единую стратегию. Родительское собрание — это важнейший шаг в выработке такой стратегии. Оно позволяет направить усилия различных взрослых, окружающих учеников, в едином направлении. Родители и педагоги становятся сотрудниками, объединенными общей задачей. На родительском собрании, как правило, родители получают памятку «Психологическое сопровождение экзаменов» . (Приложение 1)

В дальнейшем, в течении учебного года, проводится ознакомление родителей о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

II этап – диагностический .

Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.

III этап –функциональный. Функциональный этап многоуровневый.

Первый уровень –урочная подготовка.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают необходимыми для сдачи ОГЭ навыками.

В этом учебном году нам предстоит перестроиться. В связи с новой структурой работы.

Второй уровень – консультации.

На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – практикумы по работе с диаграммами. Задания 23 -24 чаще содержат ошибочные ответы из-за невнимательности учащихся. Им сложно соотнести такие величины как «одна треть», «три четвертых опрошенных» и т.п. с данными в процентах (в таблицах и диаграммах) – 33%, 75% и др. Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык

Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.

Опыт работы Ставропольской школы №6(первые шаги).!!!!

Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.

IV этап – контрольно-оценочный.

На данном этапе проводятся различные формы промежуточного и итогового контроля:

  1. мини-тестирования по разделам в рамках урока.

  2. Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится к онлайн тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

  3. Пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика.



Постоянная, системная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и добиться значительных результатов. Важно, что бы все звенья функционировали как единая целая система.


2. Создание методической базыПриобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией ., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

3. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

4. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика) . Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

8. Очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ является диагностика уровня подготовки учащихся . С этой целью я создаю «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам, «Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах». Этот журнал позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по обществознанию помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.    Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года. Подготовка к ОГЭ должна стать планомерной и целенаправленной составляющей образовательного процесса. Залогом успеха является знание теоретического материала по обществознанию, поэтому выполняя образовательный стандарт, школьники учатся разбираться в экономической, политической и социальной жизни общества, приобретают знания из области философии, экономики, политологии. Умения и навыки, вырабатываемые из урока в урок в течение обучения в основной школе, позволяют успешно выполнять задания КИМов.












Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»















Районное методическое объединение

учителей истории и обществознания

Тема выступления: Система подготовки учащихся к сдаче

ОГЭ по обществознанию























Иванова Наталья Ивановна

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №8



2019год




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема выступления: «Система подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию»

Автор: Иванова Наталья Ивановна

Дата: 29.08.2019

Номер свидетельства: 518655

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства