Методика и практика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
Методика и практика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию
За многие годы работы в школе сформировалась собственная методическая система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ГИА на ступени основного общего образования и в форме ЕГЭ на ступени среднего (полного) общего образования. Реализация собственной методической системы осуществляется по двум направлениям: классно-урочная и внеурочная деятельность. Мною разработаны и апробированы в учебно-воспитательном процессе и в профессиональном сообществе авторские учебные пособия для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика и практика подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию »
«Методика и практика подготовки учащихся
к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию»
Зайкова Татьяна Михайловна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 4 ЗМР РТ»
За многие годы работы в школе сформировалась собственная методическая система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ГИА на ступени основного общего образования и в форме ЕГЭ на ступени среднего (полного) общего образования.
Реализация собственной методической системы осуществляется по двум направлениям, представленная в виде схемы:
Направления
внеурочная деятельность
классно-урочная деятельность
Работа по индивидуальным планам при подготовке к олимпиадам, экзаменам, творческим конкурсам, подготовка проектных работ исследовательских
Формы проведения уроков
Формы контроля
и оценки
Работа с различными источниками информации:
-справочниками и историческими источниками;
-правовыми документами и энциклопедиями;
-электронными источниками, словарями, мемуарами.
-лекции
-семинары
-диспуты
-игры
-викторины
-практикумы
-бинарные уроки
-тесты
-контрольно-проверочные работы
-практические и самостоятельные работы
-зачеты
-защита творческих и проектных работ
На всех ступенях общего образования мною реализуются цели и задачи, отрабатываются умения и навыки, необходимые учащимся для успешного прохождении Единого Государственного экзамена по истории и обществознанию.
При выполнении заданий с выбором ответа и кратким ответом важную роль играют ассоциативные связи. Чем больше фактов, имен, явлений, процессов оказываются задействованными в таких связях, тем результативнее будет выполнение заданий. Например, при выполнении тестового задания по теме «Древнерусское государство» 6 класс учащиеся должны были на основе отрывка из сочинения историка назвать царя, о котором идет речь:
«Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства……..».
Василий Шуйский
Борис Годунов
Иван III
Иван IV
В данном задании ассоциативными связями являются Иван IV-опричнина. Достаточное количество таких типов заданий я включаю в практические и контрольные работы: Дмитрий Донской - Куликовская битва, Ярослав Мудрый-Русская Правда, Владимир Мономах-Поучение детям, Иван III- Стояние на реке Угре, что способствует формированию ассоциативных связей у учащихся.
Очень важным является умение устанавливать причинно-следственные связи. Например, в контрольную работу по теме «Русь в период татаро-монгольского нашествия» 10 класс было включено следующее задание:
Что было одной из причин поражения Руси в борьбе с монголами в XIII веке?
Военная и политическая разобщенность русских земель
Создание военного союза между монголами и немецкими рыцарями
Союз монголов с половецким ханом
Начало проведения военной реформы в русских землях
Для успешного выполнения этого задания учащиеся должны знать, что «причина поражения - раздробленность», то есть необходимо установить ассоциативную связь между причиной и понятием.
Большую роль в успешном выполнении заданий, связанных с исторической картой и иллюстративным материалом играет сформированность умений работать с картой и иллюстративным материалом. Чтобы сформировать эти умения я использую информационно-коммуникативные технологии – это работа с интерактивными картами, атласами, контурными картами.
Интерактивное задание по теме «Расселение восточных славян» 10 класс. Учащиеся должны разместить правильно места дислокации восточнославянских племен. Это задание способствует формированию навыка работы с картой, определению правильного расположения географических объектов: рек, озер, морей.
Работа с иллюстративным материалом основана на умении читать и анализировать нетекстовую информацию с опорой на исторические знания. Я включаю в практические и контрольные работы задания данного типа. Изучение темы «Культура Древней Руси» обязательно сопровождается показом иллюстративного материала с помощью ИКТ: интерактивные ресурсы и презентации.
Задание типа В12-В13 в контрольной работе по теме «Киевская Русь».
Задание В12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данной схеме являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Это схема с крестово-купольной формой храма
2) Это первая каменная постройка на Руси.
3) На схеме изображен архитектурный стиль, который был заимствован Русью из Византии
4) Это схема дохристианского периода древнерусской архитектуры
5) Это схема Софийского собора в Киеве
В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же архитектурном стиле, что и схема, изображенная выше? Выберите цифру, которой обозначено архитектурное сооружение.
4
3
2
1
Для успешного выполнения задания такого типа учащимся необходимо знать, что:
на Руси в данный период строились храмы крестово-купольные, то есть на схеме представлен крестово-купольный стиль;
этот стиль был заимствован Русью у Византии;
если учащиеся правильно определили стиль на схеме задания В12, то с заданием В13 они справятся легко, потому что крестово-купольный храм изображен под цифрой 3.
Большое внимание в урочной и внеурочной деятельности я уделяю работе с историческими источниками, которые включены в задания ЕГЭ части А, В, С. Пример задания части А, которое предполагает поиск исторической информации в источнике:
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.
«Сказал (он) матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы"».
1) Олеге 2) Игоре 3) Святославе 4) Ярославе
Правильный ответ-Святослав. Для того, чтобы правильно выполнить это задание необходимо знать, кто из данных Киевских князей сделал Переяславец неофициальной столицей. Поэтому, при изучении определенной исторической эпохи я особое внимание уделяю жизнедеятельности исторической личности. Чтобы учащиеся запомнили основные направления внутренней и внешней политики исторического деятеля мы составляем опорные схемы.
Схема «Первые киевские князья»
Олег
882-912
Святослав
945-972
Ольга
945-962
Игорь
912-945
-подавление восстания древлян
-проведение первой государственной реформы (введение уроков и погостов)
-957 г.- принятие крещения в Константинополе
-подчинил вятичей
-уничтожил Хазарский каганат
-воевал с Византией за господство над Дунайской Болгарией
-создал неофициальную столицу Переяславец на Дунае
-Объединил все племена восточных славян, кроме вятичей
-отразил нашествие венгров
-907,911-походы на Константинополь
-торговый договор с Византией о беспошлинной торговле
-отразил нашествие печенегов
-941,944-походы на Константинополь
-торговый договор с Византией, по которому русские должны платить пошлины
-945-убит древлянами при полюдье
Данная схема помогает учащимся сконцентрировать свое внимание на значимой информации, которая необходима для решения заданий с кратким ответом. Подчеркнутые понятия необходимо знать и уметь их объяснить.
Задание типа С1-С3 предполагает анализ исторического источника. Чтобы учащиеся умели анализировать исторический источник, я систематически провожу работу по выработке данного умения, начиная с 5 класса.
Пример задания С1-С3 в контрольной работе 11 класса.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1- СЗ.
Из сочинения историка В.О. Ключевского.
«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».
Вопросы:
Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.
О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений.
Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чём он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?
Для того, чтобы обучающиеся могли успешно справиться с этим заданием необходимо сформировать умение выделять в тексте главную информацию и уметь применять исторические знания по теме «Причины и последствия распада Древнерусского государства»:
в тексте упоминается половина XII века, то есть это период когда начинается распад Древнерусского государства на отдельные княжества. Так же в тексте указывается, что речная полоса по Днепру пустеет, то есть «путь из варяг в греки» утрачивает свое значение. По этим признакам можно определить, что речь идет о феодальной раздробленности. Хронологические рамки XII-начало XVI века.
Явления перечислены в тексте: запустения Киевской Руси, исчезновение населения, упадок торгового пути «из варяг в греки»
Отвечая на третий вопрос, учащиеся должны применить свои знания по теме, то есть указать: усиление Северо-Восточной Руси, приток населения в северо-восточную Русь в основном из Киева. Северо-восточная русь стала в последующем центром объединения всех русских земель.
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию имеет свои особенности: использовать на практике теоретические положения; уметь приводить примеры; выделять факты, оценки, теории; составлять сложный развернутый план, анализировать документ, обобщать и систематизировать полученную информацию.
Здесь важно на каждом этапе учебного процесса постепенно вырабатывать эти умения и навыки.
Например, при изучении темы «Общество» в 6 классе я использую опорные схемы, которые помогают учащимся понять тему, усвоить с опорой на межпредметные связи, что такое традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Общество
Постиндустриальное
Индустриальное
Традиционное
-развитие нематериальной сферы (сферы услуг)
-роль наукоемких отраслей
-компьютеризация и развитие сети Интернет
-промышленность
-товарное хозяйство
-развитие науки и техники
-рос городов
-частная собственность
-сельское хозяйство
-традиции и обычаи
-натуральное хозяйство
-общинная собственность
Затем учащимся предлагается выполнить задания:
Приведите примеры традиционных обществ, то есть примеры из истории: первобытнообщинное, феодальное;
Укажите в схеме характерную черту традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Выделите эту черту в схеме.
Приведите примеры сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг.
Дайте краткую характеристику одного из примеров.
Данная форма подачи материала позволяет усвоить учебный материл, формирует представление о типах общества и их основных характеристиках и отличительных признаках.
В ЕГЭ по обществознанию задание по теме «Типология обществ» выглядит следующим образом:
Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
1) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 2)В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела. 3)Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня. 4) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.
Правильный ответ-4, потому что именно в этом ответе говорится о компьютеризации, как признаке постиндустриального общества.
Сложными для усвоения и понимания темами ЕГЭ по обществознанию остаются «Экономика», «Политика», «Познание». Эти темы проходят сквозной линией по всему курсу предмета «Обществознание». Поэтому, я начинаю отрабатывать с учащимися сложные задания уже на первом этапе изучения обществознания в 6 классе.
В своей работе я использую международный опыт. Это учебное пособие «Мозаика культур», которое появилось усилиями международного образовательного проекта «Мозаика культур», организованного межрегиональным общественной организацией «Объединением преподавателей истории» и Европейским объединением преподавателей истории – ЕВРОКЛИО, рекомендованное Институтом развития образования Республики Татарстан. Цель проекта - создание пособия, которое могло бы использоваться при преподавании истории и обществознания в поликультурном обществе.
Представляю пример элемента рабочего листа по разным темам. Данные листы я раздаю учащимся на уроке, как практическое задание или, как домашнее задание. Формируется умение работать с источником и текстовой информацией.
Мною разработаны и апробированы в учебно-воспитательном процессе и в профессиональном сообществе авторские учебные пособия.
В рабочей тетради по истории России XX-XXI века для 11 класса представлены разнообразные задания для подготовки к ЕГЭ по истории, предназначенные для углубления и закрепления знаний, умений и навыков учащихся:
-анализ текстовых источников
-группировка информации
-анализ исторических карт и схем
-выбор исторических событий из ряда нескольких
-анализ иллюстративного материала
-определение исторических закономерностей
-систематизация исторической информации (таблицы) и поиск информации в источнике
Иллюстрированная энциклопедия предназначена для подготовки к ЕГЭ по истории России-задания В12-В13-анализ иллюстративного материала. Энциклопедия построена так, что позволяет быстро найти материал, так как он систематизирован по периодам русской истории.
Целевая аудитория, на которую рассчитано данное пособие-это учащиеся школ и учителя истории и обществознания.
Данное пособие апробировано в образовательных учреждениях Зеленодольского муниципального района.