kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Педагог как лидер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема нашего  исследования "Педагог как лидер" будет актуальна для всех педагогов, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию, к повышению эффективности учебного процесса и облегчению своей педагогической деятельности посредством обретения позиции млидера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Педагог как лидер»»

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Центр детского технического творчества»









Методическая разработка

на тему:


«Становление и развитие системы дополнительного образования детей. Педагог как лидер»





Казаркина С.П.

методист

МБОУ ДО ЦДТТ

города Ростова-на-Дону













г. Ростов-на-Дону

2018г.


Оглавление

Введение 3

1. Понятие лидера, признаки и качества лидера 5

1.1 Конкретизация понятия лидер 5

1.2 Лидерские качества педагога 6

2. Учитель как руководитель 10

2.1. История понимания руководящей роли учителя и его роли как лидера 10

2.2. Авторитет и лидерство педагога в современных условиях 14

2.3. Преимущества приобретения учителем лидерской позиции 18

Заключение 20

Приложение 22

Список литературы 23


Введение

В последние десятилетия исследования в области социологии управления фокусируются на изучения человеческих ресурсов, организации и планирования перспектив их развития. Страны, сумевшие обеспечить высокое качество человеческих ресурсов, развиваются стремительно и имеют высокий уровень жизни населения.

Сегодня управление развитием человеческих ресурсов требует новых подходов, позволяющих человеку максимально реализовать свои индивидуальные таланты и способности.

Педагог – это лицо, занимающееся различными видами образовательной деятельности. Знания и опыт педагога становятся достоянием других. Однако традиционное позиционирование педагога как простого источника знаний на данном этапе развития образования исчерпало себя. Педагог все чаще рассматривается как менеджер, выстраивающий взаимоотношения с людьми, налаживающий контакт, эффективное взаимодействие с ребенком, с целью управлять его развитием. С этой точки зрения педагог — это профессиональный лидер.

При определенной поддержке и стимуляции профессионального роста преподавателей открывается огромный неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования. Современный учитель – это «учитель-лидер».

Учителя, которыми движут нравственные цели, проявляют лидерские качества, чтобы повлиять на своих учеников, коллег и окружение. Лидерство, как и обучение, является одной з основных человеческих способностей, побуждающих к постоянному развитию. Посредством использования профессионализма хороших учителей, их нравственных убеждений, можно инициировать изменения и воздействовать на людей, совершенствовать тактические навыки и стратегическое мышление в процессе преподавания.

Тема нашего исследования «Педагог как лидер» будет актуальна для всех педагогов, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию, к повышению эффективности учебного процесса и облегчению своей педагогической деятельности посредством обретения позиции лидера.

Цель нашей работы: на имеющихся материалах по теории лидерских качеств проанализировать признаки и качества, которыми должен обладать лидер, работающий с детскими коллективами, углубить понимание педагога как лидера и руководителя.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • конкретизировать понятие лидера;

  • определить лидерские качества учителя;

  • рассмотреть историю понимания руководящей роли учителя;

  • найти особенности авторитета и лидерства педагога в современных условиях;

  • перечислить преимущества приобретения учителем лидерской позиции.

Объект нашего исследования – психология межличностных отношений. Предметом исследования является взаимодействие учителя и детского коллектива в контексте психологии управления.

Проблема лидерства традиционна для педагогической науки и психологии. Ее изучением занимались многие педагоги и психологи на протяжении нескольких столетий. В нашей работе мы опирались на труды следующих исследователей: Битянова М.Р., Вульфов, Б.К., Кондратьев М.Ю., Корнетов. Г.Б., Кричевский Р.Л., Макаренко А.С., Петровский А.В., Шпалинский В.В., Ушинский К. Д.

1. Понятие лидера, признаки и качества лидера 1.1 Конкретизация понятия лидер

Лидер (англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни практически в любой исторический период и в каждом виде деятельности, в конкретной группе лиц можно выделить лидера, как центральную и наиболее авторитетную фигуру.

Термин «лидер» имеет два основных значения: индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит своеобразным «эталоном», образцом для подражания, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы, За таким лидером данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Влияние такого лидера основано на идеальном представлении других членов группы. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, а в некоторых случаях символизирует их.

Понятие лидерства широко распространено в психологии, политологии, социологии и ряде других наук о человеке и обществе. Данному феномену посвящены обширные эмпирические и теоретические исследования.

Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. При этом лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.


Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: образования, бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Лидер должен обладать внутренней силой и притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянуться. Он должен уметь создавать вокруг себя пространство, в котором хотелось бы находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.

Лидер формирует стратегическое видение, ставит цели и задачи. Он должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, зачем это нужно, почему это важно и что это даст в будущем. Лидер всегда находится в поле системы: окружения и информации. Умение управлять этим полем — один из важнейших навыков лидера. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним.

Лидер мирового сообщества НЛП Роберт Дилтс выделил ключевые качества современного лидера: Видение, Мотивация, Чувствительность, Гибкость в поведении.


1.2 Лидерские качества педагога

В теории лидерских черт утверждается необходимость обладания определенным набором личностных качеств. Исследователи составляют разные списки личных качеств, позволяющих современному учителю завоевать авторитет. Основными качествами, на наш взгляд, являются высокая нравственность, милосердие, эмпатия, гуманистическая направленность личности, способность сочувствовать другому, понять его, справедливость, деловитость, оптимистичность, принципиальность, трудолюбие.

Однако важно быть не только лидером, но и эффективным лидером. Психолог Дениэл Гоулман выяснил, что всех эффективных лидеров, в том числе и лидеров-педагогов, объединяет одна существенная особенность: они обладают качеством, которое теперь называют эмоциональным интеллектом. Гоулман, пришел к выводу, что эмоциональный интеллект – непременное условие грамотного лидерства. А человек, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно не станет великим лидером. Составляющие эмоционального интеллекта – самоконтроль, самосознание, социальные навыки и мотивация.

Надо сказать, что лидерство проявляется в имидже педагога. Выделяют так называемый лидерский стиль отношений и деятельности. Он зависит от типа темперамента, направленности, эмоциональности педагога и соответствует современному харизматическому стилю. По типу темперамента он близок сангвинику – спокойному человеку, направленному «во вне». Основные черты характера: открытость, общительность, беззаботность. Лидерский стиль отношений и деятельности используют те, кто умеет убеждать и вести за собой.

Преимущества: быстрая мобилизация ресурсов и упорство в достижении цели. Недостатки: игнорирование мнения меньшинства и возможные социальные напряжения. Пути совершенствования: вырабатывание умения слушать других, считаться с мнением меньшинства, не практиковать подавление оппонентов, а убеждать их.

Следовательно, лидерство – неотъемлемая часть профессионального педагога. А.В. Петровский отмечал, что лидерство как социально – психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных обстоятельств деятельности, субъектом которой он является. При этом фиксируется набор качеств лидера, соответствующий содержанию деятельности данной группы. Важно было найти основание, которое определяло бы те самые «конкретные обстоятельства деятельности», в которых проявляются лидерские качества педагога. В качестве такого основания нами была выбрана содержательно-функциональная структура педагогической деятельности, предложенная Н.В. Кузьминой, которая выделяет конструктивные, организаторские, коммуникативные и гностические компоненты.1

Каждый из компонентов педагогической деятельности направлен на решение определенного вида педагогических задач, эффективное решение которых обеспечивают названные лидерские качества. Таким образом, модель лидерских качеств педагога можно представить в виде схемы (см. схему «Лидерские качества педагога» в приложении)

Следует отметить, что лидерские качества педагога не появляются сами по себе, при условии, что речь не идет о человеке с ярко выраженной харизматичностью. Они могут и должны быть сформированы в процессе подготовки педагогов в колледжах, ВУЗах и далее совершенствоваться на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

Степень осознания собственного ли­дерского потенциала и необходимости его дальнейшего наращивания — важнейшее условие развития таких профессио­нально-педагогических компетентностей педагога, как: способность к эффективному влия­нию на окружающих;

способность к внутренней саморегу­ляции; способность к личному целеполаганию и ценностному самоопределе­нию; способность к пониманию и отстаи­ванию интересов группы.

Понимание лидерства как внутреннего качества человека не в полном объеме раскрывает сущность явления. Лидерская позиция — это прежде всего определенные функции управления, ко­торые должен кто-то выполнять по за­просу группы. Таким образом, лидерское поведение - это работа по обслуживанию интересов группы. Го­товность к выполнению этой работы - вопрос не личной исключительно­сти, а профессионального саморазвития.

2. Учитель как руководитель 2.1. История понимания руководящей роли учителя и его роли как лидера

В педагогической теории представление об учителе как о руководителе сформировалось даже в самых ранних известных сочинениях педагогов, где рассматривается вопрос взаимодействия учителя и его учеников. В большинстве образовательных систем педагог является формальным руководителем в классе и организует деятельность учеников как на уроке, так и вне урока, что служит достижения обучающих и воспитательных целей. Положение учителя как руководителя основано на власти, предоставляемой ему системой (школой, городом и тд). В психологической теории такое руководство описывается как использование должностных полномочий, при этом учителю необязательно иметь хорошие, доверительные отношения с учениками для управления ими. 2

Разработчики теории детского коллектива Н.К.Крупская, И.П.Иванов, А.С.Макаренко, В.А.Караковский, Л.И.Новикова в своих исследованиях в течение 20 века развилось представление о том, что для успешной работы учитель должен иметь также и неформальные отношения в группе ребят: уважение, авторитет, взаимная ответственность, признание. По сути учитель должен быть неформальным лидером в детском коллективе. Таким образом учитель принимает двойственное положение неформального лидера и формального руководителя.

В рамках античной философии, а затем в сфере общественных наук и психологии, понятие лидера постепенно изменялось, менялось и представление о том, кто и при каких условиях может стать лидером, о роли лидера в общественных процессах и узких группах взаимодействия. Благодаря современным знаниям в области социальной психологии практически каждый может пройти процесс становления лидера в группе. Воспользоваться этим может и педагог, повысив этим эффективность своей работы. Использование методов управления малой группой и закономерностей внутригрупповых взаимодействий является одним из возможных механизмов сочетания социальной психологии и практической педагогики.3

Если проанализировать историю понимания руководящей роли учителя и его роли лидера, то можно заметить, что эти две роли всегда противопоставлялись. Началом этого противопоставления явилась идея о двух разных видах авторитета: авторитет власти (начало руководящей роли учителя) и личностный авторитет (начало лидерской позиции). Первый авторитет дается учителю самим культурным устройством общества и изначально присущ роли учителя в социуме. Такой авторитет прямо навязывается ученику, как только он становится частью образовательной системы. Этот тип авторитета часто называют институциональным, должностным, ролевым, или авторитетом власти.

Второй тип авторитета учителю приходится приобретать самостоятельно. Это его личный авторитет, он зависит от личного взаимодействия учителя с учениками. Этот вид авторитета не постоянен, может приобретаться и теряться в зависимости от поведения самого учителя. Такой авторитет не может поддерживаться внешней системой, он поддерживается благодаря личностным качествам педагога, его стилю поведения.

Авторитет учителя-руководителя изначально присутствовал в большинстве педагогических систем на протяжении всех этапов развития человеческого общества. Этот авторитет возник одновременно с первыми прообразами системы обучения и воспитания и преобладал в социуме с первобытных времен и до 19 века нашей эры. Наставник или учитель всегда представлялся ученику более знающим и опытным. Его требования выполнялись безоговорочно, поскольку он являлся для ученика хранителем истинного знания, надежным проводником во взрослую жизнь. Эта позиция учителя активно поддерживалась и различными социальными институтами: семьей, церковью, политическим устройством государства. Наряду с постоянным предписанным авторитетом учителя существовали и извечные неразрешимые проблемы педагогической реальности, такие как сопротивление учеников всевозможным воздействиям со стороны учителя и тотальному, слепому подчинению.

Идея о том, что основание авторитета учителя-руководителя недостаточно для успешной работы, была не сразу широко признана в педагогической теории. Однако постепенно педагоги-просветители и педагоги-новаторы, пришли к выводу, что авторитет учителя должен поддерживаться не только общественным устройством, но еще и определенными условиями в самой работе учителя. Так, к примеру, для приобретения авторитета в Ордене иезуитов учителю следовало показывать свои знания и благочестие, добиваться любви учеников, наводить на них страх. Как мы видим, к личностному авторитету учителя относятся уже два условия из трех, и только последнее - к ролевому.

Сторонник строгой дисциплины, основатель педагогики и Я.А. Коменский считал, что авторитет учителя должен происходить из доброжелательного отношения к детям. Если дети будут знать, что учитель на самом деле заботится о них, учитель будет авторитетен. Подобно этому и Джон Локк выделял два основания для авторитета родителя. Первое и основное условие - страх и почтительность ребенка перед родителем. Второе – любовь и дружба (условия авторитета в будущем, когда ребенок вырастет).

По мнению И.Ф. Гербарта, авторитет, как одно из средств управления детьми (вместе с угрозой, надзором и любовью), приобретается только духовным превосходством, которое невозможно подчерпнуть из книг, оно существует само по себе, вне воспитания. Он говорит, что авторитет, даже уже приобретенный, должен всегда совмещаться с разумным объяснением всех требований, выдвигаемых педагогом к ученику.

С.И. Гессен уже выделяет три основы подчинения ребенка. Первая основа подчинения – сила в широком смысле. Ребенок вынужден ей подчинятся, так как по объективным обстоятельствам не может ее преодолеть. Вторая – это авторитет. Он понимает авторитет как добровольное следование воспитанника за наставником, которого он сам же хорошо оценил. Разум -третья основа подчинения. Ученик тогда слушается учителя, когда сам соглашается с тем, что от него слышит. Таким образом Гессен призывает отходить от авторитета силы, когда ученик подчиняется как более слабый, к разумному авторитету, когда ученик подчиняется по собственной воле и выбору.4

Итак, мы видим, что в суждениях и взглядах педагогов 17-19 веков, хоть и не в совсем ясной форме, но уже присутствует разделение позиции учителя на учителя-руководителя с присущим ему должностным авторитетом и на учителя-лидера с личностностным авторитетом.

В признание необходимости неформальных отношений ведущая заслуга принадлежит А.С. Макаренко. Он в ультимативной форме заявляет, что не может быть никого воспитания, если педагог не обладает личностным влиянием в группе своих воспитанников. Макаренко пишет, что и в работе воспитателей и у родителей могут быть ситуации, когда следует выдвигать твердые требования к ребенку и соблюдать их благодаря суровым приемам, но все средства воспитания, от самых гуманных до самых жестких, не приведут к успеху в воспитании, если они применяются не авторитетным человеком. Следовательно, личностные отношения Макаренко считает первичнее отношений силы и принуждения.5

На этом этапе развития педагогической науки представление об учителе-лидере равно авторитетному учителю. Психолог М.Ю. Кондратьев также уверен, что исключительно должностной авторитет учителя оказывает лишь негативное влияние на детей. Он должен обязательно сочетаться с авторитетом личности. Кондратьев выделяет четыре составляющих «подлинного авторитета».

1) фундамент авторитета личности - авторитет роли.

2) Авторитетный педагог обязан быть компетентным в глазах учеников, ученики должны воспринимать его более опытным, знающим и способным реально помочь.

3) Авторитетный педагог для ученика явялется референтной личностью, его мнение по поводу разных ситуаций, событий, людей значимо для ученика.

4) Авторитетный педагог отвечает ученикам взаимным отношением – уважением и доверием.6


2.2. Авторитет и лидерство педагога в современных условиях

В современных общеобразовательных школах авторитет педагога стал одним из центральных понятий классической педагогической системы. Традиционно считается, что педагог, добившийся авторитета среди учеников, теперь может уверенно достигать разные педагогические цели. Целью и задачей для учеников ставится Государственный стандарт образования и преподносится как идеал образованности. Общественные нормы и правила считаются единственно верными. Также, авторитетному педагогу теперь позволено оказывать такое влияние и воздействие, которое он сам считает целесообразным в каждой конкретной ситуации.

Но существует и другой аспект данной проблемы – в образовательной системе, существующей в нынешних социально-экономических условиях и тесно взаимосвязанной с другими структурами, авторитет школьного учителя становится труднодостижимым.

Книга «Слагаемые авторитета» М.Ю. Кондратьева, из которой в нашей работе приведены компоненты авторитета, была издана в 1988 году. Спустя почти 30 лет, по нашему мнению, современной школе в два из четырех компонентов авторитета учитель уже почти не может задействовать. Особенно это относится к средним и старшим классам. За прошедшее время в нашем обществе снизилась ценность образования как такого. В сознании молодого поколения закрепилось мнение, о том, что образование в нашем мире не гарантирует будущей счастливой успешной жизни. Залогом такой жизни тепреь принимается умение «предпринимать», личные связи, поддержка влиятельных родителей, умение договориться – дать взятку, часто присутствуют и противозаконные установки на жизнь.

Открытие новых ВУЗов, резкое увеличение их количества, сделало высшее образование доступным для каждого выпускника школы, дало возможность заняться любой профессией или формально получить диплом о высшем образовании. Как следствие, ценность среднего образования снизилась.

Постоянно ухудшающееся финансовое положение учителей наряду с пропагандой новых профессий привело к непопулярности профессии учителя. В нашем новом обществе идеи свободы и прав человека в сознании школьников зачастую трактуются неверно. Современные школьники все более озадачены своими правами, забывая при этом об обязанностях. Современный учитель для школьников уже не является примером культуры, образованности, гражданской ответственности, а воспринимается как «обслуживающий персонал». Государство, возможно, все еще признается труд учителя ценным, так же, как и труд повара, медсестры, программиста, летчика, водителя. Однако обществом, государством и школой, как общественным институтом, учитель не преподносится ученикам как безусловный авторитет. Поэтому теряют свою актуальность в настоящее время и слова Кондратьева, о том, что личностный авторитет учителя должен строиться на основе должностного авторитета.

Еще более сомнительно в современном мире и второе утверждение Кондратьева о том, что для достижения авторитета учителю необходимо быть компетентным в отношении учеников. Современному ученику, особенно ученикам средних и старших классов, не составляет труда задать учителю вопрос, на который тот не знает ответ. Для этого даже не надо идти в библиотеку, чтобы найти редкую книгу. Достаточно с помощью мобильного телефона воспользоваться ресурсами «всемирной сети» в течение школьной перемены.

Еще триста лет назад книги были редкостью и ценностью – учитель часто являлся единственным источником знаний для своих учеников. Сто лет назад, благодаря печатному книгоизданию, книги стали широкодоступны, но объем человеческих знаний еще не был так велик, как сегодня. В то время, знать всё или почти всё, еще как-то было возможно. В 21 веке, складывается объективная ситуация, когда одному человеку невозможно охватить одну из областей знаний. Многими педагогами и психологами утверждается, что ценность школьного образования заключается сегодня не в передаче бóльшего объема знаний, а обучение учеников навыкам самостоятельного усвоения новой информации.

Выходит, что учитель-лидер не может уже быть просто авторитетным человеком. На то есть основания социального характера - профессиональные качества педагога как слагаемые авторитета, начинают играть все меньшую роль, и психологические теории лидерства как научно-теоретические основания не ограничиваются исключительно авторитетом.

Например, в теории лидерских черт обосновывается необходимость обладания некоторым набором личностных качеств. Определенные личные качества позволяют современному учителю завоевать авторитет. Это – гуманистическая направленность личности, высокая нравственность, милосердие, способность сочувствовать другому и понимать его (эмпатия), справедливость, деловитость, принципиальность, оптимистичность, трудолюбие.

Также достаточно давно существует идея о том, что авторитет учителя может негативно отражаться на процессе воспитания. Н.И. Пирогов в своей первой педагогической статье обосновал тезис о пренебрежении авторитета к внутреннему миру человека. Н.А. Добролюбов писал о том, что авторитет как средство воспитания возможен только в руках идеального непогрешимого педагога. В обычной среднестатистической ситуации воспитания авторитет педагога лишь уничтожает свободное разумное правильное развитие ребенка.

К.Н. Вентцель как наиболее яркий критик авторитетного воспитания заявлял, что воздействие через авторитет подобно дрессировке животных. Животные не становятся на новый уровень развития в результате дрессировки, а значит и маленький человек этого не сможет. По мнению Вентцеля, знающие люди не имеют никакого права что-то предписывать менее знающим. Влияние наставника может проявляться только в виде помощи, которую ученик просит сам добровольно. Идеи Вентцеля, как и другие идеи свободного воспитания, не получили широко практического применения, поэтому мы не можем говорить сегодня об их победе.7

Следует помнить, что учитель может стать авторитетным для учеников, но при этом он не обязательно станет лидером в их группе. А если он становится лидером, то сразу же становится авторитетным. Это утверждение вытекает из определений авторитета и лидера. Авторитет как способность влиять на кого-либо, понятие более широкое, чем лидер. Лидер – член группы, обладающий самым высоким статусом и оказывающий наибольшее влияние на других ее участников, способный управлять ими, организовывать их взаимоотношения и деятельность. Следовательно, учитель может добиться более эффективность воздействия на ученика, а его влияние приобретает конкретно-практический смысл. При этом также задействуются и механизмы группового влияния на личность.

Вопросом о стилях педагогического общения в русской научной школе Л.И. Новиковой занимался А.В. Мудрик. Он писал о том, что лидерская позиция учителя возможна не при любом стиле общения и не при любом стиле руководства. наибольшие шансы приобретения роли лидера имеют педагоги, использующие демократический стиль руководства, педагоги, которые часто и доверительно общаются с учениками. Это закономерно вытекает из сложившейся системы личностных отношений. Более низкие шансы стать лидером имеют педагоги, общающиеся с учениками доверительно, но не часто. Причиной этому – неполное участие в делах группы, неполная осведомленность о делах группы, роль учителя как стороннего помощника, судьи или советника. Низкие шансы приобретения роли лидера имеет Третий тип педагогов, использующие авторитарный стиль руководства чаще, чем демократический, хотя и общающиеся в достаточной мере с учениками, но не имеющие у них уважения и доверия. В этой ситуации они имеют более близкие цели – вхождение в коллектив рядовым участником, налаживание общения и взаимодействия с учениками. Не смогут стать лидером педагоги четвертого типа, ограничивающие свое общение с учениками только деловыми вопросами, придерживающиеся авторитарного или игнорирующего стиля руководства. Для того, чтобы стать лидером им, в первую очередь, следует поменять характер общения с классом.8


2.3. Преимущества приобретения учителем лидерской позиции

Рассмотрим, какие преимущества одновременно с предписанной руководящей позицией дает учителю приобретение лидерской позиции.

1.) На современном этапе развития социума общепринятая система среднего образования делает достижение авторитета власти учителем сильно затруднительным. Это обусловлено несколькими причинами. Сегодня для учителя утрачены идеологические ориентиры его авторитета. На сегодняшний день идеология в государстве отсутствует, либо находится в переходном периоде своего становления. Эта ситуация негативно сказывается на самосознании как старшего, так и младшего поколения. Возникает путаница ценностей образования и воспитания, а часто несовпадение влияния учителя, воспитателя и родителя.

Вместе с этим, в педагогике отмечается возрастающая роль не профессиональных, а личностных качеств учителя, выражающаяся в эффективности влияния учителя. Трудности, о которых говорилось выше, могут быть нивелированы, если педагог будет стремится достичь авторитета в глазах учеников, одновременно стараясь стать участником их коллектива и добиваясь лидерской позиции. Условия достижения лидерской позиции культурно универсальны и в достаточно хорошо операционализированы, чтобы использовать их в разных ситуациях реального педагогического процесса.

2.) Лидерская позиция дает возможность управлять коллективом в целом, что наделяет учителя серьезными преимуществами. Сегодня общепризнанным фактом в педагогике является точка зрения, что коллектив - это сильнейший фактор формирования и развития детской личности.

3.) Лидерская позиция дает учителю больше свободы действия. Лидеры в группе могут различаться по виду деятельности. Например, если группа планирует какой-либо вид отдыха – может появиться один лидер, если группа начинает какой-либо вид творческой деятельности – может появиться другой, творческий лидер. Лидер в группе может быть ситуативным и постоянным. Задача педагога при этом существенно облегчается: для становления ситуативного лидера требуется гораздо меньше времени, а шанс на успех больше. Так же лидер может быть эмоциональным – налаживает межличностное взаимодействие в группе, и инструментальным – организует группу в практическую продуктивную деятельность.


Заключение

В результате проведенного нами теоретического анализа мы углубились в проблему лидерства учителя, мы конкретизировали понятие лидера; определили лидерские качества учителя; рассмотрели историю понимания руководящей роли учителя; нашли особенности авторитета и лидерства педагога в современных условиях; определили преимущества приобретения учителем лидерской позиции

Таким образом была достигнута цель нашего исследования: на имеющихся материалах по теории лидерских качеств проанализировать признаки и качества, которыми должен обладать лидер, работающий с детскими коллективами, углубить понимание педагога как лидера и руководителя.

В завершении стоит сказать, что лидерство является неотъемлемой частью современного мира во всех сферах человеческой деятельности. Именно лидеры и новаторы развивают все новое, расширяют горизонты и создают видение мира на десятилетия вперёд, ведь именно лидеры делают наше будущее настоящим!

Предельно ясно, что лидерство учителя – основной элемент инновационного процесса и стимулирования развития культуры качества в организации. Лидерство для учителя – это также путь к вершине успеха!

Педагоги-новаторы, выполняющие роль «впередсмотрящих», «прокладывающих путь», выделяются инициативным поведением, своей активностью, передовыми взглядами, заинтересованностью в новом, эффективном, современном. Не случайно, что эти лидеры стали основателями педагогических течений и научных школ и (И, П. Иванов, В. А. Сухомлинский, М. П. Щетинин Ш. А. Амонашвили) и возглавили большие социально-образовательные системы, (В. А. Караковский, С. Т. Шацкий, Е. А. Ямбург, А. Н. Тубельский).

Перспективными векторами профессионального роста педагога-лидера следует считать формирование социальной направленности, ценностное самоопределение, овладение навыками саморегуляции и влияния на окружающих.

В деятельности педагога обязательно отражаются его личностные качества, способности, индивидуальные свойства. Ребенок воспринимает педагога именно как личность, а не как одушевленный громкоговоритель. Поэтому только та личность педагога, которая интересна, притягательна, естественна, сможет вызвать положительные эмоции, создать психологический комфорт каждому, заразить желанием работать и пробудить интерес к познанию, к новой деятельности.

Особое значение в условиях творческой совместной деятельности, когда система межличностных отношений строится на субъект-субъектной основе и принципе педагогической поддержки, имеет авторитетность педагога. Только педагог, обладающий авторитетом, может эффективно создавать адекватные условия для личностного развития своих подопечных, так как за ним признается естественное право на руководство, выражается готовность следовать его предложениям и советам; только авторитетный педагог может стимулировать стремление обучающихся к творческой активности и осознанному проявлению их самостоятельности, ответственности.

Поэтому наибольшего успеха добивается лидер, четко представляющий цель, которую нужно достичь, и знающий, что нужно сделать для ее достижения. Существенным дополнением к этой характеристике педагога как лидера становится чувство ответственности и связанных с ним самодисциплины, самоуправления.

Развитие лидерских компетенций должно происходить через формирование системного видения и выработки долгосрочных образовательных стратегий.

Учитель-лидер помогает людям, воплощать свои мечты в жизнь, преодолевать кризисы и трудности на этом пути, служить им наставником и тренером.

Приложение

С хема. Лидерские качества педагога

Список литературы
  1. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.

  2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов. / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под. ред. А.В.Петровского. – 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

  3. Вульфов, Б.К. Ребячий лидер — кто он? Подумаем вместе / Б. Вульфов // Воспитание школьников. — 1991. — №1.

  4. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988. – 80с.

  5. Корнетов. Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: Изд-во УРАО, 2003. – 296 с.

  6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

  7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8 т. М., 1983-1986. Т.1 – 512 с.

  8. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. – 176 с.

  9. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. : в 2 т. / К. Д. Ушинский. — М., 1974. — Т. 1.

  10. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. – 1967. – 184с.

1 Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. – 1967. – 184с.

2Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2001—318 с., с 233


3 Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 368с., с. 232-234

4 Корнетов. Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: Изд-во УРАО, 2003. – 296 с., с 84

5 Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8 т. М., 1983-1986. Т.1 – 512 с., с 133

6 Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М.: Знание, 1988. – 80с., с 54.

7 Корнетов. Г.Б. Педагогика: теория и история. - М.: Изд-во УРАО, 2003. – 296 с., с.96.

8 Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов. / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др.; Под. ред. А.В.Петровского. – 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с., с 269


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Педагог как лидер»

Автор: Казаркина Светлана Петровна

Дата: 25.02.2021

Номер свидетельства: 574258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Методические рекомендации для педагогов  Ребенок - лидер:  психологические особенности и воспитание.  Проблемы лидеров и пути их решения."
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskiieriekomiendatsiidliapiedaghoghovriebienoklidierpsikhologhichieskiieosobiennostiivospitaniieprobliemylidieroviputiikhrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309293"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458761788"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа внеурочной деятельности "Я лидер" "
    ["seo_title"] => string(49) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-lidier"
    ["file_id"] => string(6) "156395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421419843"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Открытое занятие  "ЧЕМОДАН ЛИДЕРА" на муниципальный этап всероссийского конкурса "Учитель года -2014". Номинация "Педагог дополнительного образования  " "
    ["seo_title"] => string(160) "otkrytoie-zaniatiie-chiemodan-lidiera-na-munitsipal-nyi-etap-vsierossiiskogho-konkursa-uchitiel-ghoda-2014-nominatsiia-piedaghogh-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "245398"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446125147"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Коучинг - сессия "Обобщение педагогического опыта и роль руководителя лидера в управлении УВР""
    ["seo_title"] => string(108) "kouchingh-siessiia-obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-i-rol-rukovoditielia-lidiera-v-upravlienii-uvr"
    ["file_id"] => string(6) "263652"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449582285"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Личностная концепция  "Я Лидер" "
    ["seo_title"] => string(36) "lichnostnaia-kontsieptsiia-ia-lidier"
    ["file_id"] => string(6) "120331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413701573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства