kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию по теме "Человек в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с элементами практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию по теме "Человек в обществе"»

Конспект урока по обществознанию по теме «Человек в обществе».


Цель урока: обучающиеся научатся устанавливать закономерности правовой ответственности.

Задачи:

  1. Создать условия для составления обучающимися цели учения.

  2. Организовать формирование умения соотносить проступок и преступление посредством выполнения задания.

  3. Организовать проверку обучающихся достижения цели учения посредством выполнения тестового задания и взаимооценки по предложенным критериям.

  4. Предоставить возможность обучающимся для формирования регулятивного умения оценивать свою деятельность посредством рефлексии.

Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности

Оборудование: схема «Юридическая ответственность», Уголовный кодекс РФ, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Вводная часть.

Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока.


Актуализация знаний

-Что такое юридическая ответственность?

- По схеме рассказать о юридической ответственности.

- Что может быть причинами наступления ответственности?


Задание: Сформулируйте систему вопросов к тексту

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос, что придает ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.

Денис Григорьев! – начинает следователь. – Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Чаво?
– Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?
– Знамо, было.
– Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?
– Чаво?
– Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! Для чего ты отвинчивал гайку?
– Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, – хрипит Денис, косясь на потолок.
– Для чего же тебе понадобилась эта гайка?
– Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...
– Кто это – мы?
– Мы, народ... Климовские мужики, то есть.
– Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!
– Отродясь не врал, а тут вру... – бормочет Денис, мигая глазами. – Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдёт ко дну без грузила? Вру... – усмехается Денис. – Чёрт ли в нём, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.
– Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?
– Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдёт ловить. Дураку закон не писан...
– Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?
– А то что же? Не в бабки ж играть!
– Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...
– Свинец на дороге не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжёлая, и дыра есть…

(А.П. Чехов. Злоумышленник)

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Суд над Денисом Григорьевым

Почему рассказ назван «Злоумышленник»?

Что обозначает слово злоумышленник?

Дайте характеристику тому обществу, в котором жил главный герой рассказа.

Покажите отношение автора к Денису Григорьеву. Насколько оно объективно и справедливо? Найдите в тексте слова, характеризующие главного героя.

Какие социальные группы можете выделить в рассказе, к какой социальной группе принадлежит главный герой?

Какие источники помогли бы вам уточнить данную информацию?

Чем данный источник, на ваш взгляд ценен и интересен в изучении данной темы?

Что нового помог вам узнать этот рассказ по теме «Человек в обществе»?


Инсценировка рассказа в форме судебного заседания (примерный сценарий, учащимся дается свобода в обыгрывании ролей).

Судья: Слушается дело по обвинению крестьянина Дениса Григорьева в краже гайки с железнодорожного полотна. Вердикт будут выносить присяжные заседатели. Слово предоставляется прокурору.

Следователь: Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал подсудимого за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Во время задержания у подсудимого была изъята та самая гайка. (Демонстрирует участникам процесса вещественное доказательство).

Судья: Переходим к допросу подсудимого. Назовите имя и фамилию. Подсудимый, что вы можете пояснить по делу? Расскажите как все произошло, для чего вы отвинчивали гайку?

Денис Григорьев: Коли б не нужна была, не отвинчивал бы…

Следователь: Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

Денис Григорьев: Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

Следователь: Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Денис Григорьев: Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка! Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем... понимаем...

Судья: Слово предоставляется обвинителю.

Прокурор: 1081 статья говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности транспорт, и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... Прошу приговорить к ссылке в каторжные работы.

Судья: Уважаемые присяжные заседатели, вам предстоит принять решение, виновен ли подсудимый в содеянном?

Учащиеся, (они же присяжные заседатели) которые наблюдали за процессом, высказывают свое мнение относительно виновности или невиновности героя, принимают решение. Как правило, класс делиться на две группы – на тех, кто считает Дениса Григорьева вором, и на тех, кто оправдывает героя «непросвещенностью», незнанием последствий содеянного.

Итог урока: Итак, ребята, вы сейчас сами обыграли ситуацию, которую изобразил А.П.Чехов в своем произведении.

Ответьте на вопросы.

Был ли злой умысел в действиях Дениса Григорьева?

Как объясняет свои действия Денис?

Принимает ли Григорьев обвинения в свой адрес?

Почему обвиняемый не видит в содеянном своей вины?

Справедлив ли приговор? Докажите это, ссылаясь на статьи закона.

Как Чехов представлял себе выход из этой ситуации?

На чьей стороне писатель?

В чем актуальность рассказа Чехова «Злоумышленник»?

Какой вывод вы сделали для себя по рассказу Чехова «Злоумышленник»?

Можете ли вы привести примеры современных «Денисов Григорьевых»?

Как вы думаете, понесут ли наказание современные «Денисы Григорьевы»?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию по теме "Человек в обществе"

Автор: Говорина Татьяна Иннокентьевна

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока обществознания в 5 классе "Труд-основа жизни" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-trud-osnova-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "158238"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421698383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока обществознания в 7 классе на тему "Что Такое дисциплина" (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-7-klassie-na-tiemu-chto-takoie-distsiplina-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "228962"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441553172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока обществознание "Свобода в деятельности человека" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniie-svoboda-v-dieiatiel-nosti-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "109727"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404972824"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока обществознания на тему "Что значит быть честным?" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-chto-znachit-byt-chiestnym"
    ["file_id"] => string(6) "242242"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445426014"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства