Доклад "Проблема становления непрерывного образования в современном образовательном процессе"
Доклад "Проблема становления непрерывного образования в современном образовательном процессе"
В докладе подробно рассматриваются процессы становления и развития непрерывного образования, три этапа целенаправленной учебной деятельности. Приводятся направления, необходимые для его реализации: применение ииновационных методов в преподавании и обучении, увеличение инвестиций в человеческие ресурсы, открытая государственная информация о новых образовательных программах и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проблема становления непрерывного образования в современном образовательном процессе" »
г. Текели 2011г.
Городской отдел образования физической культуры и спорта
Тема: Проблемы становления непрерывного образования в современном образовательном процессе.
Секция: Үздіксіз білім беру жүйесінде оқу үдрісін ұйымдастыру және басқару.
Выполнила: Алибаева А.Д. учитель музыки СШ №4
Проблемы становления непрерывного образования в современном образовательном процессе.
Одной из наиболее сложных проблем, с которой столкнулась сегодня казахстанское образование стала проблема становления и развития непрерывного образования. Термин «непрерывное образование» как «образование на протяжении всей жизни», обеспечивающие каждому человеку долгосрочные компетенции, позволяющие ему оставаться конкурентоспособным членом общества на протяжении всего периода активной жизни, стал прямым выражением надежды общества на образование как на панацею, способную вывести из кризиса человеческую цивилизацию.
Не случайно, в итоговом документе саммита министров образования стран «большой восьмерки», проходившего в Москве в июне 2006 года, было указано на необходимость развития всеобъемлющих систем обучения в течение всей жизни c раннего детства до зрелого возраста. Как было отмечено участниками совещания Европейского совета в городе Лиссабоне: «Обучение в течение всей жизни- эта концепция целенаправленной учебной деятельности осуществляемая на постоянной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций».[1,с.12.]. Сама идея непрерывного образования не нова , о ней ещё в 17 веке говорил Ян Амос Каменский: « Вся жизнь является школой для каждого человека. Человеку в любом возрасте суждено учиться».[2,с. 25]
Современный смысл идеи всеобщего образования был сформулирован в начале 60- 70-е годы прошлого столетия в документах ЮНЕСКО: « Мы, прежде всего, хотим дать всестороннее образование всем людям, всему человечеству, а не каким либо отдельным лицам, не ограниченному кругу и даже не многим, а всем людям вместе и в отдельности…весь мир является школой для всего рода человеческого с начала бытия и до самого конца, так и вся жизнь является школой для каждого человека от колыбели до могилы…Человеку в любом возрасте суждено учиться, причем цель у него обучение и есть цель жизни »[1, с.22].
В «непрерывном образование» можно выделить три этапа целенаправленной учебной деятельности:
обучение которое заканчивается при получение определенного документа (свидетельства, аттестата, диплома);
дополнительное образование, например художественные, спортивные школы или приобретение новых знаний (цветочный или ландшафтный дизайн и т.п.);
спонтанное обучение, то есть человек сам не осознавая приобретает в течение жизни определенные знания и навыки даже не подозревая об этом.
Таким образом «непрерывное образование» есть единство и совокупность всего образовательного процесса на протяжении всей человеческой жизни, которое должно реализовать основные цели образования XXI века:уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться. По моему мнению, для реализации идеи «непрерывного образования» необходимо:
1.применение инновационных методов в преподавании и обучении. К сожалению, большая часть программ, предлагаемых нашими системами образования и обучения пока очень традиционны, то есть они не адаптированы к изменяющейся жизни людей. Небходимы различные разноуровневые программы рассчитанные на разный контингент обучаемых, для того чтобы учитель не опускался на уровень троечника, а работал на «отличника», успешного ученика.
2. увеличение инвестиций в человеческие ресурсы то есть, гибкий график организации труда, который позволит реально осваивать новые знания и программы обучения где каждый получает возможность учиться и заниматься тем, что ему интересно в удобное для него время(например, дистанционное обучение).
3. открытая государственная информация о новых образовательных программах и целях её реализации(что она даст, для чего она нужна, в чем ее перспективность).
Непрерывное образование ,по моему мнению, должно способствовать развитию компетенций, которые характеризуют человека новой формации:
1.Коммуникативная компетенция, которая позволит быть коммуникабельным , востребованным в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
2.Ценностно-смысловая компетенция- это прежде всего мировоззрение, которое научит человека принимать самостоятельное решение, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
3.Учебно-познавательная компетенция- формируетэлементы логической, методологической, общеучебной деятельности; ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации);
4.Социокультурная компетенция-это прежде всего познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека,владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве.
5.Информационная компетенция-поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями: владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
6.Здоровьесберегающая компетенция –это способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура.
Непрерывное образование сегодня может рассматриваться как уникальный механизм выживания человека и общества в информационную эпоху, как важнейшая стратегическая задача модернизации образовательных систем. Должны быть созданы преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня, создана единая система управления. Основной проблемой создания системы непрерывного образования является проблема преемственности его содержания. Именно это влияет на качество подготавливаемых кадров. Рассматривая непрерывное профессиональное образование как открытую систему, составляющую единый комплекс с экономикой и рынком труда, следует отметить, что обратная связь в этой системе слаба, и это не дает возможности образовательной отрасли провести соответствующие реформы с целью обеспечения конкурентоспособности выпускников не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, удовлетворить требования работодателей и ликвидировать аномальное превышение спроса над предложением на фоне растущей безработицы. Чрезмерная специализация, недостаток гибкости в учебных планах, приверженность к старой педагогической манере не поддержанной новыми образовательными технологиями, исключают возможность адекватной реакции предложения на спрос, предъявляемый рынком труда.
Проблемы непрерывного образования занимают важное место в странах с развитой рыночной экономикой. Для которых характерно расширение наукоёмких производств. Опыт зарубежных стран показывает, что путём расширения и совершенствования системы непрерывного образования можно значительно смягчить социальную напряжённость в обществе, возникающую в связи с появлением безработицы, решать другие социально-экономические задачи( учить тому, что на данный момент востребовано).
На мой взгляд, для более успешной реализации программы « непрерывного образования» необходимо :
1. взаимосвязь всех структур общества. Нельзя говорить, что только школа ответственна за «непрерывное образование».
2. правовая основа, которая определит ответственность государства, предпринимателей и других работодателей за поддержание надлежащего профессионального и квалификационного уровня работников.
3. постепенный переход от образования теоретического, ориентированного на овладение знаниями, к образованию практическому, предполагающему приобретение не только знаний, но и умений, отвечающих современным запросам общества.
4. использование передовых технологий образования.
5. личностная ориентация образования.
Таким образом, непрерывное образование призвано установить более тесные связи с жизнью, проложить новые пути в области теории и методики обучения, обеспечить индивидуализацию обучения, использовать новые технологии активного обучения, использовать новые технологии активного обучения, наиболее перспективные технические средства, прежде всего на основе новых информационных технологий, аудио-, теле-, видеотехники.
Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общественного организма, в котором образование выполняет задачи социализации индивида, формирования, поддержания и развития его способностей, умений и навыков собственно профессионального и общекультурного характера. Оно становится непрерывным, «переплетенным» с жизнью, а не просто «конечным», предписанным индивиду в период его обучения в школе и вузе.
Таким образом, новые технологические, экономические и социально-политические условия, сформировавшие процессы глобализации образования, привели к смене образовательной парадигмы, потребовали коренного пересмотра большинства наших представлений о традиционной образовательной практике, соответствующей социальному заказу – подготовке социализированного, функционального человека. Содержание образования, где главной была идея о простоте мира и его подчинении причинным связям, открывающимся человеку в знаниях, пригодных для решения задач в стандартных ситуациях, все более противоречит условиям динамичности, нестабильности и неоднозначности мира. Нужны новые модели, ориентированные на творчество, деятельностное знание и высокие нравственные принципы. Отработка таких моделей должна лечь в основу подлинного реформирования образования в глобализирующемся мире. Сегодня очевидно для всех: высшее образование находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по всем ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, образования и воспитания, общественных и естественных наук, культуры, информации и коммуникации, – другими словами, которые – будут строить общество будущего.
Литература:
Образование для всех и обучение в течение всей жизни: взаимосвязь и специфика. М.,2001г.
2. Михайлева Е.Г. Непрерывное образование как фактор развития интеллектуального потенциала украинского общества. Харьков, 2005г.