«Формирование ключевых компетентностей учащихся через организацию жизнедеятельности класса»
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
 
 Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
 
 1. Ценностно-смысловая компетенция.
 
2. Общекультурная компетенция.
 
3. Учебно-познавательная компетенция
 
4. Информационная компетенция.
 
5. Коммуникативная компетенция.
 
6. Социально-трудовая компетенция
 
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Ценностно-смысловые компетенции.
 Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Виды деятельности:
 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
 2. Участие в проектах.
 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Общекультурные компетенции.
 Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
 В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
 
 
Виды деятельности:
1. Посещение музеев, памятников культуры, экскурсии
2. Участие в выставках, конкурсах
3. Выступления, тематические доклады
4. Просмотр видеоматериалов о духовно-нравственном воспитании
Учебно-познавательные компетенции.
 Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Виды деятельности:
 1. Проведение экспериментов.
 2. Конспектирование.
 3. Работа с учебником.
 4. Фотографирование объектов.
 5. Работа над рефератом.
 6. Участие в экскурсии.
 7. Изготовление приборов.
 
Информационные компетенции (ИКТ).
 
 Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
 
Виды деятельности:
 1. Поиск информации в библиотеке.
 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
 3. Поиск информации в школьной медиатеке.
 4. Использование информации из Интернета.
 5. Создание презентации.
 6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции. 
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.   
Виды деятельности:
 1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
 2. Выступление на конференции.
 3. Выступление с сообщением.
 4. Взаимоконтроль
 5. Участие в дискуссии.
 6. Участие в анкетировании.
 7. Собеседование.
Социально-трудовые компетенции.
 Социально-трудовая компетенция - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).
Виды деятельности:
1. Участие в деловых, ролевых играх
2. Посещение предприятий и трудовых организаций
Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
В процессе классного руководства с учащимися класса ключевые компетенции формируются путем проведения различного рода мероприятия, результаты которых представлены в портфолио класса. В портфолио учащегося собраны личные достижения. Портфолио представлено для ознакомления.
 
    
    
    
    
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Выступление»
                            
            
                                                              «Формирование ключевых компетентностей учащихся через организацию жизнедеятельности класса»
  
 
  В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
  
 
  Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
  
 
   Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
  
 
  1. Ценностно-смысловая компетенция.  
  
 
  2. Общекультурная компетенция.  
  
 
  3. Учебно-познавательная компетенция  
  
 
  4. Информационная компетенция.  
  
 
  5. Коммуникативная компетенция.  
  
 
  6. Социально-трудовая компетенция  
  
 
  7. Компетенция личностного самосовершенствования
  
 
  
 
  
 
  Ценностно-смысловые компетенции.
  
 
  Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.  
  
 
  Виды деятельности:
  1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
  2. Участие в проектах.
  3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.
  
 
  
 
  Общекультурные компетенции.
  
 
  Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.
  В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
  
 
  Виды деятельности:
  1. Посещение музеев, памятников культуры, экскурсии
  2. Участие в выставках, конкурсах
  3. Выступления, тематические доклады
  4. Просмотр видеоматериалов о духовно-нравственном воспитании
  
 
  
 
  Учебно-познавательные компетенции.
  
 
  Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.  
  
 
  Виды деятельности:
  1. Проведение экспериментов.
  2. Конспектирование.
  3. Работа с учебником.
  4. Фотографирование объектов.
  5. Работа над рефератом.
  6. Участие в экскурсии.
  7. Изготовление приборов.
  
 
  Информационные компетенции (ИКТ).
  
 
  Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
  
 
  Виды деятельности:
  1. Поиск информации в библиотеке.
  2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
  3. Поиск информации в школьной медиатеке.
  4. Использование информации из Интернета.
  5. Создание презентации.
  6. Создание буклета.
  
 
  
 
  Коммуникативные компетенции.  
  
 
  Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 
  
 
  Виды деятельности:
  1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
  2. Выступление на конференции.
  3. Выступление с сообщением.
  4. Взаимоконтроль
  5. Участие в дискуссии.
  6. Участие в анкетировании.
  7. Собеседование.
  
 
  
 
  Социально-трудовые компетенции.
  
 
  Социально-трудовая компетенция - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).
  
 
  Виды деятельности:
  1. Участие в деловых, ролевых играх
  2. Посещение предприятий и трудовых организаций
  
 
  
 
  Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
  
 
  В процессе классного руководства с учащимися класса ключевые компитенции формируются путем проведения различного рода мероприятия, результаты которых представлены в портфолио класса. В портфолио учащегося собраны личные достижения. Портфолио представлено для ознакомления.
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «Презентация»
                            
            
                                                            
    
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50» 
Формирование ключевых компетентностей учащихся через организацию жизнедеятельности класса 
Учитель начальных классов Брежнева М.Н. 
Тверь 
2014 
    
2 
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. 
    
3 
Ключевые компетентности 
Ценностно-смысловая 
Общекультурная 
Учебно-познавательная 
Информационная 
Коммуникативная 
Компетенция личностного самосовершенствования 
Социально-трудовая 
    
4 
Характеристика компетентностей. 
Мероприятия жизнедеятельности класса для их формирования 
Ценностно-смысловые компетенции 
 Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения 
Мероприятия 
1. Участие в конкурсах разного уровня 
2. Участие в проектах. 
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование 
    
5 
Характеристика компетентностей. 
Мероприятия жизнедеятельности класса для их формирования 
Учебно-познавательные компетенции . 
 Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки 
Мероприятия 
1. Проведение экспериментов. 
2. Конспектирование. 
3. Работа с учебником. 
4. Фотографирование объектов. 
5. Работа над рефератом. 
6. Участие в экскурсии. 
7. Изготовление поделок 
    
6 
Характеристика компетентностей. 
Мероприятия жизнедеятельности класса для их формирования 
Информационные компетенции 
 Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача 
Мероприятия 
 1. Поиск информации в библиотеке. 
 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях. 
 3. Использование информации из Интернета. 
 4. Создание презентации. 
 5. Создание буклета. 
    
7 
Характеристика компетентностей. 
Мероприятия жизнедеятельности класса для их формирования 
Коммуникативные компетенции  
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию 
Мероприятия 
 1. Выступление с сообщением. 
 2. Взаимоконтроль 
 3. Участие в дискуссии. 
 4. Участие в анкетировании. 
 5. Собеседование 
    
8 
Характеристика компетентностей. 
Мероприятия жизнедеятельности класса для их формирования 
Общекультурные компетенции . 
 Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях. 
 В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 
Мероприятия 
1. Посещение музеев, памятников культуры, экскурсии 
2. Участие в выставках, конкурсах 
3. Выступления, тематические доклады 
4. Просмотр видеоматериалов о духовно-нравственном воспитании 
    
9 
Характеристика компетентностей. 
Мероприятия жизнедеятельности класса для их формирования 
Социально-трудовые компетенции . 
 Социально-трудовая компетенция - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли). 
Мероприятия 
1. Участие в деловых, ролевых играх 
2. Посещение предприятий и трудовых организаций 
    
10 
Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования . От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения