Доклад на тему: "Условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
Доклад на тему: "Условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
Условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому меня волнует тема: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий».Интерес к данной теме возник, когда я пришла работать в школу. Я обратила внимание на то, что многие ученики пассивны на уроках математики, они не проявляют интереса и активности. Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему активизации мыслительной деятельности считаю актуальной.
В результате работы необходимы следующие условия:
Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность учащихся.
Целью моей работы является:
Создание условий для активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" »
МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»
Методобъединение учителей математики и физики
ДОКЛАД
на тему:
«Условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»
Подготовила: Чегодайкина Людила Владимировна,
учитель математики
Сентябрь, 2014год
Условия активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.В последнее время стало наблюдаться снижение познавательной активности учащихся. Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Огромная роль здесь, на мой взгляд, отводится современным образовательным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стали неотъемлемой частью современного образования. Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому меня волнует тема: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий».Интерес к данной теме возник, когда я пришла работать в школу. Я обратила внимание на то, что многие ученики пассивны на уроках математики, они не проявляют интереса и активности. Становление опыта продолжается и сейчас, так как проблему активизации мыслительной деятельности считаю актуальной.
В результате работы необходимы следующие условия:
Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную активность учащихся.
Целью моей работы является: Создание условий для активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики.
Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи: Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.
Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:
Технология личностно – ориентированного образования.
Технология использования игровых методов.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология развития критического мышления.
Информационно – коммуникационные технологии.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и других. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. Работать над активизацией познавательной активности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет важное значение.
Система работы:
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий. Применяемые технологии. Что они дают.
1. Технология личностно – ориентированного образования.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка
2. Технология развития критического мышления.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:
верные и неверные утверждения по теме «Признаки делимости»: «Верно ли что…
..если запись числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 5?
…число 875 делится без остатка на 3?
…если натуральное число делится одновременно на 2 и на 5, то оно делится на 10?
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
Прием составления кластера. Составление кластера важно для развития мышления. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Например, при измерении углов при помощи транспортира можно составить такой кластер
Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.
Применим такой приём, как чтение с пометками. Учащиеся читают текст и ставят на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений. Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, проводят мини- исследования, строят предположения.
Прием «Таблица вопросительных слов»
Вопросительные слова
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Используя таблицу вопросительных слов, сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. Что бы вам хотелось узнать на сегодняшнем уроке?
Дети заполняют после обсуждения в группе вторую колонку
Что такое транспортир?
Как пользоваться транспортиром?
Почему на транспортире две шкалы?
Откуда к нам пришел транспортир? Кто его изобрел? И т.д.
В конце урока учитель говорит: -Давайте вернемся к нашим вопросам. На все ли из них мы получили ответы? - Где мы можем найти интересующую нас информацию?
Желающие к следующему уроку готовят сообщение.
Информационно-коммуникационные технологии
Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.
Не секрет, что уроки математики требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.
Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.
При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.
Крейг Баррет отмечает, что «технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»
Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.
Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Групповая работа - это уникальная форма организации обучения.
У нее очень много положительных сторон:
способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
расширяет межличностные отношения детей.
Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.
Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы использую памятки «Правила работы в группе»
Например, класс делится на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучает часть нового материала и готовит сообщение всему классу.
Детям предлагаются инструкции:
Прочитайте ….
Составьте схему ….
Решите, кто расскажет о… классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
Начертите схему ..
Решите, кто расскажет классу о . и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
Доложите о готовности группы.
Технология использования игровых методов.
Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, необходимо применение дидактических игр. Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.
По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы:
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор» )
Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.(«Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)
Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)
Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»)
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма.
В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре. Но для меня важно не только вызвать первоначальный интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. Это трудно, но всё же возможно. Для этого необходимо продумать организацию работы не только на уроке, но и на внеклассных занятиях.
Один раз в неделю я провожу занятие «Юным умникам и умница» часто проводим игры: «Думай, смекай, отгадывай», «Математический КВН», «Математические кругосветки», где дети сами подбирают интересные задания.
К декадам математики, которые каждый год проходят в школе, дети рисуют газеты, придумывают различные кроссворды, ведь всё это способствует развитию математических способностей, привитию интереса к математике.
В своей работе я часто использую провоцирующие задачи. В условиях таких задач содержатся различного рода упоминания, указания, намёки, подсказки, подталкивающие к выбору ошибочного пути решения или неверного ответа.
Провоцирующие задачи обладают высоким развивающим потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают познавательный интерес. Дидактическая ценность провоцирующих задач неоспорима. Попадая в заранее приготовленную ловушку, ученик испытывает досаду, сожаление от того, что не придал особого значения тем нюансам условия, из-за которых он угодил в неловкое положение.
Провоцирующие задачи можно разделить на несколько типов.
Задачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.
Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.
- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна?
- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?
Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо
5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры,
отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.
Задачи, побуждающие сделать выбор ответа из предложенной совокупности неверных ответов.
- Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3? Правильный ответ: никакое, т.к.
555 : 3 = 185.
Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов.
- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?
- Что легче: пуд пуха или пуд железа?
Задачи, условия которых не содержат в явном виде неверного ответа, но каким-либо образом указывают на него.
- Какое число, кратное 3, следует за числом 202?
Напрашивается ответ 203, но это не так, т.к. 203 не делится на 3, а правильный ответ 204.
Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает неверный путь решения.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.
- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.
- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?
Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.
Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.
- 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12 дн. = 24 судака.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.
- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?
Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.
Задачи, вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.
- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2.
Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.
Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.
- На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.
Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.
- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?
Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.
Эти разновидности провоцирующих задач не исчерпывают всего их многообразия, но дают представление о способах их составления и использования в обучении математике.
Технология личностно – ориентированного образования.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития.
Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
Вывод: Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету.
Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повысить мотивацию учащихся к обучению;
активизировать познавательную активность;
развивать мышление и творческие способности учащихся;
индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
повысить качество наглядности в учебном процессе
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.