Преподавание общественных дисциплин в свете Послания президента РК Н.А Назарбаева народу Казахстана
«Казахстанский путь-2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
Докладчик:
Касаткина Т.Н.,
учитель истории
Песчанской СОШ№2
В современных условиях глобализации человеческий капитал является ядром государства. Фундаментом гражданского общества является образование. Глава нашего государства уделил особое внимание этой актуальной проблеме в своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь -2050»: Едина цель, единые интересы, единое будущее».
Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Усовершенствование образовательной политики в условиях глобализации не возможно без развития экономических и общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия. Возрастающая активность научных исследователей, государственный, централизованный подход к созданию и укреплению материально-технической базы использования инновационных технологий, постепенно возрастающая компьютерная культура в системе образования, налаживание продуктивного сотрудничества позволяют сегодня с оптимизмом оценивать перспективы решения этой актуальной проблемы.
В годы становления независимости Глава государства определил матрицу методологии исторической науки, где мы находим образцы для профессионального анализа мирового и национального историко-культурного процесса. Президентская программа «Народ в потоке истории» составляет основное ядро реализации нового масштабного процесса освоения исторического знания о прошлом и в особенности, новейшей истории Казахстана. Предпринимаемые новые шаги и реальные результаты по ее реализации призваны стать основой социальной поддержки Стратегии «Казахстан – 2050» как основы для успешного развития и процветания нашей страны в будущем. Горизонты и эвристическая основа исторического знания были предопределены стратегическим курсом социально-экономического и политического развития нашей страны, у истоков которых стоит Первый Президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев. Ныне пришло время для получения и показа реальных результатов научных исследований, основанных на подлинно исторических документах и артефактах. Взгляд историка должен быть осязаемым, принимаемым и потребляемым обществом. Главное – история и сказанное историком должны найти адекватное отражение в сердцах и сознании казахстанцев, стать побудительным мотивом к уверенному продвижению по пути будущего, служить поднятию духа нации, способствовать полету мыслей и реализации конкретных дел.
Современная методология познания общественных дисциплин ориентирована на постижение целостности, на переход от типичного (модельного) подхода и абстрагированного обобщения к интегральному синтезу элементов реальной ситуации в жизни гражданского общества.
В Послании «Казахстанский путь -2050»: Едина цель, единые интересы, единое будущее» Президент нашей страны особо подчеркнул вопросы исторического образования: «Знания истории и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования. Казахстанцы должны стать высокообразованной нацией мира, иначе мы не достигнем задач, которые ставим». Глава государства подчеркнул, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, и что нам следует выстроить максимально прагматическую стратегию трансферта, необходимых для страны технологий, а это значит, что Казахстан готов дать нашей молодежи лучшее образование и достойный труд.
Сегодня национальная история Казахстана – это самая проблемная область науки. Его историческое прошлое составляет важную часть гуманитарного пространства на разных уровнях общественного сознания. В связи с этим, следует излагать исторические события и факты, которые соответствуют геополитическим интересам Казахстана. Это необходимо не только в свете решений межгосударственных вопросов, но и во внутренних казахстанских проблемах
Концепция исторической науки должна быть основана на единстве системы взглядов на исторические события. Следует применить новый подход к изложению исторических событий, как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, а логически увязанному с историческим прошлым, политическим и социально-экономическим развитием страны. Только на основе научного исторического анализа возможно получение нового исторического знания, свежих идей и позитивного вклада исторической науки в модернизацию страны, ее гуманитарного сопровождения, без которых невозможны решения никаких социальных и экономических задач.
Стремительно меняющиеся условия жизни в информационном обществе вынуждают искать новые подходы к качественному преподаванию общественных дисциплин, так как именно история, обществознание и право – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь. Преподавание общественных дисциплин включает в себя исследование основных этапов историко-культурного развития государства, что позволяет выполнить анализ современной ситуации и показывает умение прогнозировать возможные пути развития государства, изучает его прошлое, настоящее и будущее.
Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании делает акцентирует внимание на конкурентоспособность на то, «чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией», и поэтому большое внимание акцентируется на вопросах о необходимости модернизировать методики преподавания, активно развивать онлайн-системы образования, дистанционного обучения. Сделать их доступными для всех желающих. Уровень знания общественных дисциплин – один из важнейших показателей степени духовности, нравственности личности и общества. В этой связи Глава государства в Послании подчеркнул необходимость усилить воспитательный компонент обучения, формировать духовные качества личности, посредством изучения общественных наук, воспитывать у молодежи «новый казахстанский патриотизм». На этом фоне через все послание красной нитью проходит мысль о необходимости растить молодежь, способную находить новые пути и идеи, развивать экономику и технологии, формировать целостное мировоззрение.
Как отметил Глава нашего государства Н.Назарбаев: «Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой, а знание истории становится важнейшим компонентом его экономического развития, фактором преодоления отсталости. В качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Преподавание общественных дисциплин предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого человека и способствовать его самореализации и развитию. Это доказывает о необходимости уделять пристальное внимание научным основам исторического и гражданского образования в Республике Казахстан, когда у нас наблюдается бурное развитие гражданского общества, гражданской социализации и формирования гражданской политической культуры, демократического образования.
Сегодня мы стоим перед развилкой планирования реализации «Стратегии-2050» непосредственно на практике перед политической культурой и образованием молодежи. От этого выбора будет зависеть то, с каким кадровым потенциалом высшего и послевузовского образования Республика Казахстан войдет в следующий период посткризисного экономического роста.
Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании акцентирует внимание на то, что: «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Мы восстановили историческую справедливость и фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины. При этом особое внимание уделено необходимости усиления профилактики религиозного экстремизма прежде всего в молодежной среде, а также формированию толерантного религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным ценностям государства, где царят межконфессиональный мир и согласие. Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность.
Необходимо всегда помнить о том, что основы патриотического воспитания казахстанской молодежи нашли свое отражение в словах Главы государства о том, что патриотизм – это способность идентифицировать себя прежде всего с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений. В свою очередь, патриотизм не возможен без формирования исторического сознания, связывающего настоящее общества с его прошлым. Поэтому изучение нашей истории сегодня актуально и важно.