kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обществознанию 10 класс по теме "Социальные институты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку обществознания 10 класс по теме "Социальные институты" по учебнику  Л. Н. Боголюбова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию 10 класс по теме "Социальные институты"»

TE М A 2. 3.   Социальные институты.

TE М A 2. 3. Социальные институты.

План:

План:

  • Что такое социальные институты.
  • Функционирование институтов
  • Типология и функции институтов
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство.  Со временем он приобрел два значения —  Широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования).  узкофункииональное (название специализированных научных и учебных заведений) Институт инженерной и социальной экологии

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство.

Со временем он приобрел два значения —

Широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования).

узкофункииональное (название специализированных научных и учебных заведений)

Институт инженерной и

социальной экологии

«установление» Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей   семья  в воспроизводстве рода  в безопасности и социальном порядке  в средствах существования  в получении знаний, социализации  подготовке кадров  в решении духовных проблем  смысла жизни   государство   производство   образование   религия

«установление»

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей

 семья

в воспроизводстве рода

в безопасности и социальном порядке

в средствах существования

в получении знаний, социализации

подготовке кадров

в решении духовных проблем

смысла жизни

 государство

 производство

 образование

 религия

Начнем анализ издалека…  А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении.  Такова социальная среда — система условных значений, норм,  статусов, правил, традиций.  Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией . Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу.  Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности.

Начнем анализ издалека…

А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении.

Такова социальная среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты — мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией . Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности.

Предназначение социальных институтов —  удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива.

Предназначение социальных институтов

удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. 1 . ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТСЯ ЯВНЫМИ. 2.Социализация и интеграция новых поколений в общество; 3.Социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

1 . ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТСЯ ЯВНЫМИ.

2.Социализация и интеграция новых поколений в общество;

3.Социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества.

Пять основных социальных институтов:   ■ потребности в воспроизводстве рода  (институт семьи и  брака); ■  потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); ■ потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство); ■ потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров ( институты образования  в широком смысле, т.е. включая науку и культуру); ■ потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Пять основных социальных институтов:

■ потребности в воспроизводстве рода

(институт семьи и брака);

потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

■ потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

■ потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров ( институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

■ потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Основные комплексы социальных институтов Институты в духовной сфере Политические институты Экономические институты Социальные институты партии деньги религия семья Правоохранительные органы собственность образование брак СМИ хозяйственные отношения опека Юстиция музеи Кровная месть Армия банки библиотеки материнство биржи Общественные движения 9

Основные комплексы

социальных институтов

Институты в духовной сфере

Политические

институты

Экономические

институты

Социальные

институты

партии

деньги

религия

семья

Правоохранительные органы

собственность

образование

брак

СМИ

хозяйственные

отношения

опека

Юстиция

музеи

Кровная месть

Армия

банки

библиотеки

материнство

биржи

Общественные движения

9

Определение социального института:  Социальный институт —  приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.  Социальный институт по Т. Веблену и У. Гамильтону трактуется как  совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Определение социального института:

Социальный институт — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Социальный институт по Т. Веблену и У. Гамильтону трактуется как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Этапы институционализации  1.Возникновение потребности, удовлетворение которой требует организованных действий.   2.Формирование общих целей.   3.Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.   4.Появление процедур, связанных с нормами и правилами.   5.Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.   6.Установление системы санкций для поддержания норм и правил.   7.Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института .

Этапы институционализации

1.Возникновение потребности, удовлетворение которой требует организованных действий.

2.Формирование общих целей.

3.Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4.Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5.Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

6.Установление системы санкций для поддержания норм и правил.

7.Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института .

Формальные институты (узаконенные) Неформальные институты (обычаи) Институт регистрации брака Институт ухаживания

Формальные институты (узаконенные)

Неформальные институты (обычаи)

Институт регистрации брака

Институт ухаживания

Развитый социальный институт имеет определенную структуру, которая включает в себя  Институциональные роли – совокупности поведенческих ожиданий Кодекс устный или письменный – система социальных норм, регулирующих поведение людей в рамках их институциональных ролей и санкции за их нарушение Утилитарные черты – материальные предметы культуры, используемые в деятельности

Развитый социальный институт имеет определенную структуру, которая включает в себя

  • Институциональные роли – совокупности поведенческих ожиданий
  • Кодекс устный или письменный – система социальных норм, регулирующих поведение людей в рамках их институциональных ролей и санкции за их нарушение
  • Утилитарные черты – материальные предметы культуры, используемые в деятельности

Развитый социальный институт имеет определенную структуру, которая включает в себя

Развитый социальный институт имеет определенную структуру, которая включает в себя

  • Символические черты – элементы культуры, в концентрированной форме создающие представление об институте
  • Идеология – система идей, включающая основные убеждения данного института, определяющие, почему люди должны поступать в соответствии с его нормами
2. Функционирование институтов

2. Функционирование институтов

Изменение общественных потребностей Изменение социальных институтов

Изменение общественных потребностей

Изменение социальных институтов

Если происходит сбой в их функционировании —

беда для всего общества.

К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с

высшим образованием больше, чем любая страна

мира. Уровень подготовки и система образования

были, возможно, самыми высокими на планете.

Американцы срочно разработали систему

практических мероприятий для того, что бы догнать

и перегнать нас.

Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты

одни из самых образованных. Но в целом система

образования в период с 70- по 90-е годы изменялась

слишком медленно. Образовался серьезный разрыв

между теоретической подготовкой и практическими

навыками студентов.

Производство явно недоиспользовало выпускников:

на предприятиях с передовой технологией вузовских

знаний не хватало, а там, где трудились на

устаревшем оборудовании, знаний было излишне

много. Пришлось срочно перестраивать учебные

планы, перенимать западные технологии обучения.

Основные институты есть в

каждом обществе — от

самого примитивного до

самого современного. Иначе

это не общество. Мы уже

говорили о том, что их

предназначение —

удовлетворение

фундаментальных

потребностей.

Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решении и практических мероприятий.    Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института.  К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.  Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решении и практических мероприятий.

Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института.

К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты —  постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия.  Групповой брак - между несколькими  мужчинами и несколькими женщинами. Моногамии - браке между 1 мужчиной и  1 женщиной. Полигамией называется брак между  одним и несколькими другими индивидами. На смену расширенной семье пришла  нуклеарная. Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства:

Институты — постоянно развивающиеся системы.

Институт семьи прошел такие

этапы, как групповой брак,

полигамия и моногамия.

  • Групповой брак - между несколькими

мужчинами и несколькими женщинами.

  • Моногамии - браке между 1 мужчиной и

1 женщиной.

  • Полигамией называется брак между

одним и несколькими другими индивидами.

  • На смену расширенной семье пришла

нуклеарная. Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Исторически изменялись роли мужа и жены,

обряд бракосочетания, методы воспитания

детей и многое другое.

Колоссальную эволюцию претерпела

сфера производства:

  • охота и собирательство,
  • огородничество, пастушество,
  • земледелие, ремесленные мастерские,
  • мануфактура, машинное производство,
  • безлюдные цеха.
  • То же самое можно сказать о политических институтах, институтах религии и образования .
Функции и структурные элементы основных институтов общества

Функции и структурные элементы основных институтов общества

3. Типология и функции институтов

3. Типология и функции институтов

Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть, слово «функционирование» применительно к социологии означает очень простую вещь - приносить обществу пользу.
  • Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
  • Стало быть, слово «функционирование» применительно к социологии означает очень простую вещь - приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией.

К примеру , функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.

Сделаем вывод:

Функции и дисфункции  бывают: явные,  если они официально  заявлены,  всеми осознаются и очевидны латентные,  если они скрыты от глаз, не заявляются. К функциям школы относятся: приобретение определенного социального статуса, который позволит  взобраться на ступеньку выше неграмотного,

Функции и

дисфункции

бывают:

явные,

если они официально

заявлены,

всеми осознаются

и очевидны

латентные,

если они скрыты

от глаз,

не заявляются.

К функциям школы относятся:

  • приобретение определенного социального статуса, который позволит

взобраться на ступеньку выше неграмотного,

  • завязывание прочных дружеских связей,
  • поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
  • приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.
  • приобретение грамотности и аттестата зрелости,
  • подготовка к вузу,
  • обучение профессиональным ролям,
  • усвоение базисных ценностей общества.
Функции социальных институтов Явные Скрытые выполняются скрыто или непреднамеренно заявлены официально, признаны и контролируются обществом Ключевые социальные институты наследование власть собственность семья

Функции социальных институтов

Явные

Скрытые

выполняются скрыто или непреднамеренно

заявлены официально, признаны и контролируются обществом

Ключевые социальные институты

наследование

власть

собственность

семья

Логический квадрат функций социальных институтов   Так, функция   может быть явной для одних членов общества и латентной для других . То же самое и с дисфункцией. Пример:  одним важно приобрести в университете фундаментальные знания,  а другим завязать знакомства.

Логический квадрат функций социальных институтов

  • Так, функция

может быть явной для одних членов общества и латентной для других . То же самое и с дисфункцией.

  • Пример:

одним важно приобрести в университете фундаментальные знания,

а другим завязать знакомства.

Сделаем вывод:  Социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого институт можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Сделаем вывод:

Социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого институт можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Внутри главных, основных институтов скрываются  более мелкие образования . Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными.    Среди неглавных  политических институтов мы обнаруживаем институты: судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д.  Внутри института семьи и брака ученые находят институты:

Внутри главных, основных институтов скрываются более мелкие образования . Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты:

  • судебной экспертизы,
  • судопроизводства,
  • адвокатуры,
  • присяжных,
  • судебного контроля за арестами,
  • судебной власти,
  • президентства,
  • королевской власти и т.д.

Внутри института семьи и брака ученые находят институты:

  • отцовства и материнства,
  • родовой мести,
  • побратимства,
  • наследования,
  • социального статуса родителей,
  • имянаречения и т.д.
Сделаем вывод :

Сделаем вывод :

  • Задачи главных институтов осуществляются через функционирование неглавных, неосновных : это частные социальные практики либо обычаи.
  • В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет неосновную потребность.
Образец задания  С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.  Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

Образец задания

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся,

устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется

наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма

отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по обществознанию 10 класс по теме "Социальные институты"

Автор: Хохлова Елена Леонидовна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно- тематическое планирование по обществознанию класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104268"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680264"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме "Человек как существо духовное""
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiiakurokuobshchiestvoznaniiadliauchashchikhsia10klassapotiemiechieloviekkaksushchiestvodukhovnoie"
    ["file_id"] => string(6) "301877"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457006025"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Выступление: Мотивация обучающихся на уроках обществознания через творческие работы "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-motivatsiia-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-chieriez-tvorchieskiie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246229"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446313555"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация по обществознанию по теме "Семья и семейные отношения" "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-siem-ia-i-siemieinyie-otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236838"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444159036"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства