kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме "Человек как существо духовное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме !Человек как существо духовное". Учебник "Обществознание" 10 класс, автор Л.Боголюбов

Культура и духовная сфера.

I. Культура (от лат. – «культура» - «возделывание, воспитание»)

Черты культуры: функциональность, качественность, ценность, нормативность, креативность (творческое начало).

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религии.

Структура культуры:

форма – воплощение достижений культуры                    содержание – значение для личности и общества.

Функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, нормативная, гуманистическая.

Виды культур: доминирующая (господствующая), элитарная (для избранных), массовая (для большинства, коммерческая, через СМИ), народная (на традициях, фольклор, анонимная), донорская (из которой заимствуют элементы), рецепиентная (которая заимствует элементы другой культуры), мертвая (устарело содержание).

Субкультура – культура социальных групп.

Контркультура – субкультура, которая враждебна доминирующей.

Термины:

Аккумуляция культуры – пополнение культуры новыми элементами, знаниями.

Культурная трансмиссия – передача культуры через обучение.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культур.

Аккультурация культуры – процесс взаимовлияния двух или более культур.

Ассимиляция культуры – поглощение малой культуры со стороны более крупной.

Адаптация культуры – приспособление культур друг к другу.

II. Духовная сфера.

Структура духовной сферы:

1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

1. Познавательная - научная, религиозная, художественная    

2. Ценностно-ориентировочная - отношение к явлениям действительности    

3. Прогностическая - предвидение и планирование изменений действительности

3. Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Виды духовного производства: религия, мораль, искусство, наука.

Религия.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Религии:

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)

Национальные: конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).

Атеизм – отрицание существование бога

Конфессиональный – церковный, конфессия - вероисповедание

Мораль.

Мораль - форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу.

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

Искусство.

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Искусство – ядро эстетической культуры.

Теории происхождения искусства: игровая (Г. Спенсер), трудовая (Г. Плеханов), биологизаторская (Ч. Дарвин), магическая.

Функции искусства: эстетическая, познавательная, творческая, очищающая, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, гедонистическая (функция наслаждения).

Виды искусства: литература, архитектура, музыка, кино, театр, живопись, графика, декоративно-прикладное, танец, скульптура, фотоискусство.

Черты  искусства: является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.

Наука.

Наука – сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки: научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки:

1. Постепенного развития

 2. Через научные революции. Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки: познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки: производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Классификация наук:

             Естественные                            технические                общественные (гуманитарные)

Образование.

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования: экономическая, социальная, культурная, сохранения и передача культурного достояния.

Образование в РФ:

дошкольное   общее    профессиональное   дополнительное

Черты современного образования: интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация),  развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме "Человек как существо духовное"»

Человек как духовное существо

Человек как духовное существо

Человек – высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Человек – высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, ибо здесь рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ Духовная сфера деятельности человека: нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура

Духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, ибо здесь рождается и реализуется то, что отличает человека от других живых существ

Духовная сфера деятельности человека: нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура

Духовный мир личности – это индивидуальные особенности человека, это его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности, способности . Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Структура духовной жизни общества состоит из духовных потребностей, духовного производства и духовных благ .

Духовный мир личности – это индивидуальные особенности человека, это его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности, способности .

Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Структура духовной жизни общества состоит из духовных потребностей, духовного производства и духовных благ .

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом . «Человеческое самостроительство» - это выбор жизненного пути, места человека в мире, знакомство с моральными установками общества. Человек строит самого себя как существо духовное, осознает, что он творец духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом .

«Человеческое самостроительство» - это выбор жизненного пути, места человека в мире, знакомство с моральными установками общества. Человек строит самого себя как существо духовное, осознает, что он творец духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

Духовность – это чувства и осознание реальности, прямо или косвенно направляет жизнедеятельность человека.  Дух – это объективно существующее, индивидуальное начало, способное направлять деятельность человека и общества.  Душа – индивидуализированный дух, субъективно существующее начало.

Духовность – это чувства и осознание реальности, прямо или косвенно направляет жизнедеятельность человека. Дух – это объективно существующее, индивидуальное начало, способное направлять деятельность человека и общества. Душа – индивидуализированный дух, субъективно существующее начало.

Мораль (нравственность) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде . Смысл морали воплощен в золотом правиле: «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе», (или «НЕ делай другому того, чего себе не желаешь»)

Мораль (нравственность) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде .

Смысл морали воплощен в золотом правиле:

«поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе», (или «НЕ делай другому того, чего себе не желаешь»)

Содержание морали .  1. Принципы морали (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)  2. Нормы морали (заповеди) (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй и др.)  3. Моральный идеал (человеколюбие)  4. Моральные ценности ( смысл жизни, свобода, счастье) Требование морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений. Нормы морали являются примером правильного поведения .

Содержание морали . 1. Принципы морали (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.) 2. Нормы морали (заповеди) (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй и др.) 3. Моральный идеал (человеколюбие) 4. Моральные ценности ( смысл жизни, свобода, счастье)

Требование морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений. Нормы морали являются примером правильного поведения .

Смысл и роль морали.  1. Добро  2. Долг  3. Совесть.  Добро – все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы. Высшее проявление добра это мир и любовь.  Долг – превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.  Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков .

Смысл и роль морали. 1. Добро 2. Долг 3. Совесть. Добро – все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы. Высшее проявление добра это мир и любовь. Долг – превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека. Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков .

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайную роль .  1. Регулирует поведения человека во всех сферах общественной жизни.  2. Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию.  3. Формирует нравственный облик личности.  4. Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказыемым.

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайную роль . 1. Регулирует поведения человека во всех сферах общественной жизни. 2. Является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию. 3. Формирует нравственный облик личности. 4. Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказыемым.

Ценности – это идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения людей и их цели (жизнь, добро, гармония, гражданственность, патриотизм, труд, знание, свобода человека) Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, а также его отношение к миру. Типы мировоззрения. Обыденное (житейское, стихийно формируется в процессе личной практической деятельности) Религиозное (его основой являются религиозные учения) Научное (базируется на достижении науки, научной картине мира) Ученые говорят также о гуманистическом мировоззрении, основой которого должен стать поворот к человеку, всему, что связано с человеком.

Ценности – это идеальные представления, высшие принципы, определяющие нормы поведения людей и их цели (жизнь, добро, гармония, гражданственность, патриотизм, труд, знание, свобода человека)

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, а также его отношение к миру.

Типы мировоззрения.

  • Обыденное (житейское, стихийно формируется в процессе личной практической деятельности)
  • Религиозное (его основой являются религиозные учения)
  • Научное (базируется на достижении науки, научной картине мира)

Ученые говорят также о гуманистическом мировоззрении, основой которого должен стать поворот к человеку, всему, что связано с человеком.

Утверждение «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе» представляет собой формулировку

Утверждение «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе» представляет собой формулировку

  • Прав на личную неприкосновенность
  • Принципа правового государства
  • «Золотого правила нравственности»
  • Наличие общественных отношений
Верны ли следующие суждения? А) Духовная сфера является подсистемой общества в целом. Б)Изменения в духовной сфере являются следствием изменений в обществе.

Верны ли следующие суждения?

А) Духовная сфера является подсистемой общества в целом.

Б)Изменения в духовной сфере являются следствием изменений в обществе.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны
Духовной культурой называется 1) культура чтения 2) религиозный культ 3)процесс и результат духовного производства 4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

Духовной культурой называется

1) культура чтения

2) религиозный культ

3)процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

Искусство, наука, образование охватываются понятием 1) духовная культура 2) общественный прогресс 3) индустриальное общество 4) социальная стратификация

Искусство, наука, образование охватываются понятием

1) духовная культура

2) общественный прогресс

3) индустриальное общество

4) социальная стратификация

Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?  1)психологии  2)этики  3)эстетики  4)социологии

Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1)психологии 2)этики 3)эстетики 4)социологии

Найдите в приведенном ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.  1. установлены государством  2. выражаются в общественном мнении  3. обязательны для исполнения  4. регулируют общественные отношения с позицией добра и зла  5. дают большой простор для толкования  6. поддерживаются силой государственного принуждения

Найдите в приведенном ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. установлены государством 2. выражаются в общественном мнении 3. обязательны для исполнения 4. регулируют общественные отношения с позицией добра и зла 5. дают большой простор для толкования 6. поддерживаются силой государственного принуждения

Гуманизм это: Неподкупность мыли и бесстрашие пред лицом бесчеловечности Человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее Сентиментальность Особый вид деятельности  Мораль в отличие от права:

Гуманизм это:

  • Неподкупность мыли и бесстрашие пред лицом бесчеловечности
  • Человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее
  • Сентиментальность
  • Особый вид деятельности

Мораль в отличие от права:

  • Опирается исключительно на поддержку общества.
  • Содержит нормы поведения людей
  • Возникает на основе исторического опыта людей
  • Находится в развитии
Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:  1. искусства  2. морали  3. науки  4. права Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами: 1. искусства 2. морали 3. науки 4. права

Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

  • Сделать все возможное для устранения зла, ущерба
  • Сделать вид, что ничего не произошло
  • Постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба
  • Свалить вину на того, кто пострадал.
Мировоззрение в жизни человека – это:  1. ориентир для его деятельности  2. укрепление его жизненного опыта  3. связь с религией и наукой Мировоззрение человека зависит от:

Мировоззрение в жизни человека – это: 1. ориентир для его деятельности 2. укрепление его жизненного опыта 3. связь с религией и наукой

Мировоззрение человека зависит от:

  • Исторических условий
  • Жизненного опыта
  • От уровня образования
  • Внутренней культуры
К продуктам материальной культуры не относиться:  1. небоскреб  2.музыка  3.автомобиль  4.телевизор К духовным ценностям относятся:

К продуктам материальной культуры не относиться: 1. небоскреб 2.музыка 3.автомобиль 4.телевизор

К духовным ценностям относятся:

  • Микроскоп
  • Научное открытие
  • Компьютер
  • Видеокассеты
Моральные качества человека:  1. заложены от рождения  2.вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием  3. формируются обществом целенаправленно Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей – это:

Моральные качества человека: 1. заложены от рождения 2.вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием 3. формируются обществом целенаправленно

Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей – это:

  • Нравственность
  • Культура
  • Общечеловеческие ценности
  • Общественное сознание
Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?  1. потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего  2. сделать вид, что тебя это не касается  3. выразить соболезнование тому, кого обидели  4. разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения

Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека? 1. потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего 2. сделать вид, что тебя это не касается 3. выразить соболезнование тому, кого обидели 4. разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения

Критерии духовности человека:  1. активная жизненная позиция  2.обладание высшим образованием  3.приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям Уровень развития духовной культуры измеряется: 1. Объемом создаваемых в обществе духовных ценностей 2. Качеством духовной продукции 3.Тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди 4.Степенью достижения социального равенства людей приобщение их к ценностям культуры

Критерии духовности человека: 1. активная жизненная позиция 2.обладание высшим образованием 3.приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям

Уровень развития духовной культуры измеряется:

1. Объемом создаваемых в обществе духовных ценностей

2. Качеством духовной продукции

3.Тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди

4.Степенью достижения социального равенства людей приобщение их к ценностям культуры

К морали в отличие от права относится:  1. любой закон  2. Конституция государства  3. устав общественной организации  4. определенные принципы, нормы поведения Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

К морали в отличие от права относится: 1. любой закон 2. Конституция государства 3. устав общественной организации 4. определенные принципы, нормы поведения

Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

  • Философия
  • 2мировоззрение
  • Наука
  • Социология


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Бахтебаева Гульжан Ержановна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Итоговый урок "Сфера духовной культуры" "
    ["seo_title"] => string(40) "itoghovyi-urok-sfiera-dukhovnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "108130"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403582690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства