Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Дружба".»
Дерево держится корнями, а человек друзьями
Народная пословица
Нет на Земле человека, который бы не задумался, что такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее непреходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает?
«Дружба – отношения между людьми на основе взаимного доверия и уважения, духовной близости, общих интересов», так характеризуется слово «дружба» в Толковом словаре русского языка.
Цель:
Развиватькоммуникативныеумения- способность свободно общаться и высказывать свою мысль;
Активизироватьпознавательныйинтерес и активность;
Помочь детям реализовать своитворческиеи интеллектуальные способности;
Способствовать процессу обучения в создании у детейединой, целостной картины мира;
Привлекать учащихся к использованиюинтерактивных и проблемно-поисковыхметодов в работе над проектом
Задачи
Рассмотреть понятие дружбы в зеркале истории;
Привлечь к коллективной работе учащихся;
В индивидуальной работе использовать проблемно-поисковый метод;
Развивать творческое и аналитическое мышление;
Рассмотреть сущность и особенности дружеских отношений.
Чтобы раскрыть тему проекта, были выделены проблемные вопросы:
Почему люди веками спорят о дружбе?
В чем сущность дружбы?
Каковы особенности дружеского отношения?
Каков идеал дружбы?
Прогнозируемый результат
проект рассчитан на учащихся среднего звена
проведение проекта мы планируем на уроках самопознания и во внеурочное время.
предполагает создать дружелюбную обстановку в школе, в семье, в обществе;
продуктивная работа как коллективно, так и индивидуально;
высказывание своего мнения, отстаивание своей позиции
При подготовке работы над проектом можно коллектив (класс) разделить на 4 группы:
«Историки»:составление исторической справки «Дружба в зеркале истории».
«Социологи»:проведение анкетирования «Дружба всего дороже» среди учащихся 5-9 классов школы. Обработка результаты анкетирования и подготовка выводов в виде диаграмм.
«Романтики»:выявление особенностей дружеского общения на примерах литературных произведений, иллюстрирующие истинную дружбу, ее влияние на судьбы людей.
«Журналисты»:создание буклета «Достижимый идеал дружбы», где есть высказывания известных людей о дружбе. Этот буклет планируется раздавать своим друзьям и знакомым, чтобы они могли учиться дружить на примере мудрых.
Примерный план деятельности1 группа «Историки»
Как же менялся идеал дружбы в ходе истории?
Первобытное общество не знает различия «личных» и «общественных» связей. При родовом строе понятия«дружба» и «кровное родство» были близки по сути. Другом мог считаться только «свой», а «чужак» воспринимался как потенциальный враг.
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Друг – наше«второе Я».
Христианская формулировка«любви к ближнему»внешне напоминает принцип Аристотеля «относиться к другому как самому себе», видеть в нем «другого себя».
Господствующей темой рыцарской дружбы былаверность. У гуманистов дружба чаще всего ассоциируется с совместной радостью и весельем.
В отличие от просветителей, апеллировавших к разуму, для романтиков XIX в. дружба – это прежде всегострастное чувство, не знающее границ и меры. Романтики, ставящие горячее, живое чувство выше трезвого, благонамеренного разума, видят в дружбе не добродетель, а непосредственное жизненное переживание
Многие современные авторы пишут об оскудении дружеских отношений в XX веке. Они говорят о росте экстенсивности человеческого общения в ущерб его глубине в следствии ускорения общего ритма жизни и связанного с ним расширения круга общения; указывают на возрастание удельного веса более или менее безличных и форм общения (массовые коммуникации) по сравнению с непосредственно личными, индивидуальными контактами; утверждают, что «деловые отношения» оставляют все меньше места бескорыстным человеческим привязанностям.
Однако различное понимание дружбы вовсе не означает, что в одну эпоху она лучше или хуже, чем в другую: своеобразие дружеских проявлений и идеала дружбы свидетельствует лишь о ее содержательном богатстве. Людям же свойственно вечное стремление к более совершенному, лучшему, более достойному.
2 группа «Социологи»
Анкета «Что значит для вас настоящий друг?»
А)Человек, который тебя понимает.
Б) Друг – это тот, кто тебя не предаст.
В) Человек, скоторым в разведку пойти не страшно.
Г) Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.
Д)Друг никогда не обманет.
Е) Друг – это тот, кто выручит из любой беды.
Ж) Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.
З) Друг – это одна тайна на двоих, только на двоих.
И) Друг – это когда люди смотрят в одном направлении.
К) Друг – это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.
Большинство учащихся считают, чтодруг – это тот, кто тебя не предаст,друг никогда не обманет,друг – это человек, который тебя понимает.
3 группа «Романтики»
«Кто завязывает с кем-нибудь тесную дружбу, берет на себя новые обязанности»
(Френсис Бэкон)
«К друзьям и в несчастье будь неизменен»
(Периандр)
«Друзей мы приобретаем не тем, что получаем от них услуги, а тем, что сами их оказываем»(Фукидид)
«Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей»(Исократ)
«Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели»(Платон)
«Друзьям оставь вторе больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца»(Хун Цзычэн)
«Сам погибай – товарища выручай»
(А.В.Суворов)
«Товарищ – опора в беде, врач во время болезни, он тот, кто жертвует собою в минуту смертельной опасности»(С. Орбелиани)
«Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести»(Ф Бэкон)
«Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
Сердцами сходствуем; он – точно я другой:
Я горе с ним делю, он – радости со мной»
(А.С. Пушкин)
4 группа«Журналисты» -изготовление буклета
Друг поможет, друг не обманет,
Друг – человек, который меня понимает,
Друг – это тот, кто меня любит
Друг ни за что меня не погубит!
Ты дружбу не купишь за деньги Её не найдешь просто так, Ведь дружба, как золото ценна А так же не всем по зубам. Она — это то, что не каждый За жизнь себе сможет сыскать, Но если нашел, береги же Не дай никому отобрать! И скоро поймешь ты, как важно Найти тот единственный свет, Что выслушать сможет тебя же, И дать тебе нужный совет!
Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!
Таким образом, после работы над проектом, группы выступают и защищают свою работу, высказывают свое мнение, отстаивают позиции, проявляют творчество и креативность, воспитывают в себе лидерские и ораторские способности.
Берегите дружбу!Она может быть такой хрупкой и беззащитной,как эти тюльпаны на снегу.