kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познание как деятельность. Истина и её критерии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация используется в течение всего урока обществознания по теме "Познание как деятельность. Истина и её критерии" в 10 классе. Она предполагает как знакомство с новым материалом теоритически, так и при помощи практической работы в группах. На уроке отводится время и для работы с учебником поконкретным страницам, указанных в презентации. Условия практической работы даны только для учителя на слайде. После знакомства с ними, они убираются. Учитель объясняет ученикам всё сам и подводит их к отличию истин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познание как деятельность. Истина и её критерии. »

Познание как деятельность.  Истина и ее критерии

Познание как деятельность. Истина и ее критерии

«Знание – сила» Френсис Бэкон, английский философ (1581 – 1626)

«Знание – сила»

Френсис Бэкон, английский философ

(1581 – 1626)

Что такое познание?

Что такое познание?

  • В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
  • Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.
  • Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Что такое познание?

Что такое познание?

  • Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
  • Познание – это процесс получения знания.
Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:

Элементы познавательной деятельности

Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:

  • Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)
  • Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
  • Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
  • Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
  • Результат познания – знание.
Ступени познания Рациональное (логическое) Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах Чувственное

Ступени познания

Рациональное (логическое)

  • Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
  • Высшая ступень познания.
  • Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.
  • Основной инструмент – разум и мышление.
  • Результаты закрепляются в знаковых формах, системах

Чувственное

  • Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус). Познание через чувственные образы (представления).
  • Низшая ступень познания.
  • Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).
  • Познание через чувственные образы (представления).
Формы познания Рациональное (логическое) Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий. Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий. Чувственное

Формы познания

Рациональное (логическое)

  • Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
  • Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.

Чувственное

  • В форме ощущений, восприятий и представлений.
  • В форме ощущений, восприятий и представлений.
Формы чувственного познания Ощущение - Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов Восприятие - Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности Представление - Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Формы чувственного познания

Ощущение

- Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов

Восприятие

- Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности

Представление

- Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Формы рационального познания Понятие - Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки. Суждение - мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Умозаключение (теория) Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Формы рационального познания

Понятие

- Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки.

Суждение

- мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.

Умозаключение (теория)

Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Ступени познания

Ступени познания

  • Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
  • Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
  • Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.
Истина и её критерии Урок обществознания. 10 класс

Истина и её критерии

Урок обществознания.

10 класс

Р.Декарт Д.Беркли, Э.Мах, Р.Авенариус Платон и Гегель Философы об истине Важнейший признак истинного знания - ясность Важнейший признак истинного знания - ясность Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина – это соответствие знания объекту, действительности Аристотель

Р.Декарт

Д.Беркли, Э.Мах, Р.Авенариус

Платон и Гегель

Философы об истине

  • Важнейший признак истинного знания - ясность
  • Важнейший признак истинного знания - ясность
  • Истина – это соответствие знания объекту, действительности
  • Истина – это соответствие знания объекту, действительности

Аристотель

  • Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
  • Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
  • Истина – это результат совпадения восприятий большинства
  • Истина – это результат совпадения восприятий большинства
Что такое истина?

Что такое истина?

  • С. 58-59 (1 абзац)
Проблема истины Адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Адекватно (правильно) Истина Неадекватно (неправильно) Заблуждение

Проблема истины

Адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение?

Адекватно (правильно)

Истина

Неадекватно (неправильно)

Заблуждение

Заблуждение и ложь?

Заблуждение и ложь?

  • С.60.
Свойства истины Конкретность Объективность

Свойства истины

Конкретность

Объективность

  • это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
  • это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли Агностицизм Эмпирики Рационалисты Прагматики

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

Агностицизм

Эмпирики

Рационалисты

Прагматики

  • «Недоступный познанию» (греч.) Отрицают возможность получения истинного знания
  • «Недоступный познанию» (греч.)
  • Отрицают возможность получения истинного знания
  • «Опыт» (греч.) Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию
  • «Опыт» (греч.)
  • Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию
  • «Разум» (лат.) Считают разум критерием истины
  • «Разум» (лат.)
  • Считают разум критерием истины
  • «Действие» (греч.) Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач
  • «Действие» (греч.)
  • Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач
Истина Объективная Не зависит от человека, существует в объективной реальности Не зависит от человека, существует в объективной реальности Субъективная

Истина

Объективная

  • Не зависит от человека, существует в объективной реальности
  • Не зависит от человека, существует в объективной реальности

Субъективная

  • Устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)
  • Устанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)
Относительная истина

Относительная истина

  • На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.
  • Относительность истины определяется рядом причин:
  • Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
  • Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
  • Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Абсолютная истина

Абсолютная истина

  • Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.
  • Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
  • Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
  • В реальности такое знание практически невозможно.
Практическая работа.

Практическая работа.

  • Класс делится на мини-группы.
  • Каждая группа получает часть картинки. Что изображено? Выдвижение версий.
  • «Собери картинку». Объединение групп. Выдвижение версий текста, который мог бы быть под картинкой. (относительная истина)
  • Показ учителем целой картинки и чтение текста из периодической печати. (абсолютная истина)
Обобщение изученного.

Обобщение изученного.

  • Что такое истина?
  • Назовите черты истины.
  • Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
  • Каким образом человек постигает истину?
Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • С. 58-60.
  • С. 65-66, документ.
  • С. 67 «Мысли мудрых», эссе.
Виды познания.

Виды познания.

Виды познания

Виды познания

  • Обыденное
  • Научное
  • Философское
  • Художественное
  • Социальное
  • Самопознание
Научное познание и его особенности.

Научное познание и его особенности.

  • С. 60
1. Научное познание

1. Научное познание

  • Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
  • Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
  • Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
  • Используются особые методы и формы познания.
Уровни и методы научного познания

Уровни и методы научного познания

  • С. 61
Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.

Уровни научного познания

  • Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса.

Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.

  • Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.
Методы научного познания

Методы научного познания

  • 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент
  • 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование
2. Способы ненаучного (обыденного) познания

2. Способы ненаучного (обыденного) познания

  • Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.
  • Опыт повседневной жизни, жизненная практика.
  • Народная мудрость и здравый смысл.
  • Паранаука.
  • Познание средствами искусства.
Социальное познание и его особенности

Социальное познание и его особенности

  • С. 61-62
3. Социальное познание

3. Социальное познание

  • Совпадает объект и субъект познания.
  • Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.
  • Сложность изучаемого объекта – общества.
  • Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
  • Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.
4. Самопознание

4. Самопознание

  • Получение человеком знаний о самом себе.
  • Формы самопознания:
  • Самоузнавание
  • Самооценка
  • Самоисповедь
  • Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.
5. Художественное познание

5. Художественное познание

  • 1. Познание мира с помощью художественных образов.
  • 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли.
  • 3. Субъективное отражение действительности
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 6, с. 66-67 задания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познание как деятельность. Истина и её критерии.

Автор: Клишнёва Галина Владимировна

Дата: 12.08.2014

Номер свидетельства: 111736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по обществознанию "Познание" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "144457"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418730369"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок на тему "Наука и научное познание" "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-na-tiemu-nauka-i-nauchnoie-poznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "202079"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429179651"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства