Презентация используется в течение всего урока обществознания по теме "Познание как деятельность. Истина и её критерии" в 10 классе. Она предполагает как знакомство с новым материалом теоритически, так и при помощи практической работы в группах. На уроке отводится время и для работы с учебником поконкретным страницам, указанных в презентации. Условия практической работы даны только для учителя на слайде. После знакомства с ними, они убираются. Учитель объясняет ученикам всё сам и подводит их к отличию истин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познание как деятельность. Истина и её критерии. »
Познание как деятельность. Истина и ее критерии
«Знание – сила»
Френсис Бэкон, английский философ
(1581 – 1626)
Что такое познание?
В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека.
Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Что такое познание?
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание – это процесс получения знания.
Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
Ступени познания
Рациональное (логическое)
Высшая ступень познания. Выявление общего, существенного в познаваемом объекте. Основной инструмент – разум и мышление. Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Высшая ступень познания.
Выявление общего, существенного в познаваемом объекте.
Основной инструмент – разум и мышление.
Результаты закрепляются в знаковых формах, системах
Чувственное
Низшая ступень познания. Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус). Познание через чувственные образы (представления).
Низшая ступень познания.
Осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).
Познание через чувственные образы (представления).
Формы познания
Рациональное (логическое)
Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
Формулируется с помощью суждений, умозаключений, понятий.
Чувственное
В форме ощущений, восприятий и представлений.
В форме ощущений, восприятий и представлений.
Формы чувственного познания
Ощущение
- Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов
Восприятие
- Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности
Представление
- Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).
Формы рационального познания
Понятие
- Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки.
Суждение
- мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел.
Умозаключение (теория)
Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области
Ступени познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.
Истина и её критерии
Урок обществознания.
10 класс
Р.Декарт
Д.Беркли, Э.Мах, Р.Авенариус
Платон и Гегель
Философы об истине
Важнейший признак истинного знания - ясность
Важнейший признак истинного знания - ясность
Истина – это соответствие знания объекту, действительности
Истина – это соответствие знания объекту, действительности
Аристотель
Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира
Истина – это результат совпадения восприятий большинства
Истина – это результат совпадения восприятий большинства
Что такое истина?
С. 58-59 (1 абзац)
Проблема истины
Адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение?
Адекватно (правильно)
Истина
Неадекватно (неправильно)
Заблуждение
Заблуждение и ложь?
С.60.
Свойства истины
Конкретность
Объективность
это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
это зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли
Агностицизм
Эмпирики
Рационалисты
Прагматики
«Недоступный познанию» (греч.) Отрицают возможность получения истинного знания
«Недоступный познанию» (греч.)
Отрицают возможность получения истинного знания
«Опыт» (греч.) Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию
«Опыт» (греч.)
Отводят решающую роль в достижении истины чувственному познанию
«Разум» (лат.) Считают разум критерием истины
«Разум» (лат.)
Считают разум критерием истины
«Действие» (греч.) Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач
«Действие» (греч.)
Истинно то знание, которое способствует решению жизненных задач
Истина
Объективная
Не зависит от человека, существует в объективной реальности
Не зависит от человека, существует в объективной реальности
На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Абсолютная истина
Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически невозможно.
Практическая работа.
Класс делится на мини-группы.
Каждая группа получает часть картинки. Что изображено? Выдвижение версий.
«Собери картинку». Объединение групп. Выдвижение версий текста, который мог бы быть под картинкой. (относительная истина)
Показ учителем целой картинки и чтение текста из периодической печати. (абсолютная истина)
Обобщение изученного.
Что такое истина?
Назовите черты истины.
Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
Каким образом человек постигает истину?
Домашнее задание.
С. 58-60.
С. 65-66, документ.
С. 67 «Мысли мудрых», эссе.
Виды познания.
Виды познания
Обыденное
Научное
Философское
Художественное
Социальное
Самопознание
Научное познание и его особенности.
С. 60
1. Научное познание
Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Используются особые методы и формы познания.
Уровни и методы научного познания
С. 61
Уровни научного познания
Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса.
Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.
Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.
Методы научного познания
1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент
2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование
2. Способы ненаучного (обыденного) познания
Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности.
Опыт повседневной жизни, жизненная практика.
Народная мудрость и здравый смысл.
Паранаука.
Познание средствами искусства.
Социальное познание и его особенности
С. 61-62
3. Социальное познание
Совпадает объект и субъект познания.
Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.
Сложность изучаемого объекта – общества.
Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.
4. Самопознание
Получение человеком знаний о самом себе.
Формы самопознания:
Самоузнавание
Самооценка
Самоисповедь
Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.
5. Художественное познание
1. Познание мира с помощью художественных образов.
2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли.