Духовная сфера общества. Подготовка к ЕГЭ
1. Понятие культуры.
2. Компоненты культуры: наука, образование,
религия, мораль, искусство,
3. Формы и разновидности культуры. Функции
4. Наука. Основные особенности научного
мышления.
5. Естественные и социально-гуманитарные науки
6. Образование, его значение для личности и
общества
7. Понятие религии, ранние формы верований,
мировые религии, функции религии
8. Понятие искусства. Виды искусства
Духовная сфера = культура
1. Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
2. «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
3. «Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»
Компоненты культуры: Наука. Образование. Мораль. Религия. Искусство
Материальная и духовная культура
• Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, служащих
удовлетворению жизненных потребностей результат – вещи
• Духовная культура – совокупность духовных ценностей
и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. результат – символы
Формы культуры
• Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
• Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
• Народная – анонимность, коллективность, первичность
• Экранная – видео, компьютеры
10. Разновидности культуры
• По мнению большинства исследователей разновидностей три:
• Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
• Субкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
• Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Функции культуры
1. Гуманистическая
2. Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
3. Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
4. Познавательная(гносеологическая)
5. Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
6. Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами,
принадлежащими к ней познавательная
• Это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
оценочная
• осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.
регулятивная (нормативная)
• Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех
областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
информационная
• осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом
предшествующих поколений.
коммуникативная
• Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и
совершенствование личности через общение.
социализация
• Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным
ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию
Наука как компонент культуры
Наука- это сфера творческой деятельности, направленная на
получение, обоснование, систематизацию и оценку новых
знаний о природе, обществе, человеке.
Наука –это определенный социальный институт, состоящий
из системы научно-исследовательских учреждений,
объединений, центров, научной деятельности ученых
1. Особенности: Принцип объективности, т.е. изучение мира
таким, какой он есть независимо от человека.
Полученный результат не должен зависеть от мнений,
пристрастий, авторитетов. Цель – получение истины!
2. Рационалистическая обоснованность.
3. Системность знания (научное знание выражается в
форме теории или развернутого теоретического понятия).
4. Проверяемость с помощью различных методов научного
познания.
Методы научного познания - эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент
научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в моделью выступает ходе эксперимента
научная гипотеза, то есть исследователь может предположение, догадка изолировать интересующий его редмет, подвергнуть его специальным воздействиям
Уровни научного познания эмпирическое познание теоретическое познание имеет дело с фактами, а имеет дело с
также с законами, абстрактными научными которые устанавливаются законами, а также такими в результате обобщений и объектами, которые систематизации нельзя непосредственно результатов наблюдений и наблюдать, к примеру эксперимента электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности
Функции науки:
• Культурно-мировоззренческая
• Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
• Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического
развития)
Черты (принципы) образования
• Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства
• 1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
• 2. гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
• 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
Уровни образования
Общее
образование
• дошкольное
образование
• начальное общее
образование
• основное общее
образование
• среднее (полное)
общее образование
• дополнительное
образование детей
Профессиональ
ное образование
• начальное
профессиональное
образование
• среднее
профессиональное
образование
• высшее
профессиональное
образование
• бакалавриат
• Магистратура
Послевузовское
профессиональ
ное образование
• Аспирантура
• Докторантура
• Повышение
квалификации
• Второе высшее
образование
• Переподготовка
• Профессиональная
подготовка
Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Сущностью религии является Вера в Бога
– это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Функции религии
•Мировоззренческая- создание
религиозной картины мира
•Компенсаторная, снимающая
социальное и душевное
напряжение, помогает человеку
преодолеть бессилие, страдания,
болезни
•Воспитательная, проповедующая
высокие нравственные ценности и
нормы и призывающая человека к
достойному поведению
•Коммуникативная,
способствующая сближению и
общению верующих
Религия существует в различных формах
Мировая религия— религия,
распространившаяся среди народов
различных стран и континентов
Чтобы религия считалась мировой, она
должна удовлетворять следующим
критериям, предложенным ЮНЕСКО :
1.объединение крупной общности людей
2.наличие последователей во многих странах
и среди различных народов
• Пантеизм – МИР = БОГ
• Политеизм (язычество) –
МНОГОБОЖИЕ
• Монотеизм – МОНОБОЖИЕ
• Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие
в Бога и сверхъестественные
силы
Мораль – совокупность одобренных
общественным мнением норм, определяющих
отношения людей в обществе, их обязанности друг
перед другом и перед обществом
Опирается на
Авторитет общественного
мнения
Нравственные
убеждения личности
Основные нравственные понятия: добро, зло, долг,
совесть, гуманизм. Золотое правило нравственности:
поступай по отношению к другому, как к самому себе
Искусство как компонент культуры
Искусство- это сфера духовно-практической
деятельности, которая направлена на
художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая
деятельность
Произведения
искусства
Как и наука, искусство стремится выявить значимые
свойства предметов и явлений, но представляет эти
характеристики в виде конкретных чувственнонаглядных образах. Художественный образ –это
чувственное воссоздание жизни автором
Общественные функции искусства
Общественно-преобразующая
• оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает
их в направленную деятельность по преобразованию общества
Художественно-концептуальная
• анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная
• духовно-нравственное становление личности
Познавательно-эвристическая
• Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке
Общественные функции искусства
Эстетическая
• формирует эстетические вкусы и потребности человека
Гедонистическая
• доставляет людям удовольствия; учит людей относится к миру
позитивно, смотреть в будущее с оптимизмом
Утешительно-компенсаторная
• восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в
реальной действительности, способствует сохранению и
восстановлению психического равновесия личности
Внушающая
• воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Общественные функции искусства
Синтезирующая
• является сокровищницей образов и символов, в которых
выражаются значимые для человека ценности
Коммуникативная
• Связывает людей вместе, служит средством общения и
коммуникации
Рекреационная
• Служит средством отдыха, освобождением от повседневных
трудов и забот