Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
Понятие искусства. Виды искусства
Духовнаясфера = культура
Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
«Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог
М. Херсковиц
Рокеры
Эмо
Молодежные субкультуры
Готы
Компоненты культуры
Наука
Образование
Религия
Мораль
Искусство
Иногда образование не включают в компоненты культуры
5
Формы культуры
Массовая– коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
Элитарная (высокая)– не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
По мнению большинства исследователей разновидностейтри:
Доминирующая культура- культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
Субкультура(от лат. Sub- под) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
Контркультура( от лат. Contra- против)– культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Функции культуры
Гуманистическая
Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
Познавательная(гносеологическая)
Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
5
Наука как компонент культуры
Наука-это сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.
Наука –это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых
Особенности: Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
Рационалистическая обоснованность.
Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
Проверяемость с помощью различных методов научного познания.
5
Методы научного познания
эмпирическое познание
теоретическое познание
наблюдение и эксперимент
научное моделирование, аналогия, абстрагирование
в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям
моделью выступает научная гипотеза , то есть предположение, догадка
Уровни научного познания
эмпирическое познание
имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента
теоретическое познание
Закон Архимеда
имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены
Закон всемирного тяготения, законы наследственности
Функции науки
Культурно-мировоззренческая
Непосредственная производительная сила общества(включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
Социальная функция(данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)
Черты (принципы) образования
Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства
1.гуманизация -потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
2. гуманитаризация– увеличение количества гуманитарных предметов
3.интернационализация– формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
Уровни образования
Послевузовское профессиональное образование
Общее образование
Профессиональное образование
АспирантураДокторантураПовышение квалификацииВторое высшее образованиеПереподготовкаПрофессиональная подготовка
Аспирантура
Докторантура
Повышение квалификации
Второе высшее образование
Переподготовка
Профессиональная подготовка
дошкольное образованиеначальное общее образованиеосновное общее образованиесреднее (полное) общее образованиедополнительное образование детей
Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных сверойчеловека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
14
Функции религии
Мировоззренческая- создание религиозной картины мира
Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
Воспитательная,проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
Коммуникативная,способствующая сближению и общению верующих
14
Религия существует в различных формах
Мировые религии
Мировая религия— религия,распространившаяся среди народов различных стран и континентов
Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО :
1.объединение крупной общности людей
2.наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Пантеизм – МИР = БОГ
Политеизм (язычество) – МНОГОБОЖИЕ
Монотеизм – МОНОБОЖИЕ
Атеизм – БЕЗБОЖИЕ, неверие в Бога и сверхъестественные силы
Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в обществе, их обязанности друг перед другом и перед обществом
Опирается на
Авторитет общественного мнения
Нравственные убеждения личности
Основные нравственные понятия: добро, зло, долг, совесть , гуманизм. Золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому, как к самому себе
14
Искусство как компонент культуры
Искусство- это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая деятельность
Произведения искусства
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором