Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.
Цель: рассмотреть основные проблемы общественного развития, познакомиться с
основными критериями социального прогресса.
Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерий прогресса”; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.
В данной презентация были использованы материалы с сайта РИАновости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Многовариантность общественного развития »
Платон, Аристотель – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота
Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества
Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
Современныеисследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса .
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливатьсястагнация(застой).
Регресс – процесс упадка
Прогресс –
направление развития, которое
характеризуется переходом от
низшего к
высшему.
РЕФОРМА (ОТ ФР. REFORME, ЛАТ. REFORMARE — ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ)
–степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
реформа
РЕВОЛЮЦИЯ (ОТ ЛАТ. REVOLUTIO — ПОВОРОТ, ПЕРЕВОРОТ)
–коренное , качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
революция
Традиционные критерии:
Развитие материального производства.
Развитие производительных сил
Развитие разума, нравственный критерий ( Сен-Симон , фран. философ)
Прогресс в области морали, науки и техники.
Сознание свободы.
Уровень гуманизации общества*
положение в обществе личности:степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья.
средняя продолжительность жизни .
как сказал один из известных
поэтов,
«все прогрессы реакционны,
если рушится человек».
Гуманистические критерии прогресса :
- средняя продолжительность жизни человека,- детская и материнская смертность, состояние здоровья,- уровень образования,- развитие различных сфер культуры,- чувство удовлетворенности жизнью,- степень соблюдения прав человека,- отношение к природе и др.
Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад.
Прогресс техники,
индустрии, химизации
Приводитк разрушению природы,
подрыву основ существования
человека.
Повлекло за собой болезни:
Использование компьютерной техники
ухудшение зрения,
психические отклонения и др.
Рост крупных городов привел
к увеличению нагрузки
на человеческий организм
(стрессы, сердеч. заболевания)
С повышением уровня экономического развития возрастает продолжительность жизни
Динамика средней продолжительности жизни
в России и странах Евросоюза
Динамика коэффициента рождаемости
в России и странах Евросоюза
Большее богатствоблагодаря множеству механизмов способствуетлучшему образованию, увеличению запасов продовольствия и большей доступности питьевой воды, что в свою очередь ведетк улучшению здоровья .
Более здоровые люди более энергичны, реже отсутствуют на работе, а, следовательно, более продуктивны, за какой бы вид экономической деятельности они ни взялись.
Такулучшение здоровья ведет к росту человеческого капитала,что способствует созданию и распространению технологий, еще больше развивающих здравоохранение и ускоряющих экономический рост.
По всей видимости, причины и следствия роста богатства и здоровья взаимно усиливают друг друга, складываясь во взаимосвязанные циклы.